«…Последняя битва Кенесары с киргизскими войсками произошла к востоку от села Токмак, в горах Кекли, недалеко от города Пишпек. Войска Кенесары расположились на горном плато под названием Майтёбе, в 1-2 километрах от реки Чу. Киргизы веками называют Майтёбе «кровавой землей».
К Майтёбе с северо-востока примыкает гора Кекли, которую местное население называло «священным холмом». К западу от этого холма простирается долина Каракөныс, простирающаяся до реки Чу. Эта долина делится на две части: одна называется «Алмалы сай», а прилегающая к ней долина — «Саулман». Эти долины богаты лесами, посреди них течет бурная река. Именно в «Алмалы сай» были схвачены Кенесары киргизскими манапами. Штаб Кенесары располагался в Майтёбе. Остатки временного укрепления, построенного сторонниками Кенесары, рва, вырытого с восточной стороны горного плато, и каменной насыпи сохранились до наших дней.
Судьба битвы Кенесары с киргизами была предопределена победой киргизов. Во-первых, руководители царских отрядов совещались с манапами о плане военных действий. В своем рапорте генерал-майору Вишневскому есаул Нюхалов писал: «Я отправил письма известным биям – бию рода Бугы Борамбаю Бекмуратову и Ажибаю Сералину, бию рода Сарыбагыш Орман Ниязбекову, бию рода Солты Жангарашу Есхожину и призвал их уничтожить Кенесары, врага вас и русского правительства».
Во-вторых, казахский султан Рустем и би Сыпатай присоединились к движению Кенесары из страха быть разграбленными. В ночь перед битвой они бежали из отрядов Кенесары. Об этом Мадибек Беккожаев говорит так: «Сыпатай и султан Рустем ночью отделили свои войска, перешли за реку Чу и, достигнув «Мыкан суы», искали переправу и шли до рассвета. В это время их заметили киргизские войска и напали. Враг позади, а впереди непроходимая болотистая вода, вот в таких условиях казахи были перебиты, а часть попала в плен».
Услуга, оказанная Сыпатаем и Рустемом, не осталась незамеченной. Позже манап Жантай Карабеков, прося начальника пограничной службы сибирских киргизов наградить султана Рустема, писал: «Султан Рустем и би Сыпатай Алибеков забрали свои войска и ушли, что создало условия для моей победы над Кенесары».
В-третьих, беки Коканда передали свои войска под командование манапа Орман.
Понимая безнадежность ситуации, Кенесары созвал военный совет и рассмотрел пути выхода из окружения. Наурызбай предложил Кенесары: «Дайте мне 200 джигитов из рода Тама во главе с батырами Курманом и Агыбаем, годных к бою, и я с этими джигитами прорвусь через ряды киргизов». Хотя все поддержали это предложение, Кенесары не согласился. «Если мы прорвемся, то будем бежать без остановки. Кто будет иметь быструю лошадь, тот спасется. А большая часть народа погибнет. Если я, будучи главнокомандующим, сбегу, то больше не смогу быть ханом для народа».
Кенесары предложил зарезать всех лошадей, оставив только 30 лошадей для перевозки продовольствия, и пробиться пешком, взяв в руки копья. Но никто не поддержал его предложение. Было принято решение ждать до следующего дня в надежде, что помощь придет. Но помощь не пришла.
Кенесары и Наурызбай решили прорвать окружение, каждый со своим отрядом.
Кенесары со своим отрядом намеревался выйти из окружения через болотистую реку под названием Карасуык. При переправе через реку многие люди утонули, но, несмотря на это, воины старались спасти Кенесары. Один из участников восстания описывает это событие так: «Сотни людей Кенесары утонули под ударами напиравших сзади черных киргизов, но, умирая, они пытались спасти своего любимого султана Кенесары. Жертвуя собой, они меняли султана с тонущей лошади и отдавали свои лошади».
Попытка прорыва из окружения закончилась неудачей. Наурызбай со своим отрядом погиб в неравном бою. Кенесары был схвачен манапами.
Перед смертью Кенесары вновь высказал свое мнение киргизским манапам: прекратим вражду и объединим силы казахов и киргизов для совместной борьбы против общего врага – Коканда. Однако киргизские манапы и на этот раз не приняли его предложения.
Перед смертью Кенесары, в присутствии собравшегося народа, запел песню. В своей песне он рассказал о всем пройденном пути тяжелой борьбы за свободу и независимость своего народа, вспомнил широкие степи Сарыарки, своих соратников, павших в бою. Момент перед смертью Кенесары описывается так: «Кенесары, посмотрев на собравшийся народ, на далекие горы, на высокое небо, залитое солнечным светом, а затем на окружающих, начал петь. Песня звучала долго, и собравшиеся слушали, затаив дыхание. Слова песни овладели слушателями, покорили их сердца и сильно взволновали. В своей песне он вспоминал всю свою жизнь, прожитую в широкой степи, где он родился и вырос, в родном ауле».
Смерть Кенесары стала тяжелым ударом для его соратников, его боевых друзей.
Источник: Е. Бекмаханов. «Казахстан в 20-40-е годы XIX века» 1993 год.
Страницы 334-337
Подготовил Р. Нуркен
namys.kz