Известный казахский писатель Дулат Исабеков всегда активно участвовал в общественной жизни, выражая свое мнение по поводу крупных и мелких событий, происходящих в стране.
Писателя волнует множество вопросов: связь между читателем и литературой, неожиданные явления в повседневной жизни и проблемы в сфере культуры… Наш сегодняшний разговор также развернулся в этом направлении.
– Говорит мудрец Абай: «Чрево, полное, безделье – губят человека». Не влияют ли эти негативные явления, о которых говорил наш предок Абай, на участившиеся в последнее время в стране террористические акты, различные правонарушения, рост преступности среди молодежи?
– Есть слова Султанмахмута: «Добро вижу в себе, зло вижу в себе». Все происходит от нас самих. Враг не приходит к нам извне. Мы сами довели себя до такого состояния. Как? Потому что мы боремся только со следствиями, а не с причинами. Например, существуют ли специальные научно-исследовательские институты, изучающие корни, причины самоубийств среди детей? Нет. Никто не вникает в их последствия. Без таких исследований, без выяснения причин, подобные действия, несомненно, будут продолжаться. Сейчас многие наши молодые люди – безработные. Спросите парня, совершившего кражу, он скажет: «Нет работы, нет денег, поэтому поневоле пошел на кражу». Спросите женщину, продавшая ребенка: «Мне стало трудно жить, что мне оставалось делать, как не продать ребенка?» – и задаст вам встречный вопрос. Продажа ребенка – это немыслимое дело ни в одной религии. Или рождение ребенка с целью продажи – такое происходит только у нас. В чем корни всего этого? В безработице и в том, что сытые люди. В стране реализована программа «С дипломом – в село». Мы иногда превращаем эту прекрасную программу в лозунг. Например, в моем селе Монтайтас проживает восемьсот человек. Кто поедет в село с дипломом? В селе работает только школа. Мы ведь не можем отправить всех дипломированных специалистов только в школу. После распада Советского Союза колхозы и совхозы сохранили только два государства. Это Узбекистан и Беларусь. Там везде есть работа. Возможно, зарплата невелика. Главное, что есть работа для рук. В условиях такой кампании они не бросили кетмень и лопату. Все заняты работой. У нас все развалилось. Нет работы для рук. По моему мнению, корень роста преступности кроется именно здесь. Сейчас в стране развелось множество различных религиозных центров. Мы видим и знаем это, но не в силах бороться. Много людей с короткими штанами и бородами. К какому течению они принадлежат? Не являются ли они сектантами? Почему мы этого не исследуем? Кто уезжает в Сирию? Те, кто заблудился. Тех, кто без работы, без денег, легко увлечь различными течениями. Сначала им застилают глаза деньгами. Кормят бесплатно, обучают. Затем, как водоворот, затягивают к себе и легко сбивают с пути. А потом реализуют свои желания. Думаю, что корни событий, произошедших в Актобе и Алматы, кроются здесь. Недавно в Алматы действовал один человек. Из-за одного человека пострадал только Алматы? Все внимание Казахстана было приковано к нему. Почему один человек свободно действовал? Все это свидетельствует о нашей неподготовленности ко многим вещам. Радует, что Елбасы сохраняет мир и стабильность в стране. Это тоже правильно. Но последние события доказали, что нельзя сидеть безмятежно, говоря «мы в безопасности».
– Не является ли одной из причин «блуждания» многих молодых людей отсутствие у них образования, неграмотность?
– Что такое невежество? Неграмотность? Но ведь все они просидели за школьной партой как минимум 11 лет. Были люди, которые управляли страной, имея семиклассное образование. Вы знаете это из истории. Разве не были мудрее старики, не умевшие читать и писать, не ходившие в школу? По моему мнению, здесь самая большая проблема – низкий уровень сознания. С чего начинается низкий уровень сознания? О вчерашнем парне тоже говорят: «он был дисциплинированным». Если бы мы сказали, что причиной его заблуждения стало непрочтение литературы, это было бы слишком упрощенно. Человек, много читающий художественную литературу, возможно, не совершил бы таких поступков. Но ведь за одиннадцать лет, проведенных за партой, он ознакомился с несколькими произведениями по программе литературы. Поэтому у меня язык не поворачивается сказать, что он совершил такие поступки из-за неграмотности. Правда, в свое время наши литературные произведения переходили из рук в руки. Даже моя первая книга вышла тиражом 24 тысячи экземпляров. Сейчас этот тираж упал до двух тысяч. Тираж журнала «Жулдыз» составлял 240 тысяч. Его читали в горах, пряча в карманах. В книжных магазинах было полно казахских книг. Если не было книжного магазина, книги продавались в углу центральных магазинов. Если хотите, книги раздавали бесплатно в придачу к индийскому чаю. Поэтому у читающего человека формировалось иное сознание. Он избегал хулиганства. Нечасто впадал в беспорядки. И внутреннее воспитание формировалось иначе. Сейчас все это прекратилось. Расул Гамзатов когда-то сказал: «Советская власть отделила церковь от себя. А независимая Россия отделила литературу». Отделение литературы ведет к деградации внутреннего мира людей. Сейчас большинство чиновников не читают книг. Закончили школу, поступили в вуз. Я уверен, что они не открыли ни одной дополнительной книги. Как может воспитать кого-то человек, который сам не читает? Разве они не самые ответственные люди в государстве? Раньше на ответственные должности привлекали людей, знающих положение народа, способных вникнуть в его нужды и горести. Сейчас все наоборот. Раньше литература и читатель были едины. Сегодня я ощущаю, будто литературу и народ разделили. Из-за этого молодежь с поверхностными знаниями и низким уровнем сознания легко поддается любому течению, любой проповеди. Люди, у которых не сформировалась внутренняя культура, потерявшие ориентиры, склонны к зависти, подражанию, заражению. С другой стороны, этому способствуют и бытовые социальные условия. В эпоху, когда быт правит сознанием, я опасаюсь, что некоторые молодые люди, получив деньги, не остановятся даже перед тем, чтобы направить оружие на народ.
– Не является ли одной из причин «блуждания» молодежи отсутствие у них образования, неграмотность?
– Что такое невежество? Неграмотность? Но ведь все они просидели за школьной партой как минимум 11 лет. Были люди, которые управляли страной, имея семиклассное образование. Вы знаете это из истории. Разве не были мудрее старики, не умевшие читать и писать, не ходившие в школу? По моему мнению, здесь самая большая проблема – низкий уровень сознания. С чего начинается низкий уровень сознания? О вчерашнем парне тоже говорят: «он был дисциплинированным». Если бы мы сказали, что причиной его заблуждения стало непрочтение литературы, это было бы слишком упрощенно. Человек, много читающий художественную литературу, возможно, не совершил бы таких поступков. Но ведь за одиннадцать лет, проведенных за партой, он ознакомился с несколькими произведениями по программе литературы. Поэтому у меня язык не поворачивается сказать, что он совершил такие поступки из-за неграмотности. Правда, в свое время наши литературные произведения переходили из рук в руки. Даже моя первая книга вышла тиражом 24 тысячи экземпляров. Сейчас этот тираж упал до двух тысяч. Тираж журнала «Жулдыз» составлял 240 тысяч. Его читали в горах, пряча в карманах. В книжных магазинах было полно казахских книг. Если не было книжного магазина, книги продавались в углу центральных магазинов. Если хотите, книги раздавали бесплатно в придачу к индийскому чаю. Поэтому у читающего человека формировалось иное сознание. Он избегал хулиганства. Нечасто впадал в беспорядки. И внутреннее воспитание формировалось иначе. Сейчас все это прекратилось. Расул Гамзатов когда-то сказал: «Советская власть отделила церковь от себя. А независимая Россия отделила литературу». Отделение литературы ведет к деградации внутреннего мира людей. Сейчас большинство чиновников не читают книг. Закончили школу, поступили в вуз. Я уверен, что они не открыли ни одной дополнительной книги. Как может воспитать кого-то человек, который сам не читает? Разве они не самые ответственные люди в государстве? Раньше на ответственные должности привлекали людей, знающих положение народа, способных вникнуть в его нужды и горести. Сейчас все наоборот. Раньше литература и читатель были едины. Сегодня