В этом году для проведения сельскохозяйственных работ в стране потребуется всего 366,8 тыс. тонн дизельного топлива. В 2016 году Министерство энергетики РК заявило, что оптовая цена дизельного топлива для крестьян, предназначенного для посевных работ, составит 79 тенге за литр, а розничная цена — 99 тенге за литр. В прошлом, 2015 году, согласно нормативам расхода топлива, необходимым производителям сельскохозяйственной продукции, спрос на дизельное топливо составил 786,4 тыс. тонн (из них 365,7 тыс. тонн было выделено на весенний сев, 420,7 тыс. тонн — на осенние уборочные работы). В целом, в течение последних нескольких лет представители сельскохозяйственной отрасли потребляют этот объем ГСМ в период весенних посевных и осенних уборочных кампаний.
Стоит отметить, что, несмотря на вмешательство государства в регулирование цен на дизельное топливо, средства из бюджета напрямую на удешевление ГСМ не выделяются. Производители сельскохозяйственной продукции должны самостоятельно решать вопрос финансирования закупки ГСМ. А для производителей сельскохозяйственной продукции существует иной способ фиксации удешевленной цены на дизельное топливо при проведении сезонных полевых работ. То есть, до сих пор Министерство энергетики административным путем совместно с нефтеперерабатывающими заводами устанавливает оптовую цену на отпуск дизельного топлива для сельхозпроизводителей. Эта цена будет немного ниже рыночной оптовой цены и называется удешевленной. Данная цена отпуска дизельного топлива для производителей сельскохозяйственной продукции фиксируется на определенный срок, насколько это возможно. В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», Министерство энергетики ежегодно составляет специальный график. Также, покупатели нефтепродуктов оптом и продавцы в розницу обязаны предоставлять приоритет производителям сельскохозяйственной продукции при покупке и продаже нефтепродуктов ежегодно со 2 марта по 3 мая, с 1 августа по 31 октября.
Тем не менее, нефтеперерабатывающие заводы республики не в состоянии полностью удовлетворить спрос приоритетных отраслей в обеспечении дизельным топливом. Часть ГСМ импортируется из-за рубежа, дизельное топливо для зимы в основном доставляется из России. Одна из причин заключается в качестве ГСМ, поскольку известно, что нефть, производимая в Казахстане, содержит высокое количество серы. Это неизбежно влияет на ее качество и себестоимость.
В целом, производителями нефтепродуктов в Казахстане являются Атырауский нефтеперерабатывающий завод, Павлодарский нефтехимический завод, шымкентский «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) — основные поставщики ГСМ в стране. Нефтепродукты, производимые на этих НПЗ, в настоящее время соответствуют стандартам ЕВРО-2 (это старый стандарт 1996 года, развитые страны перешли на экологические стандарты ЕВРО-4 и ЕВРО-5 с ограничением вредных веществ). Кроме того, совокупная мощность переработки нефти на указанных заводах составляет 14,5 млн. тонн нефти в год. Местоположение заводов удобно для равномерного обеспечения регионов страны.
В первом полугодии 2016 года объем потребления дизельного топлива составил 2240,7 тыс. тонн, из них 2091,1 тыс. тонн приходится на отечественное ГСМ, а импорт составил 140,7 тыс. тонн.
В связи с этим, в целях повышения качества и объема нефтепродуктов, производимых на нефтеперерабатывающих заводах страны, и полного удовлетворения спроса, осуществляется модернизация указанных заводов. Эти работы проводятся в рамках Программы индустриально-инновационного развития и планируется поэтапно завершить в 2017 году. В результате реконструкции этих заводов должны быть выполнены такие планы, как полное удовлетворение спроса внутреннего рынка, избавление от импорта высокооктановых бензинов, снижение содержания серы в бензине и дизельном топливе и улучшение их качества, снижение вредного воздействия на окружающую среду, доведение качества нефтепродуктов до стандартов ЕВРО-4 и ЕВРО-5, увеличение мощности заводов до 17,5 млн. тонн в год.
Национальный портал