ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Общество » Мудрец Алаша

Мудрец Алаша

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
16 августа, 2016
in Общество
0

Абай вмещал в себя весь мир.

С.Н.Марков.

Да, так писал русский человек с добрым сердцем, верный друг нашего народа, поэт-путешественник, писатель. «Абай вместил в себя весь мир». Как точно сказано! Воистину, мир в сознании великого поэта безграничен и широк. Восток и Запад, Юг и Север – весь мир сходился и встречался в его чистом разуме. Абай дорог казахам и всему человечеству не только как поэт, но и как мудрец. Мировоззрение поэта было чистым и уникальным. Глубокий и вдумчивый, боевой и борцовский дух. Абай – основоположник казахской национальной философии, гениальный мыслитель, глубоко постигший тайны творения и бытия, природы и общества, времени и человека. Поэтому его называют великим казахским поэтом и мыслителем. Поэтому мы говорим: «Абай мудр, Абай уникален среди казахов». Среди казахов много выдающихся поэтов, но мало гениальных мыслителей. Поэтому мы называем его МУДРЕЦОМ АЛАША.

«Абай вместил в себя весь мир». Все сказано в этих немногих словах. Было бы излишним что-либо добавлять к этим кратким и емким словам. Однако, если не рассказать сегодня, как мы познаем Абая, то когда? Если посмотреть со стороны, он был поистине высококультурным человеком. Знаменитый американский путешественник, автор нашумевшей книги «Сибирь и ссылка» Джон Кеннан писал, что он встретил в Семипалатинске пожилого казаха, читавшего Бокля, и выразил свое удивление и восхищение.

Этим пожилым казахом был Абай. Однако он читал не только Бокля. Он знал наизусть русскую и персидскую поэзию и читал ее в оригинале, занимался суфийской литературой. Ознакомился с трактатами восточных и западных мыслителей.

Не говоря уже о другом, я не могу не признать, что еще в семидесятые годы, будучи студентом, я замечал в его стихах, таких как «Человек – это мешок, несущий навоз…», экзистенциальные мотивы… Конечно, это вопрос, который требует изучения и осмысления. Тем не менее, я хотел бы передать некоторые мысли, высказанные тогда, и это не будет лишним.

Ведь мы ищем у Абая то, что есть у других поэтов, и то, чего нет. Абай, который общался с древнегреческими философами, дружил с Платоном, Аристотелем, Сократом, аль-Фараби, Хайямом, беседовал со Спинозой, Локком, Руссо, делил горести с Белинским, Добролюбовым, Чернышевским, погружался в лес мыслей, знал позитивиста Герберта Спенсера, наверняка слышал о «философии жизни», «философии существования» в виде терминов или сведений. Даже если он не слышал, разве мог не почувствовать чуткий поэт, проницательный мыслитель, который всегда был внимателен?

Вот если он не почувствовал:

Человек – это мешок, несущий навоз,

И когда умрешь, будешь вонять еще хуже навоза.

Ты хвастаешься, что ты равен мне,

Это признак невежества, как и раньше.

Вчера был ребенком, достиг многого возраста,

Стало ясно, что ты не можешь оставаться в одном положении.

Люби человека, почувствуй мудрость Бога,

Что еще есть интерес в жизни, кроме этого?!

Абай написал это стихотворение в пожилом возрасте, в 1899 году. Он размышляет о смысле жизни, в нем есть явный экзистенциальный мотив. Он показывает мимолетность жизни. Он говорит, что смысл жизни – любить человека, чувствовать силу Бога. Видите ли, несмотря на то, что он говорил горькую правду так открыто, в конце концов он призывал не к ненависти, а к любви к человеку. Это вывод, который не согласуется с «философией существования». Что касается второй мысли, то Абай противоречит сам себе в отношении религии. В этом стихотворении он говорит:

Днем и ночью в моих мыслях один Бог,

Его воля сделала меня влюбленным в него.

Создатель, разум существ не может постичь,

Все, что познано разумом, – безбожие.

Он заставляет других принимать разум,

Не познав, он делает одного Бога.

Упав в сон, открыв глаза,

Снова стремишься и думаешь с великой силой.

Как видите, в первых двух строках он выражает свою преданность Богу. В последующих строках он говорит, что разум существ не может постичь Творца, и все, что познано разумом, – безбожие. Можно сказать, что в этих мыслях есть некоторые экзистенциальные мотивы. Религиозные экзистенциалисты также говорят, что Бог – это «абсолютное Я», и нет необходимости думать о нем, потому что человеческий разум не может его постичь; разве это не «пустая трата времени»? Говоря «Не познав, он делает одного Бога», Абай как бы подтверждает эту мысль, но при этом отмечает, что человек не перестает думать.

Вот и сейчас, когда естественные науки, в том числе астрофизика, значительно развились, британский астрофизик, блестящий ученый, изучавший тайны черных дыр, Стивен Хокинг в своем труде «Краткая история времени /от большого взрыва до черных дыр», пытаясь узнать, как возникли начальные условия, приведшие к наблюдаемой нами Вселенной, пишет: «Один возможный ответ – это сказать, что Бог выбрал начальную конфигурацию Вселенной из соображений, понять которые нам не дано…», как бы повторяя глубокую мысль Абая более чем через столетие.

Теперь послушайте третий куплет:

Я не принимаю сомнений и подозрений в сердце,

Тем не менее, я не могу не думать об этом.

То, что разум не может постичь, – не беда,

Я не могу насытиться пустым безразличием,

говорит он, что, как бы то ни было, он «не может насытиться пустым безразличием». В любом случае, любознательный поэт переходит к области мысли и познания.

Тысячу раз благодарим, сегодня казахи могут гордиться своим Абаем. Времена невежества и отсталости прошли. Да избавит нас Бог от конца света. Мы, кажется, обращаемся к мудрости времени.

Одно из ярких доказательств этого – наш народ с каждым годом, с каждым днем все больше понимает и почитает ценность мудрых изречений своего мудреца, его стихов и песен, его дорогое имя. Он поистине стал национальным духовным субстратом, питающим новые поколения, приходящие волнами, неиссякаемым источником могучих и убедительных слов.

Абай стоял выше трайбализма, царившего в те времена. Он показал, что не был рожден в роду Тообыкты, сказав: «Мои слова пропали для рода Тообыкты», «Бунт рода Тообыкты». А теперь, когда мы обращаемся к общечеловеческим ценностям, разве допустимо, чтобы мы, не давая и пылинки упасть на наши племена и роды, восхваляя их до небес, гордились ими от имени народа и радовались этому?!..

Абай превзошел не только род, но и казахов, поднявшись до общечеловеческого уровня. Его драгоценные слова: «Сын отца – враг человека. Сын человека – твой брат» – яркое тому доказательство. Поэтому мы почитаем Абая не потому, что некоторые наши современники ошибочно полагали, что он был потомком Аксопы, сына рода Тообыкты, султана Кунанбая хаджи, вышедшего из народа, или потому, что его дяди и тещи были из рода Каракесек. Мы почитаем его потому, что он был сыном Алаша, а не сыном отца. Став сыном своего народа, он стал и Мудрецом своего народа. Он, кто умел возвышать достоинства своего народа:

Стала партия,

Народ разделился.

Я тщетно пытаюсь остановить,

Твой шум и твой крик,

– не смог скрыть и его недостатки. А его слова «Каждый сам себе господин, вот они испортили облик страны» должны послужить уроком для наших соотечественников, разделенных на сотни частей, спорящих по племенам, сцепившихся по родам. Ведь он был совестью народа, который знал: «Мое имущество – жертва моей жизни, моя жизнь – жертва моей чести». Поэтому мы называем его ЧЕСТЬЮ И ДОСТОИНСТВОМ АЛАША.

Конечно, мы узнали из его собственных произведений и из величественной эпопеи великого Мухана, что жизненный и литературный путь Абая, сражавшегося в одиночку против тысячи, был тернист. Тем не менее, как не восхититься его творческой силой, которая, будучи жертвой судьбы и насмешек рока, не увидела ни одной публикации своих стихов при жизни? Его сильный и жизнеспособный дух, который боролся, писал, высказывал свои мысли, и даже экспериментировал, будучи почти полностью в творческом одиночестве (конечно, рядом не было равных ему), невольно вызывает восхищение.

Судьба Абая была сложной не только при жизни, но и после смерти. В зависимости от меняющейся идеологической и социальной ситуации он попеременно то был почитаем, то забываем. Тем не менее, в процессе национального духовного самопознания он постепенно занял достойное место. Теперь, когда мы освободились от влияния политики и давления времени в познании Абая, мы должны заново прочитать и познать Абая со свободной мыслью, свободным сердцем и свободным разумом свободной страны.

Кроме того, литературное творчество Абая медленно проникало за пределы казахской земли. Его переводы были слабыми и не соответствовали оригиналу. Сложилась парадоксальная ситуация: основоположник современной казахской литературы не смог заговорить по-русски, и у всех, кто хотел познакомиться с Абаем через слабые, устаревшие переводы, возникало чувство отчуждения и недоверия. Отсюда возникла необходимость пересмотра старых переводов. Похоже, что время для этого постепенно приходит. В республике и в России появилось новое поколение переводчиков. Безусловно, Абай чаще всего приходит к другим языкам через русский язык.

Сегодня Абай заговорил по-английски, по-французски, по-китайски. Абай Алаша стал Абаем Человечества, и 20 лет назад его полуторавековой юбилей отмечался во всем мире под эгидой ЮНЕСКО. То, что Абай заговорил на многих языках, что его начало узнавать все четыре стороны света, – это благо. Однако прежде всего мы должны говорить на языке Абая. Прежде всего, мы должны познать Абая сами. Ведь познание Абая – это познание самих себя. ПОЗНАНИЕ АБАЯ – ЭТО ПОЗНАНИЕ АЛАША.

Познание Абая

В ночи он вспыхнул, как Маздак,

Чудесное бытие, рожденное из огня и света.

С целью указать путь этому несчастному народу,

Казах-мыслитель исследует бескрайние просторы.

Разрушая стены невежества,

Он пробудил спящие века.

Чтобы разбудить свой многочисленный народ от сна,

Он провел свою жизнь, играя на барабане.

Много поколений склонялись перед ним,

Он говорил свою справедливую речь, не колеблясь.

Если встречался тернистый путь,

Он выдерживал, не отступая, не скользя.

Опираясь на стремление и усердие,

Он записывал свои мысли в прекрасном письме.

Познание истины, начавшееся с «Гаклии»,

Продолжилось в «Гаклиат-тасдик».

Я старался стать похожим, хотя и не был,

Я приложил голову к благословенным стихам – я жаждал…

Словно восточная олива поддержала меня,

Когда я бродил по степи, по горам – я нашел ритм.

Теплое сердце, благородная душа, богатая мудростью,

Насколько ярки все его слова, полные спокойствия!

Было бы хорошо, если бы я был одним из твоих ноянов,

О, Абай, царь поэзии, мудрец?..

Если сила и гордость угасают,

Почему мы не воспламеняемся, не закаляемся?

Пока мы узнаем себя через других,

Почему мы не узнаем себя через себя?..

Смотря в будущее с верой,

С терпением неся все свои недостатки.

Если он вместил в себя весь мир,

Он не отворачивался от своей страны.

Глубоко зная, что степь печальна,

Он озарил разум своим сиянием.

Став сыном своего народа,

Он стал Мудрецом своего народа.

Твои горести, печали и скорби,

Твои мечты и стремления, твои желания,

Твои сомнения и подозрения, твоя надежда и

Твоя вера – все в стихах Абая.

Высокая цель – гореть, не угасая,

Развиваться, не отставая от человечества.

Алаш не сможет познать себя без Абая,

Познание Алаша – это познание Абая!

Сабит БЕКСЕЙИТ,

поэт, член Союза писателей Казахстана, кавалер медали Тюрксой «Великий тюркский орел».

Национальный портал

Previous Post

Фетхуллах Гюлен: Если обвинения против меня будут доказаны, я готов вернуться в Турцию

Next Post

Федерация бокса РК: согласно правилам AIBA, апелляции по решениям судей не принимаются

Next Post

Федерация бокса РК: согласно правилам AIBA, апелляции по решениям судей не принимаются

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.