В казахском народе было немало батыров, защищавших родную землю. Одним из таких благородных батыров является Токтамыс Лакаулы, чье имя известно всему Среднему жузу. Во время нашей поездки в Абайский район мы посетили юрту седьмого потомка батыра Токтамыса, Акылтая Абишева, и своими глазами увидели знамя и оружие батыра.
Вождь рода тобыкты, водрузивший знамя
Легковой автомобиль, выехавший из Караула, мчался, поднимая пыль. За рулем находился главный редактор районной газеты «Абай елі», талантливый молодой поэт Нуржан Байтёс. Несмотря на молодость, это был проницательный юноша, накопивший в себе много ценных знаний. Он хорошо знал историю своего рода и старого Чингистау. Приближаясь к аулу батыра Токтамыса, он сообщил, что в этом ауле живут седьмые потомки батыра. Мы были заинтригованы. Действительно, если сегодня мы можем свободно ходить по нашим бескрайним землям, простирающимся от Алтая до Атырау, от Арки до Алатау, то это благодаря нашим батырам. Каждый уголок этой священной земли, защищенной нашими батырами силой копья и мощью руки, особенно дорог нам. Так как же можно приехать в аул этого прославленного батыра и не встретиться, не поговорить с его потомками? Тем более Нуржан добавил:
— Это ведь тот самый батыр, которого сам Шакарим воспел в своей поэме как «Вождя рода тобыкты, водрузившего знамя, Жуантаяка Токтамыса». Его потомки до сих пор хранят дома знамя и оружие батыра, — еще больше разжег он наш интерес.
Да, мы слышали об этом. Несколько лет назад научный сотрудник Национального музея Кайыржан Гизатулы сообщал о находке новых реликвий, связанных с батырами Каракерей Кабанбаем и Токтамысом, но потомки не проявляли желания передать их в музей. И вот теперь мы специально прибыли в юрту прямого потомка того самого Токтамыса батыра, защищавшего свою землю и народ.
— Это юрта Акылтая Нурымханулы Абишева, седьмого потомка батыра Токтамыса. Я пришла в эту юрту невесткой в 1979 году. Конечно, тогда я не знала, что выхожу замуж за потомка батыра Токтамыса. Но старшие иногда шепотом говорили: «Это священная юрта, юрта потомков батыра Токтамыса». Несмотря на то, что я была молодой невесткой, приехавшей в аул, старшие женщины уступали мне дорогу. Оказывается, они уважали дух моего прадеда-батыра. Даже до сих пор они почитают ее как главную юрту. На самом деле, я сама не из простого рода. Мои предки тоже совершали хадж, я потомок хаджи Сенкибая, — начала свой рассказ Айжан Кабдрахмановна, и мы с вниманием слушали каждое ее слово.
– Тогда в этой комнате висел большой мешок. Внутри него что-то было завернуто в белую ткань. Видя, что покойная свекровь никого не подпускала к этому мешку, я, конечно, чувствовала, что это что-то очень ценное. Сначала его хранили в сундуке. Затем стали вешать это из сундука повыше. Я сама боялась даже подойти, прикоснуться. Позже я узнала, что это было знамя батыра Токтамыса. По словам моей свекрови, оно было настолько священным, что когда его выносили в годы засухи и голода, шел дождь, и народ обретал изобилие. А вот в годы, когда я пришла сюда невесткой, люди мало говорили о подвигах, о храбрости батыра Токтамыса. Не было и возможности. Возможно, боялись говорить. Потому что политика была такой. Только после обретения нашей страной независимости, когда мы стали хозяевами своей судьбы, под руководством брата Акылтая, Несиптая, многое стало раскрываться и освещаться в печати. А в 1993 году по инициативе директора тогдашнего совхоза «Кызыл ту» Абдыгалыма Муздыбаева, потомка батыра Несиптая Нурымханова и других уважаемых людей, было отмечено 270-летие батыра Токтамыса, и был устроен большой ас. На ас батыра съехались его потомки со всех уголков страны. Из белого мрамора Мангыстау был построен мавзолей батыра Токтамыса. С тех пор о батыре стали открыто говорить, и начали выходить книги. Говорят, что поэт Байкокше написал большое дастан о батыре. Однако полная версия дастана не сохранилась. Затем народный поэт Шакир Абенов написал дастан под названием «Токтамыс батыр» по рассказу деда Акылтая, аксакала Абиша. Аксакал Абиш пригласил Шакира Абенова, рассказывал ему в течение месяца, и Шакир поэт превратил это в дастан. Но даже его долгое время никому не давали читать, держали в секрете, — говорит Айжан Габдуллина.
Зашито в подкладку халата, спрятано
По ее словам, именно этот аксакал Абиш донес до наших дней знамя и оружие батыра Токтамыса. Абиш Карсамбекулы жил с 1880 по 1968 год, был образованным по старинке, набожным человеком. В последние 50-60 лет служил муллой. Он также был летописцем, умевшим искусно передавать на литературном языке дастаны, сказания и истории, идущие из глубины веков. Токтамыс батыр – четвертый предок Абиша Карсамбекулы. В те трудные годы дед Абиш зашил знамя в подкладку халата, а оружие отвез в горы и спрятал, оставив в наследство потомкам. Говорят, что от пожара в степи сгорели рукоятки копья и сабли. Позже аксакал Абиш передал реликвии батыра своему сыну, ветерану Великой Отечественной войны Нурымхану, который после ранения служил фельдъегерем в специальном отделе связи и был награжден Почетной грамотой КазССР, и его невестке, «матери-героине» Жекен Елепбергеновой, воспитавшей 2 сыновей и 8 дочерей. В настоящее время сабля батыра Токтамыса хранится в доме старшего сына Нурымхана Абишева, Несиптая, а знамя и наконечник копья батыра – в доме Акылтая.
Айжан апай показала нам знамя батыра и наконечник копья. В этот раз она разрешила фотокорреспонденту областной газеты «Дидар» Есимхану Орынбаеву сфотографировать знамя батыра и наконечник копья, которые обычно бережно хранятся вдали от посторонних глаз.
— Сейчас мы заворачиваем знамя в белую ткань и кладем в сейф. Оно само как будто сделано из бязи, — говорит Айжан Кабдрахмановна. Знамя, ставшее свидетелем трех веков, сильно обветшало. Говорят, что после смерти батыра Токтамыса оно еще целый год развевалось под солнцем и ветром. Выше мы упоминали, что в те бурные годы аксакал Абиш спрятал знамя батыра в подкладку своего халата, сохранил его и передал потомкам.
В целом, Токтамыс батыр участвовал в трех войнах между казахами и калмыками и имел три знамени. Позже батыр Мамай передал знамя рода тобыкты, которое когда-то получил от батыра Кокеная, своему младшему брату Токтамысу. Однако неизвестно, какое из трех знамен это было.
По словам Айжан апай, Центральный музей в Алматы не раз «сватал» знамя и оружие батыра. Были даже случаи, когда эти ценные реликвии передавались в этот музей. Однако вскоре после этого брат Нурмухана, Алимхан, погиб вместе с семьей в Каскабулаке. Находятся и те, кто ищет причину трагической гибели в том, что знамя и оружие, являвшиеся оберегом и святыней целого рода более двух веков, были переданы в музей. Поэтому аксакал Нурмухан, как говорят, вернул знамя и оружие батыра Токтамыса из музея.
— И в этот раз приезжали люди из Семейского музея, просили. Дома не было ни главы семьи, ни сына. Были только мы с невесткой. Но мы не хотели снова отдавать то, что однажды было передано в музей. Следующими владельцами этой священной реликвии являются мой сын Елнур и моя невестка Сандугаш. Я часто говорю им: «Это ценная реликвия, берегите ее как зеницу ока», — говорит Айжан Кабдрахмановна.
Согласно некоторым родословным данным, Токтамыс батыр родился примерно в 1730-х годах в местности Жылыбулак у подножия Каратая Азирета и погиб примерно в 1797 году. В народе существует множество легенд о подвигах батыра Токтамыса. Говорят, что первым проявившимся и смелым подвигом Токтамыса стала знаменитая битва при Шагане. В этом сражении особо отмечается находчивость и смекалка молодого Токтамыса, проявившиеся в неожиданных маневрах. В Шаганской войне, произошедшей примерно в середине 1750-х годов, участвовали все знаменитые батыры во главе с ханом Абылаем, при поддержке Каракерей Кабанбая и Канджигалы Богенбая. А Токтамыс проявил особое мужество в Аягозском сражении. Оно произошло примерно в 1756 году. В этом бою Токтамыс батыр, выкрикивая клич всего Среднего жуза, сразился в поединке и убил двух калмыцких батыров. По обычаям того времени, батыры обеих сторон договаривались о том, какое оружие будут использовать. По словам старших, Токтамыс батыр владел всеми пятью видами оружия. В том поединке он убил второго из сражавшихся с ним калмыцких батыров, поразив его копьем.
Исследования местного поэта Мергали Ибраева о батыре Токтамысе, сборник воспоминаний ветерана Великой Отечественной войны Ж. Жунисжанова под названием «Вождь рода тобыкты, водрузивший знамя» были опубликованы. Имя батыра Токтамыса упоминается и в дастане хаджи Шакарима о событии «Енлик-Кебек». В произведении писателя Кабдеша Жумадилова «Дарабоз» также приводятся сведения о подвигах батыра Токтамыса.
В будущем Айжан апай, более сорока лет проработавшая учителем математики в школе и вышедшая на пенсию в прошлом году, вместе с сыном Елнуром планирует издать книгу о батыре Токтамысе.
Мейрамтай Имангали
Абайский район.
Дидар