Что если не беда! Если написание и произношение не совпадают – какова ценность нашего алфавита? Не потеряет ли наш язык, отличающийся такими уникальными звуками, свою мелодичность? Сегодня не только буква «ң», но и произношение букв «ә», «ы», «і», «ғ», «Һ» находится в затруднительном положении…
… Один из двух ведущих программы «Қазақстан барысы» на национальном канале – это настоящий картавый, не умеющий произносить казахскую букву «ң»: «біздін», «кілемнін», «екі мын…», “сонында”, «женіс»… У нас закипела казахская кровь. Хотелось бы вырвать язык и вывернуть его наизнанку, проклятого… Другие каналы тоже не лишены такого безобразия. Если немедленно не убрать с телевидения ведущих с дефектами речи (дефект – недостаток, изъян, неполноценность, врожденный порок, наследственное заболевание), то заразная болезнь может усугубиться и передаваться из поколения в поколение…
***
«…сколько у нас выдающихся людей, которые до сих пор не могут правильно произносить буквы нашего алфавита, путая «ң» с «н»? Может ли быть больше скорбного уныния, чем это?» Әмуал Әуелқанұлы. «Важное дело, которое стоит на повестке дня – об алфавите». «Қазақ.ру».
«…увеличилось количество телеведущих и репортеров, чей тон голоса режет слух, чей язык косноязычен и невнятен, чья речь тускла, кто не может правильно произносить даже «ң» и «і», кто болтает губами, бесцельно размахивает руками и выходит на стендап».
Қуандық Шамахайұлы. «Неужели все, у кого блестящее лицо, становятся телеведущими?», «Абай-ақпарат».
***
ДАВАЙТЕ ЖЕ НАУЧИМСЯ ПРОИЗНОСИТЬ «Ң»:
«…чтобы правильно произносить звук «ң», мы просим ребенка протяжно произнести звук «н». В это время логопед должен мягко надавливать шпателем или логопедическим зондом на язык, прижимая корень языка к мягкому небу и удерживая его там. Таким образом, приучают к протяжному произношению звука «ң» отдельно. Начинать тренировку произношения звука лучше с закрытого слога. Во-первых, звук «ң» в казахском языке не встречается в начале слова, во-вторых, звук «ң» отчетливо слышен в закрытом слоге. Можно использовать и следующий метод. При произношении звука «М» следует удерживать губы открытыми двумя пальцами. Для постановки звука «Ң» можно использовать и четвертый метод. Этот метод заключается в приучении к произношению звука «ң» путем поочередного произнесения слогов с похожими звуками. Например: ан-аң, он-оң, ын-ың, өн-өң, ін-ің, ұн-ұң…». «Технология проведения логопедической гимна