Вчера в столице прошел IV Форум машиностроителей Казахстана. На форум, в котором приняли участие заместитель главы правительства – министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, а также руководители крупных предприятий машиностроительной отрасли страны, прибыли более 100 делегатов из 20 стран мира.
В начале собрания Аскар Мырзахметов зачитал обращение Главы государства Н. Назарбаева к участникам форума.
«Уважаемые участники форума, поздравляю вас с открытием IV Форума машиностроителей Казахстана! Уверен, что этот форум откроет путь к выработке практических мер по достижению целей, стоящих перед машиностроительной отраслью в новых экономических условиях. Сегодняшние задачи требуют от вас внедрения новейших технологий, повышения производительности и выпуска конкурентоспособной продукции, ориентированной на экспорт, поэтому в государственной программе индустриального развития особое внимание уделено машиностроению», – говорится в обращении Елбасы.
Как отметил глава государства, каждый десятый проект в рамках Карты индустриализации реализован в сфере машиностроения. В этой отрасли реализовано 88 проектов на общую сумму 250 миллиардов тенге, обеспечено постоянной работой более 10 тысяч человек. В дальнейшем, как член Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации, Казахстан должен использовать свои преимущества в машиностроении и стать одним из ключевых секторов экономики страны.
Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек в своем докладе рассказал о достижениях страны в области железнодорожных, авиационных технологий и машиностроения. Он также остановился на процессе производства отечественных электромобилей. По его словам, с 2015 года наблюдаются негативные тенденции в машиностроении не только отечественном, но и мировом, такие как снижение спроса, сокращение инвестиций в модернизацию, усложнение условий кредитования предприятий. Учитывая эту ситуацию на рынке, министр считает, что к развитию отрасли следует подходить по-новому. Одной из проблем, сдерживающих производство в этой отрасли, является вопрос финансирования предприятий, в результате чего некоторые предприятия не могут полностью реализовать свой потенциал. Тем не менее, по словам Ж. Касымбека, эта проблема сейчас решается. В частности, через холдинг «Байтерек» выделяются средства на ряд проектов. Более 7500 автокредитов, выданных простым потребителям, также положительно повлияли на развитие отечественного автопроизводства.
Одним из крупных изменений в машиностроении является производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. С 2030 года в Казахстане будет ограничено производство таких автомобилей. В ближайшие пять лет будет реализован второй этап развития проекта «Азия Авто» в Восточно-Казахстанской области, в результате чего предприятие планирует выпускать до 120 тысяч автомобилей в год. Большие надежды возлагаются и на предприятия в Костанайской области. То есть, можно сказать, что между отечественными предприятиями уже сформировалась конкуренция. Однако, учитывая, что страны мира делают ставку не на автомобили с двигателями внутреннего сгорания, а на автомобили с экономичными и экологически безопасными двигателями, Казахстан в дальнейшем также перейдет на это направление. Об этом министр по инвестициям и развитию сказал следующее:
– Вы знаете, что в Евросоюзе с 2050 года будут введены ограничения на автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Учитывая срок эксплуатации автомобиля, это означает, что с 2030 года производство таких автомобилей будет ограничено. Поэтому, в рамках этого процесса, в Казахстане уже тестируются электромобили. В дальнейшем планируется создание соответствующей инфраструктуры, совершенствование инфраструктуры заправочных станций в Алматы и Астане.
Производство электромобилей в стране началось не так давно. Известно, что в этом году на базе компании «СарыаркаАвтопром» в Костанайской области было собрано 5 электромобилей. С 2020 года компания намерена наладить серийное производство таких автомобилей.
Еще одним показателем, повышающим значение машиностроения, является его роль в обеспечении населения работой. Открытая в этой отрасли новая рабочая место косвенно способствует открытию десятков рабочих мест. Об этом сообщил председатель правления объединения юридических лиц «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрам Пишембаев.
– Особое внимание Главы государства Н. Назарбаева к машиностроительной отрасли еще больше повышает значимость сегодняшнего мероприятия. Благодаря прямому вниманию Президента активно проводится политика индустриализации экономики страны. А машиностроение является основой индустриализации. Потому что одно рабочее место, открытое в этой отрасли, способствует открытию 100 рабочих мест в других отраслях, таких как обрабатывающая промышленность, легкая промышленность, нефтехимия, – сказал Мейрам Пишембаев.
Как отметил Мейрам Пишембаев, учитывая особое место сельского хозяйства в экономике страны, особое внимание должно быть уделено производству сельскохозяйственной техники. Производство сельскохозяйственной техники не ограничивается выпуском комбайнов, тракторов, прицепов и т.д. Должна быть охвачена вся обрабатывающая техника в сельском хозяйстве. Животноводство должно быть полностью автоматизировано в соответствии с требованиями времени. То есть, сегодня можно сказать, что важная часть задач, необходимых для развития сельского хозяйства, напрямую связана с машиностроением.
Один из зарубежных делегатов форума, международный эксперт немецкого агентства Price Waterhouse Coopers Кристоф Штюрмер рассказал на собрании о последних трендах в мировой автоиндустрии.
– Как и напиток, который мы пьем ежедневно, или телефон, которым пользуемся, автомобиль – это изделие. Его главное отличие – дороговизна. Казахстан за короткое время успел стать страной с мощной экономикой и высоким уровнем благосостояния. Вы начали осваивать новые рынки. А промышленное производство зависит от рыночного спроса, от желаний народа. Я думаю, что в этой стране есть спрос на автомобили, есть большие возможности для развития автомобилестроения. Потому что спрос народа на новую продукцию высок, – сказал международный эксперт. По его словам, казахстанские автосборщики должны выпускать такие виды транспорта, которые отвечают требованиям скорости, экономичности и экологической безопасности.
Арнур АСКАР,
«Егемен Казахстан»
Фотограф
Игорь Бургандинов