В мире второе место после Александрийской библиотеки в Египте занимала Отрарская библиотека. Чингисхан, разрушивший Отрар, полностью сжег эту библиотеку, — говорится в учебнике истории.
Правда ли, что из Отрара вышел наш предок аль-Фараби, названный вторым учителем после Аристотеля в мире? Почему бы в месте, откуда вышел «второй учитель» мира, не быть «второй библиотеке» мира?! — размышляем мы.
Вторая мысль такова: разве «Вторая библиотека» мира не возникла благодаря славе «второго учителя» мира?!
У наших размышлений есть свой смысл. Дело в том, что аль-Фараби в юности покинул родные места и больше не возвращался, вся его жизнь прошла в Багдаде и Дамаске. Следовательно, известно, что сам ученый не мог создать крупную библиотеку на родине. Допустим, он вырос, питаясь знаниями Отрарской библиотеки, но средневековые ученые ничего не говорили о том, что в Отраре была крупнейшая библиотека в мире. То, что аль-Фараби был казахом, стало известно только вчера, а сделал его казахом наш предок Акжан Машани, который недавно скончался. Если так, не является ли легенда о второй в мире Отрарской библиотеке плодом советского периода? Разве не прошло полвека с тех пор, как археологи раскапывают место Отрарского городища, а из-под земли не вышло ни одного листа книги. Откуда же взялась эта легенда?
В марте 1971 года в знаменитом журнале «Вокруг света» вышел очерк молодого писателя Дукенбая Досжанова и В. Малова под названием «Отрарские курганы». В то время в Отраре велись самые масштабные археологические раскопки по всему СССР. Поэтому появление корреспондентов общесоюзного журнала там было обычным делом. Московские журналисты встретились и поговорили с руководителем экспедиции, доктором исторических наук, археологом Кемалом Акишевым. В то время Акишев, нашедший Золотого человека из кургана Иссык, был на пике славы. Однако в очерке, опубликованном в журнале, вы не найдете прямых ссылок на Кемала Акишева, вместо этого журналистская фантазия развернулась в полную силу. Главное из этого — Отрарская библиотека. То есть, по словам древних летописцев, журналисты говорят, что в XII веке Отрарская библиотека занимала второе место в мире после Александрийской библиотеки. Но кто были эти древние летописцы, нет никакой информации, никаких исторических данных об этом. Если Отрарская библиотека занимала второе место в мире, почему средневековые ученые не говорили об этом? Почему в истории нет ни одного упоминания об этом? Загадка.
Не началась ли легенда о знаменитой Отрарской библиотеке с очерка, рожденного из фантазии журналистов в журнале «Вокруг Света»? Разве не было установлено, что подвиг 28 панфиловцев — это тоже выдуманная легенда, а на самом деле это было творение литературного секретаря газеты «Красная звезда» Ю. Кривицкого, рожденное в 1942 году? Это похоже на то.
Конечно, правда, что в таком большом городе, как Отрар, была большая и богатая библиотека. Никто не может это отрицать. В то время свои библиотеки были даже в более мелких поселениях, не говоря уже об Отраре. После принятия ислама арабская наука и культура обильно достигли Отрара на Великом Шелковом пути. В городах