Люди, живущие на одной территории, имеющие общую культуру и считающие себя единым целым, составляют полноценное общество. Известно, что именно образование является стимулом для духовного, социального и цивилизационного развития общества.
В истории человечества существовало множество видов систем образования. Известно, что навыки чтения и письма, используемые в современном процессе обучения, издревле развивались в основном с формированием религиозных институтов. Тем не менее, сегодня в Республике Казахстан, демократическом независимом государстве, основанном на светских принципах, система образования рассматривается в двух отдельных системах: светской и религиозной. В связи с этим главной целью стратегии развития системы образования является создание национальной модели образования. Глава государства Н.А. Назарбаев отметил: «Сейчас некоторые внешние силы пытаются отвлечь нашу молодежь от праведного пути ислама и направить в ложное русло. Мы должны избегать подобных негативных явлений, чуждых нашей национальной природе. Мы не должны забывать, что у нас есть и традиции светского общества. Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее традициям и культурным нормам страны». Он подчеркнул, что исторический выбор нашей страны – это светское образование и светское государство, обратив внимание на необходимость поиска эффективной модели взаимодействия общества и религии.
В статье 1 Конституции Республики Казахстан указано, что Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством. Понятие «светский» здесь означает отделение религии от государственной политики. Также понятие «светский» отражает демократический характер позиции государства по отношению к религии. Норма указанного закона о светскости составляет конституционную основу регулирования религиозных отношений в стране. Кроме того, слова в преамбуле Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», принятого в 2011 году: «Республика Казахстан, как демократическое, светское государство, уважая право каждого на свободу совести, признает историческую роль суннитского ханафитского мазхаба и православия в развитии культуры и духовной жизни народа» – свидетельствуют о том, что Казахстан является светским государством преференциального характера (оказывающим государственную поддержку одной или нескольким религиям).
К сожалению, широко распространенная сегодня проблема религиозной неграмотности становится главной причиной распространения в обществе радикальных идей и крайних взглядов. Развитие всех уровней религиозного и религиоведческого образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом, для формирования у граждан иммунитета против радикальных идей, правильной передачи им принципов светскости государства и повышения интереса народа к традиционным ценностям. А главным требованием развития светского общества является уделение внимания развитию светского образования.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РК от 22 июля 2009 года №353 «О начале 2009-2010 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях Республики Казахстан» предмет «Основы религиоведения» был введен в школьную программу. Указанный учебник является религиоведческим учебным пособием светского характера, содержащим сведения о религии и религиозно-духовном наследии в средней школе. В этом случае, особенно молодежь может получить религиозное образование по собственному желанию с согласия родителей в специальных религиозных учебных заведениях или на курсах ликвидации безграмотности при религиозных объединениях.
Поскольку религия является неотъемлемой частью мировоззрения, культуры и истории нации, правильное формирование у граждан страны понимания религии должно начинаться со средней школы. Поэтому религиоведческая информация, сведения об истории религий, в том числе сведения о религиях, являющихся традиционными для Казахстана, об их возникновении и месте в жизни общества, преподаются в рамках общественных дисциплин начиная со средней школы и в высших учебных заведениях.
Известно, что с 2004 года в школах Казахстана предмет «Основы религиоведения» преподавался как элективный специальный курс в 10 классе средней школы. С 2009 года указанный предмет был утвержден как факультативный предмет, преподаваемый в 9 классе. В рамках предмета учащимся предоставлялась обширная информация об истории и практике религий, традиционных и нетрадиционных религиях и новых религиозных движениях, основных религиях в Казахстане, их священных книгах и религиозных праздниках. Кроме того, в данном учебнике на научной основе преподавались актуальные религиоведческие вопросы, такие как распространение ислама на казахской земле, произведения исламской культуры, место ханафитского мазхаба в религиозном сознании мусульман Казахстана.
В программе курса «Основы религиоведения», утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 14 сентября 2009 года №430, и в учебнике, вышедшем в 2010 году, была отмечена необходимость дополнения сведений о проблемах светскости, вреде деструктивных религиозных течений, негативной деятельности международных террористических и экстремистских организаций.
В связи с этим, учебная программа и учебник по указанному предмету были полностью переработаны, а содержание учебника дополнено актуальной информацией. С сентября текущего года он начал преподаваться учащимся 9 классов под названием «Светскость и основы религиоведения».
Обеспечение усвоения понятия «светское государство» детьми и подростками со школьной скамьи – требование времени. Понимание того, что светскость – это не безбожие, что светское государство основывается на высших духовных ценностях, что традиционные религии также основаны на духовно-нравственных ценностях, не только убережет молодежь от изоляции от общественной жизни и узкого понимания религии, но и, несомненно, будет способствовать тому, чтобы они уделяли больше внимания содержанию религии, а не ее форме. Религиоведческое образование в соответствии со светским характером системы образования имеет большое значение как обязательный предмет, воспитывающий в духе гражданственности, патриотизма, человечности и принципов демократии, уважения к религиозной культуре и вечным ценностям, и служащий основой для восприятия достоверной информации о жизненных ситуациях и различных религиозных течениях и конфессиях.
РГП «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии»
Научный сотрудник
отдела исследований ислама
Жуманов Д.Д.
Национальный портал