Почти все древние письменные источники, а также общий вывод мировой исторической науки гласят, что Чингисхан происходил из древних тюркских родов Кият и Борджигин. Следовательно, нам остается лишь определить происхождение этих родов.
Происхождение Чингисхана — казахи. Это утверждение не должно вызывать споров у тех, кто знает казахский язык. Все казахи знали это до недавнего времени. Отрыв от общей истории и непризнание ее — прямой путь к манкуртизму для любого народа. Именно поэтому некоторые соседние страны с интересом и завистью смотрят на нашу великую историю.
Самым надежным источником в мировой истории является родословная шежире наших предков казахов.
Чтобы утверждать, что Чингисхан — казах, мы должны доказать, что наш предок происходил из одного из 105 родов (105 тамг) казахов. Если мы не сможем этого сделать, у нас не будет права называть нашего предка казахом.
— Происхождение нашего предка — казах, Младший жуз, Алшын, Байулы, Адай — неоспоримо. Насколько истинны луна и солнце на небе, настолько же истинно, что наш предок Чингис-каган — казах, Младший жуз, Алшын, Байулы, Адай.
— Казах (Казах-каган, великий правитель, правивший всем миром). У казаха три сына: Акарыс (Старший жуз), Жанарыс (Средний жуз), Бекарыс (Младший жуз).
Пояснение: Акарыс — Аға арыс (старший), Жанарыс — Жан (Жаңа) Арыс (средний), Бекарыс — Младший жуз, как видно из самого имени, является самым младшим, последним, то есть хранителем очага.
Акарыс — Уйсун, Жанарыс — Аргын, Бекарыс — сосредоточены вокруг родов Алшын, то есть те, кто входит в эти три жуза, возводят свое происхождение от этих родов.
От Бекарыса шесть ата Алим, Жетиру и Двенадцать ата Байулы, объединившись, составляют 25 табга (25 тамг) Младшего жуза.
От Байулы — Алаша, Байбакты, Кызылкурт, Маскар, Есентемир, Шеркеш, Таз, Тана, Жаппас, Ысык, Бериш, младший Адай.
От Адая два сына — Кудайке (Ад-гу), младший Келинберди (Ад-лу).
От Кудайке два сына — старший Тазике, младший Косай.
От Келинберди шесть сыновей — Кунанорыс (Рыскул), Акпан, Балыкшы (Шыбынтай), Бузау (Жеменей), Тобыш, младший Мунал.
От Мунала — Али, Байымбет, Жаулы, Шогы.
Таким образом, род Киян (Кият), из которого происходил Чингисхан, развивается следующим образом.
От Адая — Келимберди — Мунал — Жаулы — Жары — Мурат (Кеще) — Шортык — Бухар — Курым — Сюиндык — Турнияз — Айыткул — Киян. Эти данные взяты из шежире известного бия Адая Алшына Мендалыулы (Алшын Мендалыулы «Адай шежиреси» Алматы-2002. стр. 67).
У казахов также говорится: «Старший сын — наследник трона, младший сын — хранитель очага». Как вы сами видите, название Адай в корне имеет имя Ада (Ата), и в то же время стоит в самом конце шежире.
Эти данные шежире имеют следующие неоспоримые топонимические свидетельства:
— От Адая — гора Адай, одна из самых высоких вершин Кавказских гор, озеро Адай, река Адай в Мунгалии (ныне Монголия);
— От Мунала и Жары — горы Мугалжар между Аральским и Каспийским морями;
— От Мунала — самая высокая вершина хребта Чингистау — вершина Мунал; (Обратите внимание, что самая высокая вершина хребта Чингистау названа в честь его предка).
— От Мунала — Мунальская (Монгольская) степь на Алтае;
— От Мунала — современное государство Монголия;
— От Чингиса — горы Чингистау в Сарыарке;
— От Жары — даже в Америке, в районе Амапа, есть река Жары, озеро Жары. В нашей стране также множество топонимов: Жаркент (город Жары), Жарбулак (родник Жары), Жартас, Жаркум, Жармыш, Жарма, Жарысу, Жаркудык (колодец Жары), Жарты, Жаршеке (гора), Жарауыл, Жарын, Жарбогет, Жарас. Почти все эти названия расположены в Мангышлаке.
Род Мунал-Жары составляет большую часть народа Адай в Мангышлаке. Потому что в Мангышлаке издавна говорят: «Ищущие скот Жары — целая юрта», «Жары больше или проса больше?», «Бросишь палку — попадешь в Жеменей, если Жеменей спрячется — попадешь в Жары»;
— От Бухара — город Бухара (ныне на территории Узбекистана);
— Предки Чингисхана из рода Кара (Тюпкараган (Караган-тюб, Караганский полуостров), Караман Ата (могила, кладбище, долина), Каракия (низина), Карамандыбас (древние шумеры (майя) называли себя Карабасами — Каракурым (столица Каганата Чингисхана);
От Курыма — Каракурым (столица Каганата Чингисхана);
— От Мунала — от Кияна (Кият) — Каракия (Кара-Кия); Кият — множество родов и городов;
— От Кияна — Киян (долина), Киянды (ущелье), Киякты (гора) (в Мангышлаке).
— От Шортыка — название местности Шорым (в Мангышлаке).
Топонимических названий, оставленных этими родами, очень много на карте мира. Если записывать все, безусловно, потребуется отдельная книга.
«Согласно историческим документам, в родных землях Чингисхана были местности Буркан, Турген, Жаркент. Все эти три названия местности сохранились с древних времен до наших дней в Жаркентской области Семиречья» (Т.А. Тыныбай, почетный академик Национальной академии наук Казахстана, чингисхановед, историк, переводчик).
Пояснение: Жаркент — поселение Жаров. Жары, как вы сами видите, — это название рода, из которого происходил Чингисхан.
Бурхан — означает «Бори хан». Бори и волк — синонимы. Бори (Синий волк) — альтернативное название Алшына.
Турген — поселение тюрков. Турген и Тюрк происходят от одного корня «Тюр». «Ген» и «Кен» — так же. Что касается «ик» в слове Тюрк, то это означает «тюркский джигит». Например, Ак Кетик — кетинский джигит, Берик — беринский джигит.
Именно поэтому род Чингисхана называют Борджигин, то есть сыном рода Бори. Название местности Борджигин существует в Мангышлаке и по сей день.
Истина, полностью признанная учеными всех стран мира и здравомыслящими казахами, — это топонимические названия земель, вод, гор, населенных пунктов, являющиеся самым надежным источником. Никто не может опровергнуть это.
«Кият — название рода, изначально произошло от Киян, что на монгольском означает «падающая с горы быстро текущая вода», а кият — это множественное число, то есть последний звук «т» означает множественность» (Абильгазы «Шежире тюрков». Это не противоречит современному языкознанию (лингвистике). Ведь тюркские ученые убедительно доказали, что звук «т» когда-то был суффиксом множественного числа в урало-алтайских языках.
Ученые пришли к выводу, что Киян и Кият — одно понятие, и они взаимозаменяемы. На самом деле, «Н» и «Т», присоединенные к Кия, — это не один и тот же звук.
Звук «Н» как в древности, так и сейчас означает «сын, потомок» и использовался вместо современных «ов и ев». Например, Баласагун, сын Сары — Сарин, сын Алтынсары — Алтынсары, Нуралин, Нуртазин, Майлин, Мустафин, Мамин, Карин и так далее.
А звук «Т» означает только «наполнившийся, достигший зрелости». Именно поэтому древние казахи считали все по девять. Например, Улт — ул (сын), наполнившись, превращается в нацию, сут — вода, став белой, превращается в молоко, өрт — сгорело, ничего не осталось, жылт — показалось и исчезло и так далее. Вот как говорит звук «Т».
Говоря эти звуки «Н» и «Т», мы можем безошибочно определить происхождение Кияна и Кията. Потому что название рода Киян отсутствует в каких-либо шежире, кроме родословной системы Адая. И не может быть. Потому что человек происходит не от многих людей, а только от одного предка. А Кият можно сказать, что есть среди всех древних родов. Кият означает множественное число. Кияты — это наполненные, достигшие зрелости потомки Кияна.
В шежире Адая есть и те, кто первым отделился от Кияна и стал называться Кият. Они происходят следующим образом: «Адай — Келимберди — Мунал — Байымбет — Сабытай — Медет — Кул — Батыр — Кият». (Из «Энциклопедии Мангышлака» 1997 г.).