…А каков дух, характер, стремление, воля казахов? Соответствует ли казахский характер культуре Европы, быстро развивающейся Японии? Европейцы настойчивы. Они упорны, деятельны, сообразительны, неутомимы и энергичны.
Японцы — такой же живой, деятельный, энергичный народ. А мы, казахи? У нас есть все «хорошие» качества, которых нет у опередивших нас народов: беспечность, упрямство, лень, нерешительность, бесхарактерность, неспособность довести начатое до конца, нежелание быстро действовать, неуверенность в себе, безволие, трусость – все это есть у нас, как тут надеяться на лучшее?!
У казахов еще нет таких хороших мыслей и чистых намерений, как человечность, польза для людей, забота об общем благе, стремление к искусству и знаниям. Кроме личной выгоды, чревоугодия, хвастовства и славы, высших целей мало. Если не считать образованных, то в целом народ не воспринял этого. Хорошие советы, правдивые слова, написанные или сказанные, уходят впустую, как ветер, не проникая в сознание. Мало тех, кто интересуется прессой, поддерживает ее своей ручкой и деньгами, что это показывает?
Заботься о себе, обучай детей, становись милиционером, пополняй казну, налаживай хозяйство, открывай мелкие кредитные товарищества, кооперативы, объединяйся, не упускай свою долю, продавай скот оптом, справедливо распределяй полученные деньги среди народа, будь един, откажись от партии, прекрати вражду, искорени воровство, берегись болезней, будь чистым – говорится много таких заботливых слов. Сколько людей выполняет их? Знающие не делают, невежественные не знают и не стремятся узнать. Есть ли народ, который бы всецело пробудился, проявил особое стремление, порыв? Это показывает, что народ не готов к культуре, еще находится в спящем состоянии и не сможет в ближайшее время встать вровень с другими.
Еще одна причина, по которой казахи не смогут быстро развиваться, — это религиозный фанатизм, невежество, старые обычаи, традиции. Это болезнь, укоренившаяся с давних времен. Пока не удастся избавиться от заблуждений старых мулл, которые вводят народ в заблуждение, пока не заставим их прекратить привязывать всю жизнедеятельность к религии, пока не остановим их утверждения, что новое обучение — харам, а новый учитель — кафир, пройдет много времени. Нелегко избавиться от старых обычаев и традиций невежественных предков, которые не допускают разума и человечности. Пока это сильно, культура не войдет.
Открываются новые упорядоченные школы-медресе. Их успешная реализация и результаты зависят от различных культурных, образовательных и политических условий.
С политической точки зрения, самоопределение каждого народа является большой причиной для конкуренции и быстрого развития. Каков будет наш нынешний политический статус, государственное устройство, пока неизвестно. Вопрос получения автономии и вопрос быстрого развития казахов можно считать связанными. В это время в России возникают различные правительства. Некоторые из них не хотят давать автономию казахам. Народ, привыкший есть и пить, не хочет расставаться с казахами, которые сладки для языка и мягки для зубов. Они думают, что если такие народы, как казахи, получат автономию, Россия разделится на отдельные государства, и ее сила уменьшится. Это заблуждение, это нежелание, чтобы Россия быстро развивалась. Германия, Соединенные Штаты Северной Америки, Швейцария — это государства, состоящие из множества автономных народов. Чем они уступают другим? Отказ дать нам автономию — это их жадность к нашей земле и народу, их алчность и эгоизм.
Без армии, которая будет внушать страх внутри и служить защитой снаружи, ни один народ не сможет сохранить свою целостность и двигаться вперед. Далее, очень нужен капитал. Нельзя сказать, что в ближайшее время у нас будет достаточно и того, и другого.
Причиной быстрого движения вперед является культура соседних народов. Один наш сосед, Япония, хоть и искусна, но далеко. Китай — сам сплошное невежество. Бухара — тоже невежда. Афганистан, Персия — полуобразованные. Русские сами еще сырые. Мы не можем рассчитывать на хороших соседей.
Вот, опираясь на вышеуказанные причины, я считаю поспешным мнение, что казахи в ближайшее время войдут в число народов. Болезнь, вошедшая пудами, выходит золотниками. Темнота и невежество, проникшие в кости и распространившиеся по всему телу, могут выйти из казахов не скоро, и могут пройти многие годы, прежде чем казах выпрямится и встанет на ноги. Если спящего гиганта не разбудит сильная буря, гром, треск выстрелов, он не вздрогнет от легкого дуновения ветра, жужжания комара, укуса блохи, клекота ястреба. Народ — это тот спящий гигант. Он не услышит ваших жужжащих, мимолетных слов, не обратит внимания, пока не выспится, не проснется. Если бы казахи, глотая пыль, с пробитыми легкими, пережили войну, столкнулись с трудностями, они бы быстро вздрогнули, стали бы героями, быстро обратились бы к знаниям (героизм народа Семиречья, пережившего резню, является тому доказательством), но без науки, без искусства, невежественный народ, не выдержав ударов, потеряв хозяйство, не найдя другого занятия, не сумев выжить, может погибнуть. Пусть такого дня не будет для казахов, он придет медленно.
Мухтар Ауэзов,
Журнал «Абай»
1918 год, №9