Пренебрегая собственными национальными ценностями, оглядываясь по сторонам и больше подражая другим, мы посеяли в своих сердцах дух безверия, подобно сорнякам, выросшим на неухоженной земле. Народ с таким низким духом постепенно теряет веру и стремление к жизни, становится не-народом и поддается психологии рабства. Здесь уместно вспомнить слова Рабиндраната Тагора: «Я не хочу, чтобы мой дом был окружен стенами, а окна были закрыты. Я хочу, чтобы в моем доме свободно веяли ветры всех культур мира. Но я против того, чтобы меня уносило вместе с ними». В обществе без традиций, когда нарушаются обычаи, исчезают вера и нравственность, единый народ, подобно изношенной ткани, сам собой распадается и разрушается. Теперь, если казах не сможет получить свою долю, никто не пожалеет его и не положит ему в ладони, сказав: «Тебе жаль, возьми свою долю», и никто добровольно не уступит, видя, как попираются твой язык и традиции.
Наш народ, переживший множество опасностей и катастроф, также претерпел значительные психологические изменения в своем сознании. Прежде всего, мы не можем начать сохранять традиции, язык, религию и другие уникальные ценности нашей нации, надев на них тюбетейку и сапоги. Точно так же, как мы принимаем различные современные инструменты от цивилизованных стран, наше национальное сознание не может избежать сложных изменений в соответствии с требованиями нового времени. Тем не менее, мы не устаем провозглашать лозунг «Давайте передадим наши предковские традиции будущему в неизменном виде». Самое главное, мы должны признать, что мы потеряли часть наших традиций и ценностей. Давайте сохраним и оценим то, что осталось. Здесь стоит напомнить одну драгоценную мысль, высказанную великими. Ж. Аймауытов: «Ребенок, получивший русское воспитание, не сможет стать национальным деятелем», а Дж. Неру говорит, что «интеллигенция, воспитанная колонизаторами, – первый враг народа». К сожалению, многие из нашей русскоязычной интеллигенции не верят в прочность нашей независимости. Они считают, что рано или поздно мы снова станем колонией наших великих соседей.
Сейчас мы бедный и слабый народ. В таком состоянии нам трудно идти в ногу с цивилизацией. В этот бурный период, когда бедность и духовный голод идут рука об руку, как говорил наш предок Абай: «Что может быть в уме голодного человека, кроме разума, чести и стремления к знаниям?». Более того, если мы, пытаясь сохранить нашу национальную культуру в «чистом» виде, останемся одни, не общаясь с ближними и дальними странами, и будем заниматься только «чесанием своей чесотки», то вместо того, чтобы идти в ногу с цивилизацией, мы неизбежно окажемся в руках наших огромных соседей, сжимающих нас с двух сторон. А чтобы не попасть в пасть огромного дракона под названием глобализация, нужно искать путь, который «не убьет быка и не сломает телегу».
Согласно исследованию японских психологов, значительная часть молодежи страны под влиянием западной цивилизации начала претерпевать существенные изменения в национальном характере. В связи с этим они признают, что развитие не бывает без жертв, и стараются минимизировать его последствия. Поэтому, принимая западные пути развития, они духовно ориентируются на восточную культуру. Их принципы, ставшие национальным лозунгом: «Твой стыд – стыд Японии», «Прежде всего, японские традиции, затем европейское образование» – ставят национальные интересы превыше всего.
Китай, обладающий тысячелетней отточенной дипломатией, поощряя своих граждан к тесному общению с соседними странами и постоянному проживанию там, строго предупреждает: «Не забывай, что ты гражданин великого Китая».
Безразличие, вялость, апатия, покорность, равнодушие настолько овладели нами, что мы стали принимать все подряд, не разбирая, хорошее или плохое. В результате этого духовного недуга мы не можем представить миру наш язык, литературу, культуру, традиции, нашу сформировавшуюся нацию. Мы привыкли копировать все, что видим, не подвергая это анализу. Абай в свое время, огорчаясь, говорил: «Нет у меня народа, который бы понял мои слова», и вынес суровый «приговор»: «Я не могу сказать, что вы исправитесь». Слава Богу, с момента обретения независимости есть прогресс. Но этот медленный прогресс явно не соответствует стремительно летящему времени, а также неустанному, бесперебойному, неутомимому вращению колеса жизни и требованиям времени. Тем не менее, мы создали независимое государство. Как сказал А. Бокейханов, «народ без государства – сирота, ведомый и подражательный народ». Мы должны избавиться от этих недостатков.
Разве не наша низкая обороноспособность привела к тому, что мы оказались под мощным информационным потоком России? Не угрожает ли эта информационная война нашей независимости? Есть ли способ защититься от нее? В последнее время наша молодежь перестала отрываться от интернета. Чтение книг, интерес к нашим национальным ценностям угасают. Бесспорно, интернет – плод технического прогресса. Но, по мнению ученых Кембриджского университета, интернет негативно влияет на способность молодежи самостоятельно мыслить и принимать решения.
Интернет и другие передовые технологии, которые начинают входить в обиход, захватили сознание многих молодых людей. У ребенка, привыкшего брать готовую информацию из интернета, не развивается мышление. Если мы не учтем негативную сторону этого процесса с самого начала, это может привести к замедлению духовного развития. Если такое отставание продолжится, обществу может быть нанесен непоправимый ущерб. Говорят, что при чрезмерном использовании интернета теряется около тридцати процентов творческих способностей. По оценкам исследователей, за последние пятнадцать лет только 17 процентов нашего народа брали в руки книгу и просматривали ее, а 40 процентов вообще не открывали книг. Таким образом, растет поколение «роботов-рабов», которые много не думают и не ломают голову.
Сможем ли мы противостоять глобализации – огромному дракону, который лишает многие народы их национальных ценностей, угрожает их независимости и сметает все на своем пути? Очевидно, что мы будем беспомощно бормотать. Самое опасное – мы теряем веру в себя. Мы не можем избавиться от страха и неуверенности, унаследованных от колониализма, и от таких негативных привычек, как ожидание чужого мнения и оглядывание по сторонам.
Во времена социализма власть оторвалась от народа, больше заботилась о личных интересах и потеряла дух патриотизма. Их забвение судьбы народа и государственных интересов привело к упадку общества. Глядя на некоторых нынешних чиновников, которые начинают забывать, что они слуги народа, мы думаем, не является ли это явление, присущее тем, кто приходит к власти. Отравление сознания народа пустыми словами и дача пустых обещаний становятся привычкой для чиновников.
Требования рыночной эпохи начали вносить изменения и в казахские отношения, сложившиеся между родственниками и членами семьи. Стремление к личной выгоде, захватившее наше сознание, привело к тенденции отталкивать своих казахов, игнорировать своих родственников, близких братьев, а иногда и родителей. Если так пойдет дальше, не уничтожит ли буря глобализации наши национальные ценности? Не постигнет ли наш народ деградация (упадок) из-за постепенного духовного голода? От глобализации не убежать. Это явление, вытекающее из закономерностей развития общества. Поэтому нужно искать пути адаптации и следования ей.
Не является ли горькой, но правдивой правдой то, что большинство нашей молодежи сегодня думает только о том, как разбогатеть любыми способами? В этом мире, где правит деньги, все становится продажным.
Верите ли вы, что имеете право на бесплатное лечение? Мне уже восемьдесят лет. Я часто болею. Я состою на учете в поликлинике. Старой поликлиники больше нет. Врач в этой комнате лечит бесплатно, а врач в соседней комнате – платно. Думаю, нет нужды подробно объяснять разницу. Жизнь дорога. Мы тратим деньги, испытывая трудности. Увеличивается и число тех, кто покупает дипломы, хотя высшее образование стало платным. В результате увеличивается число врачей, брезгливых к неграмотным больным и равнодушных к ним, учителей, которые не могут дать качественное образование из-за отсутствия тепла к детям. Во всем этом виноваты мы сами, а не кто-либо другой. Мы должны пробудить в нашей молодежи чувство гордости за свою нацию, свою землю и вдохновить их. Мы должны гордиться и подражать великим ветеранам Алаша, которые пожертвовали своими жизнями ради борьбы за нацию в тот трудный период, когда нация находилась под угрозой. Давайте уважать и ценить национальные интересы, не принося их в жертву личным интересам, братья!
Елден Аккошкаров,
кандидат педагогических наук, лауреат
премии Союза журналистов Казахстана
имени А. Байтурсынова
газета «Туркестан»