Кунсткамера, которую мы знаем, — это Музей антропологии и этнографии Российской академии наук. Его здание находится в Петербурге. Это один из крупнейших и старейших этнографических музеев в мире. Здесь хранятся редчайшие предметы народов мира.
Сегодня коллекционный фонд музея насчитывает 1,2 миллиона различных экспонатов. В настоящее время в музее, помимо отделов антропологии и археологии, работают научные отделы, посвященные этнографии народов мира. Коллекция черепов, которую мы собираемся рассмотреть, принадлежит отделу антропологии. Этот отдел в основном занимается изучением антропологии древнего и современного человечества, антропогенеза, этнической антропологии, краниометрии, краниоскопии, происхождения народов мира и России.
7 черепов от Букинича
Все кости, доставленные в Кунсткамеру, были собраны в основном для антропологических научных исследований. Часть черепов, хранящихся в музее, была передана Дмитрием Букиничем (1884-1939). Известный ученый-археолог. Этнограф-таджиковед. Букинич руководил Торғайской мелиоративной экспедицией в 1920-1923 годах. В 1924 году отправился в экспедицию в Афганистан. В 1926-1927 годах вместе с Н. Вавиловым снова ездил в Афганистан, исследовал его богатства. По итогам этой поездки вышла их совместная с Н. Вавиловым книга «Земледельческий Афганистан».
В 1928-1929 годах был членом Среднеазиатской этнографической экспедиции Кунсткамеры под руководством В. Бартольда. В 1929-1932 годах проводил ирригационные исследования реки Иле. В 1933-1935 годах участвовал в археологических экспедициях в Каракоруме (Монголия), в 1936-1937 годах — в Термезе (Узбекистан). Со всех этих поездок он привозил ценные коллекции. Все они хранятся в Кунсткамере по сей день. В 1939 году он покончил жизнь самоубийством.
Зачем мы привели биографию Букинича? Потому что он передал в Кунсткамеру множество коллекций, в том числе казахских.
В 1925 году Д. Букинич прибыл на казахскую землю с целью проведения исследований. С этой поездки он собрал и привез в Кунсткамеру несколько экспонатов. Они хранятся в музее под серией №3188. Эта коллекция включает кимешеки казахских женщин, старинный деревянный ковш, гребень с кисточкой, кобыз, прялки, кожаный бурдюк, шерстяной мяч и медный кумган. Кроме того, несколько коллекций, собранных им в Казахстане в 1926 году и переданных в Кунсткамеру, были сгруппированы под серией №5502. Мы ознакомились с экспонатами этой серии. Все они были отправлены из Костанайской области. Среди них — металлические амулеты, деревянные гребни и игрушечные куклы.
Кроме того, в том же году Букинич раскопал могильники в окрестностях Кызылорды и провел антропологические исследования. Эти материалы хранятся в музее под серией №3381. В 1936 году он исследовал древние могильники в окрестностях Байконура и собрал их под серией №3382, а антропологические исследования в Торғай — под серией №3383. В ходе изучения выяснилось, что экспонаты, хранящиеся по серии №3381, являются в основном черепами. Всего — 7 черепов. Судя по этому, коллекции, хранящиеся по серии №3383, также должны быть черепами. Иначе говоря, череп Кейки батыра хранился именно по серии №3383. Об этом писатель Думан Рамазан пишет: «…Мы просмотрели список из шестидесяти тысяч голов в антропологическом музее. Нашли документы, связанные с черепом Кейки батыра. Номер черепа нашего предка — 3383: «3383. Череп знаменитого бандита казаха Кейки, уроженца Кайдаульской вол., Тургайского у., казненного в Советский период. В дар от Д. Букинича в 1926 г. Документы: Записка Собирателя. 3/ХI-33» — гласит основной документ». Кто знает, сколько еще казахских черепов находится в фонде серии №3383, где хранится череп Кейки! Очевидно, что коллекции этой серии являются «плодом антропологических исследований» Букинича в Торғай. Мы пришли к выводу, что Букинич в основном проводил антропологические исследования черепов из древних могильников. Тогда откуда там взялась голова Кейки? Была ли она извлечена из могилы, или хранилась где-то до этого (голова батыра была изъята в 1923 году, Букинич передал ее в 1926 году, прошло 3 года)? Неизвестно…
11 черепов от Гасфорда
«От имени Гасфорда, генерал-губернатора Западной Сибири, также было отправлено много черепов. Например, в одном документе говорится: «5281. Черепа казахов из погребений в Кокчетавском и Каркаралинском округах, доставленные в Анатомический музей АН по распоряжению генерал-губернатора Западной Сибири, генерала от инфантерии Гасфорда в 1859-61 гг. Дар. Документы: 1) Копия отношения и. д. военного губернатора области Сибирских киргизов от 27.IX.1859 г. за №1787; 2) Копия отношения и. д. военного губернатора области Сибирских киргизов от 6.XI. 1859 г. за №2041; 3) Выписка из статьи Бэра…» — приводит информацию Думан Рамазан.
Мы также изучили черепа, переданные Гасфордом в Кунсткамеру. В 1904 году в Петербурге был издан сборник Ю. Людевига «Список черепам краниологической коллекции Музея антропологии и этнографии имени императора Петра Великого при Императорской Академии наук». Там приводится немало сведений о черепах, хранящихся в Кунсткамере. В сборнике опубликован список черепов казахов, переданных в Кунсткамеру генерал-губернатором Западной Сибири Г. Гасфордом. Как выяснилось, Гасфорд отправил в музей не один, а несколько казахских черепов. Начиная с 159-го по 179-й список, владельцы 11 черепов указаны как «киргизы». Известно, что казахов в свое время называли «киргизами». Кому же принадлежали 11 казахских черепов? Может ли среди них быть череп Кенесары? Дело в том, что череп Кенесары хранился именно у Гасфорда.
По этому поводу Думан Рамазан пишет: «Кыргызские манапы, отрубившие голову нашего предка, чтобы угодить царю, передали ее П. Горчакову, генерал-губернатору Западной Сибири. В 1851 году она попала в руки Г. Гасфорда, назначенного генерал-губернатором Западной Сибири вместо Горчакова. Он отправил ее в Санкт-Петербург, то есть к царю: «…Бунтарская голова Кенесары Касымова находится у меня под железным замком, переданная князем Горчаковым, направляю к Вашему величеству…» — пишет господин Гасфорд в письме царю Николаю».
Правда ли, что Гасфорд хранил голову Кенесары? А отправил ли он череп царю? Если отправил, то где он сейчас? На эти вопросы историки до сих пор не могут найти ответа.
Другие черепа…
В одном из сборников Кунсткамеры — труде В. Гинзбурга и Н. Залкинда «Материалы по краниологии казахов», написанном в 1955 году, также содержится немало важных сведений.
«Здесь (в Кунсткамере) находятся 22 черепа взрослых людей (казахов), исследованных В. Гинзбургом:
1) 7 черепов серии №3381 были доставлены Д. Букиничем в 1926 году из казахского могильника в Кызылорде;
2) 2 черепа серии №4539 были привезены в музей в 1860 году из окрестностей озера Зайсан;
3) еще 3 черепа серии №5277 были отправлены в музей в 1859 году начальником Алатауского округа;
4) 10 черепов серии №5281 были доставлены в 1859-1861 годах из могил Кокчетавского и Каркаралинского округов» — пишут авторы.
Как было сказано выше, В. Гинзбург и Н. Залкинд также подтверждают, что Букинич передал в Кунсткамеру 7 черепов из Кызылорды в 1926 году. К сожалению, никаких сведений о них не приводится. 10 голов серии №5281, упомянутых здесь, могут быть теми самыми черепами, о которых Думан Рамазан выше писал как о переданных «Гасфордом».
Авторы далее заключают: «Никаких данных об истории этих черепов нет. Черепа, переданные Букиничем, вероятно, относятся к прошлому веку. Остальные серии, возможно, были найдены в конце XVIII века». Здесь возникает еще один вопрос. Череп Кейки батыра не был передан Букиничем в 1926 году, или утверждение авторов статьи о том, что «черепа, переданные Букиничем, относятся к прошлому веку», является откровенной ложью. Учитывая, что эта книга была опубликована в 1955 году, авторы под «прошлым веком» подразумевают XIX век. А Кейки умер в 1923 году. Снова возникает вопрос.
Далее в книге приводятся сведения о черепах казахов, хранящихся в Институте антропологии Московского государственного университета. Их исследовал Н. Залкинд.
«Он исследовал ряд серий черепов.
1) 14 черепов казахов были доставлены из Бокейской орды в конце прошлого века вместе с краниологическими материалами, привезенными А. Харузиным и В. Сапожниковым;
2) 6 черепов казахов были привезены П. Назаровым из окрестностей Орска в 1889 году;
3) 5 черепов были отправлены в 1884 году из окрестностей Алматы» — говорится в записи.
Черепа из Алматы были отправлены тогдашним врачом Семиреченской области Н. Зеландом. На этих головах была отметка «кара-киргизи». Судя по этому, это могут быть черепа кыргызов. Никто не знает, к какому времени относятся черепа в этом институте. Есть лишь предположение, что это могут быть черепа XVIII-XIX веков.
В 1947 году В. Гинзбург имел возможность исследовать 15 казахских черепов на кафедре анатомии Алматинского медицинского института. Кстати, В. Гинзбург также исследовал 10 черепов, найденных в могильнике Сарайшык (они хранятся в музее под серией №6003). Четыре из них принадлежали мужчинам, а шесть — женщинам. Указывается, что они были привезены в 1952 году Алькеем Маргуланом. Эти черепа были извлечены из старого могильника на берегу реки Урал.
В работе Б. Фирштейна «Краниологическая коллекция Музея антропологии и этнографии», написанной в 1964 году, сообщается, что в отделе антропологии Кунсткамеры хранилось 10 тысяч черепов (на тот момент). Из них 262 черепа принадлежали казахам. В целом, краниологические материалы, относящиеся к казахам, были доставлены и исследованы учеными Академии наук Казахской ССР из разных регионов Казахстана — К. Акышевым (3 черепа, 1956 год, из Костанайской области, серия №6292), М. Кадырбаевым (7 черепов, 1957 год, Карагандинская, Павлодарская области, серия №6501), Ә. Маргуланом (11 черепов, 1950 год, из Атырауской области, серия №6003), М. Грязновым (17 черепов, 1926 год, из Актюбинской области, серия №6161), а также О. Смагуловым (1960 год, Павлодарская область, серия №6492), М. Оразбаевым (1960 год, Семипалатинская область, серия №6470) и другими учеными.
Такова общая картина казахских черепов в Кунсткамере. Большинство из них были доставлены в целях антропологических исследований. Так и остались в фонде музея. Для науки это, возможно, необходимо. Однако для казахов, которые издревле не допускали осквернения костей, тот факт, что черепа наших предков лежат в музейном фонде России, покрываясь пылью, лишь причиняет боль.
Серикбол Хасан,
газета «Айқын»