За последние два-три квартала в нашей стране стали открыто говорить о случаях, когда люди, отравленные чуждыми идеями, проникающими в нашу страну, вступают во временные браки с девушками, а затем, когда их интерес угасает, произносят «талак» и уходят. Как это можно понять? Является ли это чрезмерной свободой тех, кто придерживается ложных религиозных идей, прикрываясь религией и потакая своим страстям, или это беспомощность государства в обеспечении соблюдения законодательства, регулирующего эту сферу?
Немало и тех, кто во время бракосочетания притворяется благочестивым, прикрывается нашей религией, тайно от родителей и родственников обманывает молодую девушку, говоря, что «брак заключен перед Богом», а когда появляются дети, исчезает без следа. Именно такие люди обесценивают законный брак и порождают среди народа исламофобские (ненависть к исламу) настроения.
Если мы углубимся в эту проблему, то увидим слезы вдов и сирот, а также порождаемые этим социальные проблемы. Сторонники ложных течений, искажающие требования религии и легко расстающиеся с девушками, которых они берут во временные браки, не регистрируют свои браки в органах ЗАГС, поэтому им легко уклониться от ответственности перед женой и детьми, а также от уплаты алиментов. Таким образом, младенец, только что появившийся на свет, остается незащищенным ни в социальном, ни в правовом плане. Сегодня молодая мать и ребенок, ставшие жертвами незаконного, временного брака, лишены ряда социальных льгот государства. Поскольку этот брак является незаконным, он не признается законом как неполная семья или мать-одиночка. Тем не менее, хотя такие черствые отцы думают, что они избежали ответственности перед законом, они не смогут избежать ответа перед Создателем:
«Кто сделал добро весом в пылинку, тот увидит его. Кто сделал зло весом в пылинку, тот увидит его» (Землетрясение: 7-8).
Поэтому, в соответствии с законом, регулирующим брачные отношения в нашей стране, супруги должны пройти регистрацию в органах ЗАГС. Только таким образом можно возложить соответствующую ответственность на вступивших в брак согласно закону.
Наша молодежь должна понять, что только при соблюдении этого требования, четко прописанного в законе, они сохранят свою честность перед совестью и перед Аллахом. Верно, мусульманский законный брак, унаследованный от наших предков, имеет особое значение. Мы не отрицаем брак, заключаемый перед имамом, наоборот, мы защищаем этот брак законом и объясняем его значение, ответственность перед Богом. Не все пальцы одинаковы: кто-то боится Бога, кто-то — закона. Как говорится, «обжегшись на молоке, дуют на воду», таким образом мы обеспечим будущее наших молодых матерей и младенцев и защитим их от неприятных ситуаций в будущем.
В этом контексте следует отметить, что требование Духовного управления мусульман Казахстана о предоставлении свидетельства о браке из ЗАГСа при заключении брака в мечетях является единственно правильной позицией. Ученые и специалисты Духовного управления, обладающие глубокими знаниями, также признали такое решение правильным. Законный брак — это не забава для желающих, каждый человек несет ответственность перед законом.
Придерживаясь принципа светскости, закрепленного в Конституции, мы можем построить общество, в котором будут соблюдаться права и свободы человека и гражданина. А для бесчинств сторонников ложных религиозных течений, легкомысленно относящихся к «талаку», нет никакого оправдания ни перед законом государства, ни перед законом Создателя.
Поэтому я считаю, что в соответствии с требованиями времени в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» следует предусмотреть механизмы, основанные на религиозных и иных убеждениях, которые не позволят проводить обряды «бракосочетания», противоречащие требованиям закона.
Жалгас САДУАХАСУЛЫ,
Кандидат философских наук,
религиовед,
главный редактор портала «KazIslam.kz»
Национальный портал