С 90-х годов, когда начались масштабные изменения в политике, экономике, обществе и культуре Евразии, Казахстан находится в центре внимания не только региона, но и всего мира. Особенностью этого молодого государства является то, что оно управляет любыми изменениями и реформами эффективной политикой, взвешенно прогнозируя будущее страны и принимая конкретные меры. Бесспорно, особую роль в развитии страны играет глава государства и лидер нации. Иными словами, не будет лишним особо отметить дальновидность Президента Н. Назарбаева, его горячую привязанность к стране и народу, неугасающее стремление.
Правда в том, что в изменениях и прогрессе, реализованных в экономической, общественной и политической жизни Казахстана, было немало тяжелых испытаний и трудностей. Н. Назарбаев, стремясь к дальнейшему развитию государства, выступил с инициативой модернизации, и смог убедительно показать ее теоретические основы, необходимость, цели, принципы и ценности. По сути, в его посланиях народу, в каждой поднятой целевой программе отчетливо ощущается системный характер. Другими словами, правильная разработка и высокое качество проработки основ политических документов показывают их место в развитии государства.
Считаю целесообразным высказать свое мнение в связи с инициативой по модернизации общественного сознания, поднятой в современном Казахстане.
Руководитель Казахстана приходит к выводу, что сохранение национальной культуры важно для модернизации ценностей страны и народа. История уже доказала нам это. Например, китайская нация с 4000-летней историей добилась прогресса на всех уровнях общества за последние 30 лет, что связывается с особыми изменениями в обществе. Безусловно, сохранение национальной культуры является одним из ключей общественного обновления. Копирование и использование чужой культуры в неизменном виде с одной стороны трудоемко, а с другой может быть вреднее, чем мы думаем. Немало государств и наций исчезли под предлогом обновления. В мире, охваченном глобализацией, изоляция, то есть сохранение своей самобытности, является одним из путей модернизации и развития.
Еще одной особенностью программного документа является его цель – повышение конкурентоспособности наряду с сохранением национальной культуры. Считаю, что с этим можно полностью согласиться.
Конкурентоспособность можно определить по многим параметрам. Следует упомянуть такие факторы, как экономический потенциал, военная мощь, природные богатства, географическое положение и т.д. Однако, наряду с ними, повышение конкурентоспособности каждого гражданина Казахстана рассматривается как основной ключ к развитию. Короче говоря, в основе лежит вывод: «Когда качество человеческого ресурса улучшается, государство тоже развивается». Природные богатства являются возможностью, но сами по себе не являются конкурентоспособностью, что доказало снижение цен на сырье на международном рынке в последние годы. Поэтому повышение уровня знаний, профессиональной квалификации, индивидуальных способностей граждан сводится к сохранению конкурентоспособности государства и нации. Монголия придерживается именно такой политики, и очевидно, что мир движется в том же направлении. Характер модернизации – конкурентоспособность, в том числе индивидуальное рассмотрение конкурентоспособности каждого отдельного человека – заслуживает похвалы.
Еще одной особенностью принципа модернизации Казахстана является прагматичный взгляд на ситуацию. Достижения и успехи страны в социально-экономической сфере в основном связаны с прагматичным подходом к решению проблем. Открытость к любым изменениям, подходам, культурам, технологиям, ведущим к развитию, а также их своевременное внедрение и использование являются особенностью развития Казахстана. По мнению исследователей, секрет развития Сингапура, Республики Корея, КНР заключается в прагматичном внимании к таким вопросам. Я, как специалист, работающий в области политических исследований и государственного управления, считаю, что этот опыт Казахстана, основанный на прагматизме, могут перенять и другие государства.
Очень верным и зрелым является высказывание Н. Назарбаева: «Время для революций прошло, настало время для перемен». Иногда мы становимся свидетелями исторических периодов, когда, совершая революцию за революцией, разрушаем все, что имеем. Важно осуществлять изменения поэтапно, основательно, но на прочной основе. Революция приводит к аннулированию любых достижений. Поэтому для Казахстана, достигшего определенного уровня развития в политике, экономике, обществе и культуре, использование общественного обновления как нового этапа развития, опираясь на свои преимущества, является очень правильным шагом.
Хотел бы отметить две вещи, привлекшие мое внимание в связи с реализацией принципа модернизации Казахстана.
Во-первых, решение о переходе на латинский алфавит до 2025 года. Обоснование и метод его реализации четко объяснены. Я вижу в этом возможность для казахской нации в мире понимать друг друга без препятствий, сближаться и в дальнейшем общаться на одном письменном языке. Конечно, будут трудности. Потребуется обновление многих тысяч книг и учебников, изданных до сих пор. По всей стране возникнет необходимость освоения нового алфавита. Однако здесь следует отметить, что латинский алфавит имеет преимущество легкого освоения.
Во-вторых, в качестве цели установлено перевод 100 лучших мировых учебников в общественно-гуманитарной сфере на казахский язык. Считаю это очень правильным. Будущее развивающегося государства, знакомство его будущих поколений с мировыми классическими произведениями и достижениями в области общественных и гуманитарных наук, позволит детям и молодежи идти в ногу с глобализацией. Как человек, прошедший через эти трудности, считаю необходимым особо остановиться на этом. Потому что у меня была возможность читать мировые классические произведения не на родном, а на втором, третьем языке. Суверенное, независимое государство должно открыть эту возможность каждому своему гражданину, что является движущей силой, продвигающей развитие государства на шаг вперед. Не говоря уже об этом, казахская нация, проживающая в других странах, увидит результаты этого.
В заключение хочу отметить, что у меня нет никаких сомнений в том, что инициатива, цели и меры, поднятые Президентом РК Н. Назарбаевым, принесут свои результаты в будущем как конкретная работа. Многочисленные дела, совершенные им в прошлые годы с целью продвижения и развития государства, служат тому доказательством.
В связи с этим хочу выразить искреннюю поддержку Президенту РК, уважаемому господину Н. Назарбаеву, и всем казахстанцам в успешном достижении поставленных целей, выходе государства Казахстан на новый этап развития и вхождении в число 30 ведущих стран мира.
С. Зульфикар,
Ректор Академии государственного управления при Правительстве Монголии,
доктор, профессор