Вчера мы побывали на съемках очередной программы агентства «Хабар». Там стало очевидно, что телевизионная сфера отдала журналистику на откуп кому попало, изрядно потрепала и надела ей на голову волчью шкуру, лишь бы все было спокойно. На 7 человек, участвующих в телепередаче, назначили 3 телеведущих. Ни один из этих троих не является журналистом: одна — актриса, двое — представители бизнеса. А тема — образование. Причем, вопрос общего среднего образования в школе. Из 7 гостей трое из нас преподавали в вузах, но не имели отношения к средней школе. Возможно, подумали: «Раз уж они умеют говорить, то не упустят возможности и что-нибудь скажут».
Итак, начали съемки. Несмотря на то, что лица всех трех ведущих блестели, их одежда, манеры и внешность привлекали внимание, их слова начали спотыкаться. Чтобы начать телепередачу, один из ведущих-бизнесменов 5 раз ошибся в тексте на суфлере, повторил, и в последний раз, хотя и прочитал текст по слогам, прерывисто, мы сказали «готово». Следующий ведущий-парень тоже не справился. Сам он был очень робким парнем, повторяя, бормоча, с трудом донес что-то. А вот актриса, на которую мы все возлагали надежды, справилась хуже первых двоих. Она попыталась прочитать текст на суфлере с помощью специально поставленного в театре голоса, но, к сожалению. На беду, ей не хватило дыхания на длинные, сложные предложения, и она задыхалась на полпути. Ей тоже пришлось несколько раз перечитывать.
По сравнению с ведущими, гости, будучи преподавателями, которые ведут занятия в аудитории, не уступали. Они четко излагали свои мысли, хорошо доносили свои идеи. Однако, по «приказу» режиссера им тоже пришлось повторять сказанное. Причина — техническая неисправность, не работал микрофон или что-то еще. Иногда ведущие задавали нам вопросы, но, не дослушав ответ до конца, прерывали нас на середине и показывали какой-то сюжет. Сюжет был действительно сюжетом. Мы не стали тратить слова на то, что не стоило обсуждения, что не выдерживало критики. Еще большее удивление вызвало то, что интервью брали не профессиональные журналисты, а специалисты из других областей. В одном сюжете, снятом из семьи учителей, философ-ученый выступает со стендапом и вовлекает своих героев в разговор. В следующем сюжете бизнесмен ведет репортаж из сельской школы. Неужели у этих парней больше нет дел, кроме журналистики? Или все профессиональные журналисты покинули страну и улетели в космос?
Таким образом, мы потратили несколько часов своего времени и приняли участие в одной программе. Посмотрим, что из этого получится. Я хочу сказать, что мы — народ, который говорит: «Пусть мясник режет свинью». Как долго мы будем позволять непрофессионалам разрушать телеэфир и отпугивать зрителей? Уважаемые коллеги-редакторы! Разве вы не знаете, что в мире не используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения в телевизионных текстах?! Необходимо писать простые, краткие и емкие предложения, максимально приближенные к разговорной речи. Телевизионный текст должен быть простым, но не примитивным. Однако, кажется, в телевизионной деревне не найдется ни одного живого человека, который бы об этом задумался!
Из записи Куандыка Шамахаюлы в Facebook.