Время остановилось. Время нации. Нация вырвала свое время из рук. Потеряв свое время, она не может его контролировать, не может отчитываться, не может действовать. Остановка времени нации означает отсутствие продолжателя национальной идеи, в которой сливаются мечты, цели и стремления нации, ее мысли и сознание. В истории есть личности, которые не останавливали время нации, боролись на этом пути. Их главная миссия – не дать погаснуть огню национальной идеи, а продолжить его.
Если говорить не о далеком прошлом, а о недавнем, то после национально-освободительного восстания хана Кене время нации продолжилось в словах Абая в национально-просветительском ключе. После Абая движение Алаш заставило время идти, каждая крупица времени была связана с действием, и национальная идея вышла на новое качество. В советский период, когда второе поколение Алаша работало над тем, чтобы не останавливать время нации, духовная и культурная миссия Ауэзова, сохраняя национальную идею от холода советской эпохи, сыграла свою роль в сохранении сознания нации, не убивая время нации. Сохранение этой прежней национальной идеи в сознании нации в культурно-духовной сфере проявилось в борьбе молодежи во время Желтоксана. Таким образом, время нации, ведомое непрерывно передаваемой национальной идеей, должно было увидеть повествование о своей главной победе вместе с независимостью. Однако теперь нации предстояло достичь национального государства путем формирования государственного сознания. С 1991 по 2000 годы время нации вело за собой надежду нации. Когда надежда нации оказалась на грани обмана, выбор времени нации пал на Алтынбека Сарсенбайулы. Время нации всегда делает выбор в пользу личностей, а не групп. Группа играет лишь роль дополнения к личности.
А. Сарсенбайулы, создав группу последователей с необходимым для своего времени политическим инструментом, прекрасно осознавая, что выбор времени нации пал на него, начал борьбу за создание единого национального государства, главной целью национальной идеи которого является формирование государственного сознания. Таким образом, он стал продолжателем времени нации, отождествленного с национальной идеей.
«Особенно мы, сегодняшние лидеры демократических организаций, должны не только проводить крупные общественно-политические мероприятия, митинги, пресс-конференции, но и ежедневно заниматься пробуждением гражданского общества». Из этих слов Сарсенбайулы ясно видно, что главной целью национальной идеи является формирование государственного сознания. Сарсенбайулы сам не достиг намеченной цели. Не довел до конца. Но он начертил карту борьбы, сформировал ее направление, путь, содержание. То есть, утвердил план времени нации. План времени нации все еще ждет своего продолжателя. Прошло более 10 лет с тех пор, как в 2006 году власть совершила политическое нападение на время нации и силой, советскими методами остановила время нации.
Сарсенбайулы был не одинок. У него были соратники, товарищи, ученики, единомышленники. Так почему же нет движущей силы, продолжателя времени нации, подобного второму поколению Алаша? Возможно, их национальный дух недостаточно крепок?
Нынешняя общественно-политическая арена пустует. Можно сказать, что группа, последовавшая за Сарсенбайулы, все еще стоит на опустевшем месте. После остановки каравана демократических сил каждый пытается найти свой путь: одни, ухватившись за национальный вопрос, который мелькает в различных программах и словах власти, настойчиво говорят о нем и призывают общество сосредоточить мысли вокруг него; другие поддерживают молодого активиста, появившегося из ниоткуда, напоминая тем самым, что борьба за демократические ценности не прекратилась; некоторые вернулись в свою уютную нишу во власти; другие оставили политику и ушли в сферу, которую хорошо знают; еще одна группа все еще не может избавиться от ошибочного представления и жесткого взгляда, от которого, по словам