Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» предложил реализовать новые программы и проекты, ранее не предпринимавшиеся в истории Отечества. Безусловно, среди них особое значение для нас имеют программа «Туған жер» и проект «География священных мест Казахстана» в направлении сохранения и изучения нашего историко-культурного наследия.
Не секрет, что до настоящего времени не проводились специальные исследовательские работы по выявлению священных мест в Атырауской области. Тем не менее, учитывая, что более 90 процентов жителей области составляют местные казахи, наш народ с давних времен не забыл, где находились священные или святые места. Даже в советский период, который прошел совсем недавно в истории, когда все традиции ограничивались понятием «стремление к старому» и были оттеснены, наш народ не прекращал посещать святые места и поклоняться им. Здесь стоит отметить, что в понимании кочевых казахов главным священным местом считалась могила или мавзолей предков.
В дореволюционный период могила была местом проведения жертвоприношений и паломничества, а также других религиозных обрядов и церемоний. Среди них проводился обряд принесения клятвы — одного из правовых принципов казахского общества. В народных источниках в связи с этим обрядом приводится фраза «готов принести клятву, подняв над головой надгробный камень», и это не пустые слова, а реальное действие. Собравшиеся для принесения клятвы клали на головы камень, взятый из могилы, давали клятву и обходили мавзолей.
Святым называли человека, который при жизни отличался особой набожностью, прозорливостью, целительством, а также его могилу. В нашем крае сохранилась традиция добавлять к имени таких святых термин «ата». Например, Онай ата, Байбакты ата… Люди, страдающие болезнями, приходили сюда в поисках исцеления, а бездетные молились о рождении детей. Конечно, хотя мы говорим, что большинство этих случаев произошло в прошлом, традиция посещения святых, поклонения им и моления рядом с ними со стороны местного населения продолжается и по сей день. Это один из обычаев казахов, сохраняющийся с незапамятных времен.
В связи с этим следует отметить, что земля Атырау издавна является местом, полным священных, то есть святых мест. Это подтверждают не только легенды, сохранившиеся в народной памяти, но и сами исторические данные. Последние были зафиксированы письменно начиная с XVIII века. Например, в 1732 году офицер царской России И. Гербер, отправившийся из Астрахани в Хиву с разведывательным караваном, отмечает, что мусульмане, входившие в состав каравана, поклонялись святому в центре некрополя Ушкан ата, бросали деньги и зажигали свечи ночью.
Аналогично, в 1769 году П.С. Паллас, прибывший на землю Атырау с исследовательской экспедицией, пишет, что казахи считают священным местом гипсовую возвышенность, расположенную примерно в двух километрах к западу от города Гурьев, где находится святой, и приносят туда для захоронения умерших. Это место примерно соответствует нынешнему некрополю Ногай мола.
Кроме того, одним из известных с древних времен исторических и священных мест в Атырауской земле является городище Сарайшык. В середине XVIII века П. Рычков упоминал, что в городище Сарайшык находились могилы «знатных людей», а в 1824 году А. Левшин описывал, что мавзолей, которому казахи приносят жертвы и почитают как святой, находится в старой крепости, то есть на месте расположения городища. В 1861 году топограф А. Алексеев, проводивший исследование в Сарайшыке, сообщил, что место, почитаемое казахами как святое, которое указал А. Левшин, называется «ханской могилой», и что оно было окружено деревянным забором ханом Букеевской Орды Жангиром для татарских купцов. Кроме того, А. Алексеев отмечает, что в окрестностях городища Сарайшык есть еще два мавзолея, почитаемых казахами и татарами как святые.
С второй половины XIX века топограф Алексеев, прибывший с целью картографирования территории на северо-восточном побережье Каспийского моря, в своих 2 записях представил описания и нарисованные от руки изображения Акмешит и кулшан ата мечетей, являющихся одними из священных мест Атырауской земли.
В 1874 году Д. Кирпичников, прибывший на землю Атырау в поисках нефти, писал, что казахи используют гипсовую возвышенность в центре озера в Карашунгуле для покрытия могил и что на этом месте, считающемся святым, возведено множество мавзолеев.
Данные, касающиеся священных мест в нашем крае, не ограничиваются только вышеупомянутыми историческими сведениями, основная их часть сохранилась в легендах, передаваемых кочевыми казахами из поколения в поколение. В результате до нас дошли сведения о святости подземных мечетей Бекет ата и Кулшан ата в некрополе Акмешит в Жылыойском регионе, о святости некрополей Ушкан ата и Карашунгул, а также Онай ата, Байбакты ата в Макате, Матен кожа и Султануайыс ата в Кызылкоге.
Поэтому никто не знает лучше местного населения о могилах святых, считающихся священными местами в нашем крае, или о местах, связанных с другими историческими событиями, и данных о них. Государственная инспекция по охране, восстановлению и использованию историко-культурного наследия Атырауской области совместно с общественным объединением «Научный центр «Корганша» в настоящее время ведет поиск данных в этом направлении, а также планирует организовать специальную экспедицию по области с целью выявления священных мест. Уже собраны некоторые сведения по анкетам, разосланным в районы.
Поэтому, если на территории района и аула есть священные места, то есть могилы святых, места старых поселений или мечетей, пещеры или соленые озера с лечебными свойствами, места, связанные с известными батырами, биями или подобные им места, почитаемые местным населением как священные, просим направлять информацию в наше учреждение по электронной почте atyrau_inspeksia@mail.ru. Планируется, что все собранные материалы будут опубликованы в виде большого сборника в следующем году.
Мухамбеткали КИПИЕВ,
Руководитель Государственной инспекции по охране, восстановлению и использованию историко-культурного наследия Атырауской области