***
Этого человека зовут Камел Жунистеги. Кто знает, кто не знает, этот человек был активным членом партии «Есеп», тайно созданной националистами-казахами в 60-х годах прошлого века, и председателем ее отделения по Карагандинской области.
Даже в суровые советские времена, рискуя жизнью, казахи, стремившиеся освободить казахскую нацию и обрести независимость, создали партию «Есеп», в рядах которой состояло более 2000 человек.
Удивительно, но смелые националисты, вступившие в партию «Есеп», не знали друг друга в лицо. Эта организация, построенная по пирамидальной системе, два года не давала себя поймать и, похоже, доставила немало хлопот органам спецслужб.
Наш Камел ага был сослан в лагерь под Челябинском на 6 лет. Там, чтобы убить националиста, руководство тюрьмы подсадило в камеру, где сидел Камел ага, русского бандита. Он сам рассказывает: в результате 20-минутной драки русский успел порезать ему плечо ножом, но от ударов, полученных от ага, он потерял сознание. Он добавляет, что занимался боксом заранее, зная, что такое может случиться.
Я был поражен еще одной историей, рассказанной этим Камел ага! В лагере вместе с нашим ага сидел старик по имени Кунанбай Сакенов. Говорят, он был известным и состоятельным человеком в своем регионе. Этот старик с 20-х годов оказывал финансовую помощь алашординцам. Когда было образовано правительство Алаш, он внес значительные средства в его бюджет, а также обеспечил личные отряды милиции лошадьми и снаряжением.
В 30-е годы он подвергся политическим репрессиям и был сослан в дальние края. Сначала он был приговорен к 10 годам, но каждый раз, когда срок подходил к концу, он получал новый приговор, и в общей сложности провел 33 года в заключении.
Позже, когда старик состарился, руководство тюрьмы назначило его колоть дрова, косить сено и ухаживать за несколькими лошадьми, принадлежащими лагерю.
Однажды, в жаркий летний день, Кунанбай аксакал, как обычно, косил траву.
Решив немного отдохнуть, он развел костер на берегу реки и только собрался поставить чайник на огонь, как вдруг откуда-то появились два парня в белых рубашках и приблизились к пленному старику.
По казахскому обычаю, оба поприветствовали старика: «Ассалаумагалейкум!»
Кунанбай аксакал встретил их радушно:
— Заходите, мои дорогие, выпейте чаю, – сказал он.
— Нет, аксакал, спасибо, мы не пьем чай. Мы пришли к вам по особому делу, – ответили два парня.
— Ой, какое дело может быть у такого старого зэка, как я?
— Дело в том, что мы пришли исполнить вашу мечту. Скажите, аксакал, о чем вы мечтаете? Чего желаете? Мы исполним!
— Ойбай-ау, о чем может мечтать старик?! Большая часть моей жизни прошла в ссылках, у меня больше сожалений, чем мечтаний, мои дорогие… – сказал старик, ковыряя землю палкой.
— О чем вы сожалеете, ата? Давайте исправим это! – сказали оба парня.
— Дорогие мои, у меня много сожалений. Самое большое мое сожаление – когда меня отправили в ссылку, мои старые родители умерли, я не смог их похоронить и не смог прочитать молитву у их могилы. О другом я не сожалею!
— Тогда пойдемте с нами. Пойдемте, прочитаем Коран и вернемся, – сказали они.
— Нет-нет, я не могу пойти. Если я уйду отсюда, солдаты этой тюрьмы живьем снимут с меня шкуру! – сказал Кунанбай аксакал, всячески сопротивляясь и пытаясь убежать.
— Аксакал, не беспокойтесь об этом, мы и это устроим, – и двое парней наконец уговорили старика отправиться в поездку на родину.
Затем, говорят, мы сели в какой-то круглый железный предмет, взлетели ли мы немного, я не понял. В одно мгновение я смотрю, я стою у могилы моих родителей. О, Алла! Вон там стоит мое село. Бегают и играют казахские дети, почерневшие от солнца. Итак, что нужно, я пробыл у могилы моих родителей 3 дня, читал молитвы и утолил свою тоску. Я не чувствовал голода и жажды.
Через 3 дня те двое в белом снова пришли и вернули старика на то место, откуда забрали. Прощаясь, двое парней сказали старику: «Мы наблюдаем за вами с момента вашего рождения. Вы очень хороший, добрый человек. Поэтому мы пожалели вас и хотели помочь. Вообще, нам не разрешено вмешиваться в судьбу людей. В этот раз мы получили разрешение и помогли вам. Вы больше никогда нас не увидите. Не ищите, все равно не найдете. Будьте здоровы!» – и, попрощавшись со стариком, который стоял с открытым ртом, двое парней исчезли.
Кунанбай аксакал огляделся, а там лежит только что скошенная трава. Уже собрано несколько стогов. По дороге он увидел приближающихся тюремных надзирателей, поднимающих пыль.
Приехав, эти убийцы сказали: «О, дед молодец, столько сена накосил, тебе двойной паек назначаем!» – и похлопали его по спине.
Позже выяснилось, что когда сотрудники тюрьмы пришли в первый день, старика не было, но увидев свежескошенную траву, они решили, что старик ушел поить лошадей, и уехали. На следующий день их машина постоянно глохла по дороге, и они не смогли добраться до покоса. На третий день, когда они пришли, старик стоял, благополучно сложив стога и опираясь на косу!
Вот лишь часть многих тайн жизни, о которых мы не знаем. Верить вам или нет – ваше право. А я верю в то, что это событие произошло, всем сердцем и своим рациональным разумом, братья.
Как мы можем после этого сказать, что мы не под надзором Бога и можем делать все, что хотим?!.
Акберен Елгезеk