В настоящее время интерес казахстанцев к исламу неуклонно растет. При этом очевидно увеличение числа людей, обращающихся к религии и соблюдающих предписания шариата. Особенно ярко это явление проявляется среди молодежи.
Приверженность исламу гораздо более заметна в городах и районных центрах, чем в сельской местности. Это связано с тем, что в городах гораздо больше возможностей для получения религиозной информации и прослушивания проповедей. Концентрация религиозных деятелей, получивших образование в местных и зарубежных высших учебных заведениях и медресе, также оказывает влияние на эту ситуацию. Кроме того, различные современные средства массовой информации и электронно-техническое оборудование оказывают огромное влияние на распространение религии. Особую роль в формировании религиозных взглядов играет Интернет, вещающий на весь мир.
Среди проповедников ислама встречаются разногласия и споры по основам исламской веры. Имеют место случаи, когда их разногласия негативно сказываются на тех, кто только начинает изучать религию. Разногласия между религиозными проповедниками в основном возникают по таким темам, как основы веры (акида), атрибуты Творца, религиозные источники (Коран, Сунна, Иджма, Кияс) и т. д. В связи с началом формирования различных течений необходимо предпринять конкретные шаги, направленные на предотвращение раздробленности в стране путем предоставления верующим достоверной информации.
Также в настоящее время наблюдаются попытки исказить истинный смысл исламской веры для решения экстремистских, политических и узкокорпоративных задач.
В связи с этим Духовное управление мусульман Казахстана как официальная исламская организация не может оставаться без внимания. ДУМК должно быть в центре процессов возрождения ислама в Казахстане. Оно считает одной из своих главных задач поиск эффективных путей решения негативных тенденций, сопровождающих эти процессы.
ДУМК определяет основные проблемы современного казахстанского мусульманского сообщества и рассматривает конкретные направления и механизмы для расширения духовно-нравственного и гуманитарного влияния ислама в обществе, а также для решения проблемных вопросов среди мусульманского сообщества республики с учетом интересов всех членов казахстанского общества и государства, а также норм казахстанского законодательства.
Исторически 70% верующего населения Казахстана составляют мусульмане суннитского направления мазхаба Имама Агзама. Наряду с казахской нацией, составляющей большинство мусульманского сообщества республики, ислам исповедуют узбеки, уйгуры, татары, киргизы, азербайджанцы, таджики, грузины, дунгане, чеченцы и другие этносы. В связи с этим следует отметить, что наша страна имеет глубокие исторические традиции просветительского ислама. Ислам начал проникать на казахскую землю в конце VIII – начале IX века. А в X веке он был объявлен государственной религией Караханидской империи. В XII-XIV веках Казахстан был признан одним из центров ханафитского мазхаба ислама. На территории нашей страны жили выдающиеся деятели ислама и культуры, внесшие значительный вклад в мировую исламскую мысль.
Выдающиеся ученые и мыслители аль-Фараби, Жусуп Баласагуни, Махмут Кашгари, Хибатулла Тарази, Ахмет Ясави, Шакарим Кудайбердиулы, Машхур Жусуп Копей, Абай Кунанбайулы и многие другие деятели оставили богатое духовное наследие. Теперь стоит задача систематизировать их труды, касающиеся вопросов религии.
Ислам, являясь неотъемлемой частью истории и культуры казахов, в советский период, как и другие религии, был под запретом. На протяжении многих лет наш народ был лишен доступа к такому жизненно важному источнику духовности и культуры, как ислам.
Религиозная ситуация, сложившаяся в настоящее время в Республике Казахстан, согласно результатам экспертизы, свидетельствует о необходимости значительного совершенствования работы в этой сфере.
Создание Духовного управления мусульман Казахстана как самостоятельной организации в 1990 году имело огромное значение для возрождения и развития традиционных исламских ценностей в республике и консолидации казахстанского мусульманского сообщества. С тех пор ислам прошел этап становления и сформировал свой облик. Духовное управление мусульман – Муфтият – ведет работу по распространению ханафитского мазхаба ислама, который считается традиционным для нашей страны.
Особую роль играют религиозные институты в удовлетворении интереса населения к исламу, который понимается как деятельность в традиционной обрядово-культурной сфере. В противном случае известно, что представления большинства населения об исламе в основном ограничиваются религиозными праздниками (Ораза айт, Курбан айт), семейными и личными мусульманскими обрядами (свадьба, похороны и т. д.). В настоящее время большинство тех, кто исповедует религию и соблюдает ее шариатские предписания, – это молодежь.
Демократические преобразования, работа по обеспечению прав на свободу совести и вероисповедания позволили мусульманам свободно исповедовать свою религию, создавать религиозные объединения, строить мечети, беспрепятственно совершать хадж к святым местам.
В настоящее время все зарегистрированные исламские организации и мечети входят в состав Духовного управления мусульман Казахстана.
ДУМК имеет собственные информационные ресурсы – газеты «Ислам и цивилизация» и «Ислам», а также интернет-сайт. В 2009 году в республике начал свою работу исламский телеканал «Асыл Арна», который в тесном взаимодействии с ДУМК проводит масштабную работу по пропаганде исламских ценностей, обычаев и традиций казахского народа.
Создание государством благоприятных условий для возрождения религии, несомненно, способствовало беспрепятственному проникновению в страну нетрадиционных, ложных религий, радикальных учений и организаций. Среди них «Хизб-ут-Тахрир», салафиты, ваххабиты, куранисты и другие религиозные течения.
Многие из них открыто заявляют о своих целях по полному исламизации Казахстана, не признают светский характер нашего государства, призывают к свержению действующего конституционного строя и стремятся захватить власть силой для установления теократического государства.
Религиозные разногласия не могут не оказывать негативного влияния на тех, кто только начинает изучать религию. Эти разногласия возникают по таким темам, как основы веры (акида), атрибуты Творца, религиозные источники (Коран, Сунна, Иджма, Кияс) и т. д.
Деятельность таких организаций направлена на разрушение традиционных общественных ценностей, массовое подчинение их своим позициям, а во многих случаях – на получение коммерческой выгоды.
Эти организации не учитывают исторически сложившуюся конфессиональную структуру общества, не уважают традиционные для Казахстана религии, прежде всего ислам. Многие ложные исламские организации и группы действуют как альтернатива ДУМК, стремясь к расколу и провоцируя конфликты внутри казахстанского мусульманского сообщества.
В настоящее время на повестке дня стоят меры по предотвращению экстремистских настроений путем укрепления толерантного мировоззрения в обществе.
Современный имам должен не только знать основы ислама, но и глубоко разбираться в светском образовании, быть коммуникабельным и уметь работать с народом, адаптироваться к проблемам социально-политической жизни. В настоящее время среди верующих есть имамы с высшим образованием, склонные к патриотизму и соответствующие заветам Пророка. Руководство ДУМК будет привлекать таких имамов к работе на отечественных и основных направлениях. Для повышения уровня их квалификации и знаний планируется систематическое направление в авторитетные исламские учебные заведения.
Значительную часть мер по развитию ислама в стране составляют религиозное образование и просвещение. При разработке программ религиозного образования учитываются меры по предотвращению попыток незаконного религиозного образования. ДУМК постоянно взаимодействует с университетом «Нур Мубарак» и медресе с целью поиска талантливых и ищущих студентов. В будущем эти студенты должны быть привлечены к работе ДУМК в числе первых выпускников. Реализуется практика направления выпускников учебных заведений в соответствующие зарубежные исламские учебные заведения для продолжения обучения в соответствии с их способностями и потребностями. Практика студентов религиозных учебных заведений по их специальности, а также обучение студентов высших учебных заведений проведению информационно-просветительской работы должны быть отражены и реализованы в учебных программах университетов и медресе.
При университете «Нур-Мубарак» Египетский исламский культурный университет создан научно-исследовательский центр, где должны быть изучены и исследованы биографии и труды ученых-богословов из казахской земли, придерживавшихся ханафитского мазхаба, и начата работа по представлению их широкой общественности.
Университет «Нур-Мубарак» должен рассмотреть и внедрить предложение и утверждение тем магистерских и докторских научных работ, раскрывающих суть и значение актуальных религиозных проблем в современном обществе и формулирующих их решения, для студентов других высших учебных заведений.
Одним из важных кадровых источников для ДУМК являются студенты и выпускники зарубежных исламских учебных заведений. Среди таких граждан есть образованные и патриотичные люди, придерживающиеся ханафитского мазхаба ислама и готовые к сотрудничеству с ДУМК.
Для создания условий для правильного развития ислама имеет особое значение разработка и утверждение списка зарубежных высших учебных заведений, эффективных для Казахстана, для молодежи, желающей учиться в зарубежных исламских учебных заведениях. Важным вопросом является то, что казахстанцы должны учиться в зарубежных исламских учебных заведениях только после окончания отечественных учебных заведений. Поддерживая мнение о том, что ДУМК должно взять на себя основной канал направления казахстанцев в зарубежные исламские учебные заведения, оно заявляет о готовности уделять особое внимание установлению постоянных связей с ведущими зарубежными исламскими учебными заведениями, если эта позиция найдет поддержку со стороны государства и общественности.
(Материал опубликован с одобрения ДУМК)
Агабек Конарбайулы
Пресс-секретарь ДУМК