Сегодня в нижней палате Парламента состоялось первое чтение проекта закона «О тепловой энергетике и электрической энергетике», сообщает «Ұлт Ақпарат».
«Анализ крупных аварий, произошедших в последние годы на теплоэлектроцентралях и тепловых магистралях, показал, что одной из основных причин аварий является очень слабое с точки зрения права регулирование правоотношений в сфере тепловой энергетики. На сегодняшний день регулирование тепловой энергетики рассматривается в основном в рамках закона об электроэнергетике», — отметил докладчик Едиль Жанбыршин.
Для системного государственного и законодательного регулирования тепловой энергетики Правительство рассмотрело тепловую энергетику как отдельную отрасль и разработало в 2022 году отдельный проект закона «О тепловой энергетике», который был внесен в Мажилис в начале 2023 года.
Депутат Жанбыршин отмечает, что законопроект содержит следующие четыре новеллы:
«Первое. Системная государственная политика в развитии тепловой энергетики будет реализована путем закрепления на законодательном уровне компетенций центральных и местных исполнительных органов. При этом компетенция по производству и транспортировке тепловой энергии передается Министерству энергетики. А уполномоченный орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства будет участвовать в реализации государственной политики в сфере потребления тепловой энергии.
Второе. Пересматриваются контрольные функции в сфере тепловой энергетики. Максимально усиливаются компетенции Комитета атомного и энергетического контроля и надзора Министерства энергетики.
Сегодня в действующей редакции Предпринимательского кодекса законом ограничено посещение теплоэлектроцентралей и других электростанций государственными энергетическими инспекторами. Например, инспекторы могут попасть на объект только в том случае, если в прошлом году на объекте произошла крупная авария или не были выполнены выданные предписания. То есть, работа идет постфактум. Превентивная и профилактическая работа в отношении субъектов тепловой энергетики не проводится, оперативная работа по выявлению причин возможных аварий вовсе не осуществляется.
Третье. Вводится новый инструмент планирования развития тепловой энергетики. В частности, в законопроекте закреплена компетенция акиматов по разработке мастер-планов территорий. Однако в действующей системе государственного планирования документ под названием «мастер-план» не предусмотрен, и со стороны депутатов возникло много вопросов относительно его содержания и необходимости, а вразумительного ответа от разработчика мы не получили. В связи с этим депутаты изменили эту норму на «схему развития теплоснабжения».
Четвертое. Определяется структура отрасли тепловой энергетики в стране, закрепляются права и обязанности субъектов теплоснабжения и теплопотребления.
Кроме того, законопроектом предлагается норма о передаче управления системами теплоснабжения единой теплоэнергетической компании, которая будет