В этом году в нашей стране отмечается 100-летие со дня рождения классика казахской литературы, выдающегося писателя, столпа детской литературы Бердибека Сокпакбаева. В связи с этим мы считаем целесообразным опубликовать интервью, которое состоялось ровно 45 лет назад, в 1979 году, в газете «Қазақ әдебиеті» между литературным критиком, журналистом Елгезеком Азбергеновым и Бердибеком Сокпакбаевым на тему детской литературы. Интервью было проведено в формате «Диалог». Интервью взято из книги Елгезека Азбергенова «Арғымақ тектес азамат».
ДИАЛОГ
Детская литература обладает множеством отличительных особенностей, имеет большие достижения в процессе развития, но и недостатки тоже имеются. Воспитание молодого поколения в духе благородных человеческих качеств, честности, красоты, утонченного вкуса – это, прежде всего, присущие детской литературе черты.
«Детская литература – это самая возвышенная литература, которая дарит прекрасное эстетическое чувство и взрослым», – говорил М. Пришвин.
Какова эстетическая сила современных произведений для детей, достигают ли книги, которые нам предлагают как «базарные товары», сердец юных читателей? И нужно ли детям только «базарное»? По этим вопросам наш корреспондент Елгезеk Азбергенов встретился с известным детским писателем Бердибеком Сокпакбаевым и обменялся мнениями. Ниже мы приводим эту беседу.
Елгезеk Азбергенов: Беке, что бы вы сказали о развитии и характере современной детской литературы?
Бердибек Сокпакбаев: Это большая тема, которая не прерывается, постоянно возникает перед нами и возвращается. Наш народ говорит: «Даже играя с ребенком, говори обдуманно». Это глубокие, ценные слова. Этот народный принцип можно применить и к детской литературе.
Книга – великий эстетический воспитатель для подрастающего поколения. С момента открытия издательства «Жалын» детская литература переживает расцвет. Мы твердо верим, что юный читатель сможет найти то, что ему нужно, среди множества книг, издаваемых ежегодно в большом количестве. Газета «Қазақстан пионері», журналы «Пионер» и «Балдырған» также постоянно публикуют трогательные произведения для детей. Все это – признак заботы о детской литературе.
Если присмотреться, то кажется, что много поэтов и писателей пишут произведения непосредственно для детей. Писатели пишут, книги издаются. Однако поднятые тобой вопросы заставляют задуматься. Действительно ли мы пишем для детей?
Елгезеk Азбергенов: В этом вопросе и кроется суть разговора…
Бердибек Сокпакбаев: Написать художественное произведение, которое тронет душу ребенка, расширит его кругозор – это благородная цель. Несколько поколений впитали и получили наставления из произведений С. Бегалина, Ө. Турманжанова, С. Омарова. Книги этих писателей рассказали о прошлом и настоящем нашего народа, художественно передали ценности наших традиций, обычаев и нравов. Опыт старшего поколения служит примером для младшего.
«Антология казахской детской поэзии» стала нашим духовным сокровищем. Сборник «Балаларға бағыт» также имеет свой вес. Все хорошо. В этих антологических трудах мы видим немало образцов мастерства.
Да, мы не имеем права писать плохо для детей. Потому что они во многих случаях читают то, что попадает им в руки, верят мыслям, изложенным в книге, и берут пример с того, что там хорошо. Во-вторых, ребенок воспринимает мир как белый – белым, а черный – черным. Поэтому писатель, что бы он ни писал, должен видеть глазами ребенка и излагать его языком. То есть, желательно учитывать психологию детей. У многих из нас не хватает понимания взаимоотношений ребенка с окружающим миром, его мыслей, сформированных под влиянием различных событий и явлений. Поэтому многие наши герои, хоть и малы возрастом и разумом, говорят как взрослые, поучают и рассуждают. А юному читателю трудно воспринимать такие произведения. Ребенок – очень чувствительный, доверчивый народ. Он ищет таких героев в своем окружении, но не находит.
Когда мы говорим «как мы пишем», возникает вопрос «что мы пишем», то есть проблема темы. Мы часто обращаемся к таким темам, как защита Родины, уважение к старшим, братство, честность, человечность, характер ребенка и так далее. Это закономерно. Все это связано с воспитанием детей. Тем много, главное – освоить их.
Елгезеk Азбергенов: Действительно, вся проблема в том, чтобы освоить тему через художественные, жанровые поиски. А что, если объект исследования избит? Например, о четырех видах скота, щенке, кошке, зайце, волке, лисе написано немало в нашем устном народном творчестве. Верблюд – кроткий, овца – смиренная, заяц – трусливый, волк – хищный. Кажется, пора оставить этих животных с их извечными качествами в покое. Почему бы не взглянуть на сложные явления природы или общества, на значительные изменения в эпоху научно-технической революции глазами ребенка? Современный ребенок многое знает. Неужели их можно обмануть только повадками длинноухого зайца?
Бердибек Сокпакбаев: С одной стороны, твое мнение очень убедительно. Мы должны глубоко писать о современной жизни, влиять на мысли и сознание ребенка. Но как мы можем сказать, что не нужно больше писать о животных? Нужно писать. Конечно, не просто изображать медведя, танцующего, или лису, обманывающую, а если представить детям, как они меняются в зависимости от времени года, их поведенческие особенности в тот момент, короче говоря, чудеса природы, с помощью удачных поисков и удобной формы – это было бы замечательно. А у нас поиски слабые. Например, давайте полистаем книги двух молодых авторов. Ж. Турлыбаев в своей книге «Рассказы охотника» (кажется, это первое произведение об охоте) подробно описывает охоту, растягивая ее, утомляя читателя. Повторяются те же ситуации, те же события. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения «Счетное стихотворение» из сборника второго автора, А. Сарсекова, под названием «Мереке»:
Сорок волков, десять тигров,
Вожаком – тигр.
Навели ужасный беспорядок,
Восемьдесят жирных коров и
Сто лошадей разорвали.
Охотник прогнал их,
Устроил сорок ловушек.
Прождав шестьдесят дней,
Всех истребил…
Разве это не красиво?! Вот что такое поиск.
Елгезеk Азбергенов: Поиск – это плод времени. Известно, что у нас мало писателей, которые трудятся и посвящают все свое творчество детям. Радуют поиски известного поэта, исследователя М. Алимбаева, поэтов и писателей – Б. Искакова, Ә. Табылдиева, Е. Отетилеуова, Қ. Баянбаева, Т. Дауренбекова, М. Гумерова, а также молодого поколения – Е. Елубаева, Б. Койшыбаева, С. Калиева, которые постоянно пишут для детей. Однако некоторые поэты и писатели посвящают детям свои первые книги, а начиная со второй или третьей книги, уходят в мир взрослых и исчезают. Некоторые поэты, например, Қ. Мырзалиев, С. Жиенбаев, сразу же после публикации своих избранных сборников отстранились от детской поэзии.