Сегодня наша страна Казахстан – это бизнес-республика. Бизнес – это шумная торговля. Вы получаете и отдаете то, что попадает вам в руки, складываете и делите. Что бы вы ни делали, оно должно уходить от вас дороже другим и возвращаться к вам дешевле от других. Деньги, выступающие посредником между ними, – это назойливый бизнес. Понимайте это, как хотите, но я абсолютно убежден – «авторитет» денег взлетел до небес!
Ныне Земля, вращающаяся вокруг своей оси, не держится на рогах Небесного Быка, как говорится в легендах, она лежит на многослойной Подушке из Денег, то есть ее судьба – в руках Денег.
Да, сегодня наша страна Казахстан – это республика, где продается все, от пуговицы до горы. Колхозы и совхозы, заводы и фабрики, озера и реки, золото и железо, лес и уголь, гостиницы и общежития, пекарни и столовые, школы и детские сады… Их вывод на бизнес-рынок насчитывает уже более 20 лет. Кстати, наша власть с прошлого года начала продавать институты-университеты, академии (торговля Главной академией давно закончилась!)…
Как вы, наверное, еще помните, когда в 2000 году земельный вопрос был внесен в повестку дня нелепого заседания Мажилиса Парламента, сидевшие там «козырные тузы» и «короли глаз»: «Земля – наша Мать! Продать землю – значит продать мать! Ну-ка, попробуйте продать Землю-Мать, проклятые собачьи… негодяи!» – кричали они один день, устраивали переполох, а на следующее утро единогласно приняли постановление: «Пусть земля сдается в аренду, пусть продается!» Прошло уже 15 лет. Однако, видимо, в этом постановлении была какая-то дыра или изъян, потому что в начале этого года было принято «новое» постановление о продаже и сдаче земли в аренду, где эта дыра не была залатан, а изъян не был исправлен, а наоборот, был увеличен, и народ, проживающий между Атырау и Семеем, решительно выступил против этого закона, власть оказалась в замешательстве, и президент Н. Назарбаев отменил мораторий. (У нашей власти есть «традиция» принимать ненужные народу постановления без народа, а когда народ начинает возмущаться, превращаться в лисьи хвосты. Все мы это знаем!).
Сегодня в нашем Казахстане осталась только одна вещь, которая не продается: это воздух, который круглосуточно поступает в наши легкие! Чистый он или грязный, дело не в этом, дело в том, что он не имеет упрямства не выходить, если вошел, и не входить, если вышел. Ох, с этим своим свойством он, наверное, скоро станет собственностью бизнеса! По моим размышлениям: бизнесмены начали искать искусного мастера, который изготовит специальную посуду для сортировки и продажи воздуха, но пока не могут найти.
Мы мастера искать образцы за рубежом и считать их чушь чем-то особенным, и вот, с этой привычкой наши «деловые люди» толпами отправились в Китай, увидели, что там нашли способ продавать чистый воздух в мешках, и, как я слышал, они тоже собираются так делать. А я, не карабкаясь по небу, как они, нашел очень простой, очень эффективный новый бизнес-предмет, хоть и немногочисленный, но мирового качества. Вот, этот предмет я изобрел сам, не ходя никуда, ни у кого не прося, не заискивая перед Китаем и Россией, сидя у себя дома! Это – ТИТУЛ!
Становление человека началось с дня изобретения титула, разве не так? Именно так! А я не изобрел новый титул, но, как говорят наши предки, изобрел новый бизнес – торговать титулами, «обливая золотом, обшивая серебром». Я уже в начале этого месяца отнес список титулов, которые я буду продавать, в Главный Бизнес-Центр и оформил их навсегда.
Итак, титулы, которые я буду продавать в своем совершенно новом бизнесе: «Мудрец», «Знаток», «Ученый», «Гений», «Провидец», «Святой», «Человек мира», «Выдающийся», «Знаменитый», «Неповторимая личность»… Пока это все. Если они начнут быстро раскупаться «горячими пирожками», то я найду образцы тех, что были распроданы в прошлые годы: «Человек тысячелетия», «Человек столетия», «Мудрец века», «Золотой человек», и что там еще было, изготовлю их заново, как обычно, удвою цену и выставлю на главных площадях Астаны и Алматы. Потому что большинство ищущих титулы находятся там.
Поскольку я сам являюсь жителем деревни Литературы, мой первый титул для продажи – «великий». В последние годы, если у нас в Союзе писателей проходил юбилей живого поэта-писателя, или годовщина со дня смерти поэта-писателя, то человек, способствовавший этому, или юбиляр и виновник годовщины, начиная с докладчиков на тоях и обедах, и продолжая выступающими, наперебой называли «великим поэтом», «великим писателем», «великим драматургом», «великим критиком», «великим переводчиком»… Мы возносим живых и души умерших до небес. Мы бы и до солнца вознесли, но… один из наших «вождей» прошлого – товарищ Л.И. Брежнев сказал: «Америка высадила человека на Луну, теперь мы должны опередить их и высадиться на Солнце!» На что руководитель Космического центра ответил: «Мы не выдержим жара Солнца…». Тогда Леонид Ильич, подергивая усами, сказал ему: «Ничего страшного! Запускайте ночью!» Так же и…
Итак, начнем нашу торговлю.
Цена титула «великий»… та-а-ак… его… нет, подожди, остановись! Этот титул наши братья Алихан Бокейханов и Ахмет Байтурсынов еще тогда присвоили Кунанбайулы Абаю, назвав его «Главным поэтом казахов», «Великим поэтом казахов», поэтому, да хранит нас Бог от того, чтобы переступать через их души, от того, чтобы торговать уровнем нашего дедушки Абая! И хочу сказать, если я что-то знаю, то после Абая в казахском народе не было поэта, достигшего уровня Абая! Разве наш столетний жырау, дедушка Жамбыл, не сказал: «Это портрет Абая стоит здесь, или это сила слова, похожего на него?!» Сказал! Поэтому, давайте не будем торговать титулом «великий поэт» нашего Абая, которого Аллах создал особенным, это будет грех! А нашим поэтам, старшим и младшим, последовавшим по стопам Абеке, давайте присвоим звания: «классик», «выдающийся поэт», «очень выдающийся поэт», «талантливый поэт», «очень талантливый поэт», «известный поэт», «очень известный поэт»… иншалла, это будет достойно. То же самое и писателям, и драматургам.
Кстати, в последние годы некоторые наши писаки с какими-то званиями пишут: «Если бы Абай был жив сегодня, он бы не смог издать свою книгу»; «Если бы Абай был жив сегодня, он бы не смог сдать свои стихи в газеты и журналы»; «Если бы Абай был жив сегодня, он бы стоял в очереди на членство в Союзе писателей»… Эх, если бы собрать все их раздутые головы вместе и создать «Союз вонючих слов Сандалбая», пусть бы гнили там!
Ладно, вернемся к моему бизнесу.
Начало моего бизнеса – «знаток». Нет, «мудрец». Хотя эти два титула родственные, второй имеет право стоять первым: у него на 4 буквы больше, его цена – 1 000 000 долларов, а «знаток» – 900 000 долларов. Да, я должен оценивать в долларах. Хотя господин Н. Назарбаев, лидер партии «Нур Отан», на последнем съезде партии сказал: «Забудьте доллар!», пока США существуют, и его 1 доллар стремится к нашим 400 тенге, как я могу его забыть?!
Следующий титул – «святой». То есть, первым его… да, он дорогой… да, имеет религиозный оттенок… эх, но он может не продаться за 1 000 000 долларов, потому что: Мырзатай Жолдасбеков, который ведет себя так, будто ему нет равных в речи, давно раздает «святых» бесплатно! Когда сенатору, писателю Абишу Кекилбаю исполнилось 70 лет (ныне покойный, да упокоится земля ему!), Мырзатай Жолдасбеков торжественно поздравил его, перечислил святых Мангыстау и внес Абиша в список своих предков, присвоив ему титул «святой». Вскоре он написал статью под названием «Святой». Кстати, этот Мырзатай на очередном съезде партии «Нур Отан» присвоил господину Н. Назарбаеву титул «гений». Оу, я также вспоминаю, что он присвоил ему титулы «мудрец», «знаток», «батыр» десять лет назад. Никто не знает, откуда, у кого и за сколько он получил эти титулы. Значит, мой бизнес, который я считаю уникальным в мире, оказался существующим в Астане… Время правит базаром…
Моя дорогая мысль, рожденная в уединении, стала дешевле, что ли…
Посмотрите, как поздно я узнал, что М.Ж. и другие уже запустили в оборот дефицитные титулы!
Однако, несмотря на то, что бизнес может быть недобросовестным, мои намерения чисты, и я буду двигаться вперед. Знамена моих предшественников, присваивающих титулы, не будут развеваться вечно.
Тем не менее, я сообщаю, что немного прикрою свой рот, говоря «1 000 000 долларов», «900 000 долларов», и начну с 800 000 долларов. Или, уважаемые господа, жаждущие титулов, и безымянные господа, которые молятся за них больше, чем за своих детей, встретимся на базаре Алматы! Мы взвесим каждый титул в зависимости от того, какой вы выберете. Если мне придется оценить «мудреца» в 800 000 долларов, то другие я буду предлагать дешевле в зависимости от их очереди, описания и того, кто их купит. Если мне повезет, я преодолею горы, обогну Алатау шесть раз, направлюсь в Астану, поделюсь карманами с коллегами там, одержу сокрушительную победу и планирую подняться на вершину «Байтерека»…
Габбас КАБЫШУЛЫ
Газета «Жас Алаш»