ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Общество » «Казак, умерший от голода, не имеет могилы» или как деревне жить дальше?..

«Казак, умерший от голода, не имеет могилы» или как деревне жить дальше?..

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
15 февраля, 2016
in Общество
0

Слово «депрессивные села» стало призраком, пугает жителей бескрайних степей и бродит, словно «призрак коммунизма». Если есть села без будущего, то будет и страна без будущего. Это в корне ошибочное представление. Это опасное понятие. Сама мысль об уничтожении аулов Великой Степи, где наши предки, разводя скот, селились в ущельях гор и по берегам рек, а затем жили в колхозах и совхозах, опасна. Люди уходят из Великой Степи. Тогда кто будет населять эту степь, кому мы ее отдадим. Кто даст гарантию, что люди, теснящиеся, как черви, не хлынут на пустующие земли.

«Без ног, без рук,
Как змея проживет», – следуя словам мудрого старца, который восхищался всей природой и переживал за жизнь ее частицы, этот народ веками жил в этой Степи, несмотря на все трудности. Адамбай-Турсын пас 18 тысяч лошадей, Жангир-Торе вырастил 17 тысяч сары-ала, боз и куланов. На суровой Тагылы Ботбай бай владел 40 тысячами овец. Не было числа тем, у кого было по тысяче овец и сто лошадей. Так было изобилие.

«XX век, потрясший человечество, принес казахскому народу множество бед, подобных вселенской катастрофе. «Призрак коммунизма», прошедший через Европу и достигший казахской земли, разрушил юрты кочевого народа, отнял все источники жизни – скот, и истребил казахов, о которых веками говорили «казахи, умершие с голоду, не имеют могил», «кого назвали «эй», того пулей поражают».

Без хвоста, без гривы,
Как кулан проживет, –
народ, несмотря на печаль в душе и боль в глазах, стремился к жизни. Они поневоле вступили в колхозы и совхозы, близкие к их прежней родовой жизни. В этих хозяйствах выращивали по 40 тысяч овец, по сто тысяч коров. Занимались земледелием. Избавились от голода. Строили комплексы, где женщины-доярки трудились в белых халатах. К дому чабана приезжала автоцистерна для мытья, автоклуб пел песни. На столах в каждом доме лежали журналы «Жұлдыз», «Мәдениет және тұрмыс». Какой бы ни была наша критика перевернувшегося социализма, такая реальность тоже была.

В конце века мы обрели независимость. Не было казаха, который бы не радовался. Если не было крещеного, то не было дома, который бы не устроил той. Вслед за этим пришел еще один призрак – «приватизация», иллюзорная мечта о том, что теперь можно лечь и стать богачом. Начался хаос, началось разграбление. Старик Жумадил сказал: «Время изменилось, тех, кто грабил народ, предупреждают, а убийц – ругают». Из 40 тысяч овец за год осталось тысяча. Все было отправлено куда-то, на погашение долгов, днем и ночью. Когда осталось совсем мало, люди «разделили» то, что осталось в совхозах. Есть и те, кто, присвоив две тысячи овец, через два года бродил с палкой, радуясь тому, что сдал свой трактор на металлолом. В каждом совхозе к зимовкам, расположенным в сотнях километров, были протянуты электрические провода, и вся степь, аулы, зимовки в долинах сияли, как звезды. Алюминиевые провода, уходящие на тысячи километров, обрывали и снимали где угодно, продавали за границу и подрывали будущее аулов. Правительство, запрещавшее «не продавать», акимы областей и районов, спрашивавшие «как это так», – все отсутствовали. Все рвали, как голодные волки, и пожирали. Мы сами себя разграбили. Какова причина того, что мы остались совершенно голыми (без штанов)? Наверное, тогда и задумались о «селах без будущего». На месте многих хозяйств, таких как Акшагыл, Акадыр, Айыртас, Карабулак и других, остались только разрушенные дома и кучи пепла. Те, кто стал «фермером», разбросаны по разным местам. Даже электрические столбы, не говоря уже об освещении, нашли «хозяев» и были увезены. Неизвестно, почему этот «хозяин» не стал «хозяином» электричества, и он остается безнаказанным. На многих зимовках остались только мужчины. Рядом с ними – несколько бродяг, забывших имя своего отца. Женщины… Женщины находятся в центрах с «цивилизацией». «Цивилизация» – это телевизор. Дом без женщины – дом без очага. Кто останется там, где нет тепла. Это обреченная зимовка, безнадежное хозяйство. Старый отец, похоже, ждет, когда он «умрет». Проезжая по берегу реки Жамши, мы встретили человека, у которого было более пятисот овец. Мы обрадовались, что он разводит скот. Но дальше – печаль. За последние двадцать лет он не видел ни одной газеты или журнала. «Жұлдыз»… эх, был ли такой журнал? Дети говорят, снаружи блеют овцы. Куда мы пришли? Нам очень нужна ЭКСПО! Но… В центре с «цивилизацией» многие, окончившие то или иное учебное заведение, имеющие поддельные «дипломы» «университетов», сидят без работы. Многие отцы рады тому, что «учатся». Достаточно безработных юношей, впавших в апатию. Те, кто прошел через трудности на работе в совхозе, достигли значительного возраста. Нынешние же поддались безделью, стали болтливыми, никчемными юношами. А зимовкам не хватает помощи. Возле зимовки полно куч навоза. Газеты писали и говорили о технологии получения газа из этого навоза и проведения света в дома. Есть ли люди на этой зимовке, они обеспечивают нас едой, неужели нет ни одного министра, депутата или акима, который бы установил для них это благо и показал им что-то. Люди на зимовке ночью вглядываются в керосиновую лампу.

Вот, похоже, президент предложил выход из этого тупика. Он сказал: «Объединяйтесь». Он также сказал, что у совместной жизни есть будущее. Только когда? Каким путем – народ, похоже, тоже с нетерпением ждет. Школа стала проблемой для села. В послевоенные годы, в 1945-1950 годах, социалистическое правительство, которое мы ругаем, держало двух учителей для 5 (пяти) детей небольшого колхоза. В первом классе было двое, остальные – по одному. Было намерение, чтобы они учились, чтобы народ жил. Наличие школы было предпосылкой для процветания села. Сегодня и это переворачивается. В средней школе должно быть 41 ребенок, иначе… Иначе она будет закрыта. Это ситуация, когда кричат «Закрывай и закрывай». 39 или 40 учеников… Они относятся к категории обреченных. Если школа закроется, то и это село будет разрушено. На этом месте останутся только кучи земли и пепла как свидетельство того, что мы были кочевым народом. В прошлом, во времена социализма, в этом Шетском районе было два очень богатых колхоза, названных «миллионерами». Один из них – этот Кызылту. Народ Кызылту борется за сохранение школы. Мы встречались с народом, 11 родителей выразили желание усыновить детей-сирот. «Это благое дело. Если мы вырастим их в селе, они станут настоящими казахскими детьми», – говорят они. Старику, которому едва исполнилось шестьдесят, сказали: «Тебе не дадут, скажут, что ты старый». «О, братья, тогда как? Я еще проживу двадцать лет. Ребенок, которого я усыновлю, которому пять лет, будет тогда 25-летним. Что это за подвох?» – обиделся старик. Действительно, об этом стоило бы подумать депутатам, принимающим законы. Официальные данные сообщают, что в республике 33680 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В Армении армянских детей усыновляют только армяне. В Израиле еврейских детей воспитывают только евреи. Если мы серьезно задумаемся о том, чтобы стать народом, нужно конкретно заняться устройством детей из детских домов, которые ждут отца или мать, по аулам. Настоящие талантливые деятели искусства и ученые вырастают из сельской молодежи, которая ходит по земле, видит снежные бури, катается по зеленой траве, чувствует укусы мошек, смотрит на бесчисленные звезды на темно-синем небе. Село – это неразрывная генетическая основа казахов.

Никто не отрицает, что село должно заниматься животноводством. Но как казах из села получит выгоду от выращенного им скота? Есть казахи во всех аулах, которые отчаялись, не найдя места для сбыта. Мой друг Магауия прошлой зимой боролся всю зиму, не сумев продать трех быков. Посредник хотел купить каждого быка по цене теленка. Три быка – как три теленка. В прошлом, во времена социализма, люди сдавали излишки скота в организацию «Заготскот» и получали прибыль. Сейчас этого тоже нет. Скот есть, но нет механизма его реализации. Люди читают в газетах, что такой механизм существует во всех развитых странах, даже в соседнем Китае. В результате казахи, не имея возможности продать свой скот, жуют мясо старой белорусской коровы, которое едят только кошки. В селе достаточно и шерсти. Она лежит кучами. Люди жгут ее. Газеты снова пишут, что если эту шерсть добавить к асфальту, он будет иметь особое качество. Неужели нельзя об этом подумать? Село занимается и земледелием. Места для сбыта собранного зерна почти нет. Все в руках перекупщиков-посредников. Когда он говорит, что этого пшеницы не хватает, а той – слишком много, и смеется над ним, как над дураком, он отдает свое зерно за бесценок, и тогда он перестает заниматься земледелием. Такова жизнь казахского села.

Село – это щит и защита казаха, страж казахского духа. Село – это вечный генофонд, заповедник, который возрождает казаха. Уничтожать село, называя его «бесперспективным», – значит уничтожать казахский дух. Село дает чисто казахское потомство. В период с 1945 по 1990 годы, когда была хоть какая-то возможность, численность казахов увеличилась примерно в 3 раза. Этот демографический бум сейчас остановился. Если в 1987 году родилось 427 тысяч детей, то в 1997 году – всего 232 тысячи. Ситуация и сейчас не радужная.

Увеличение численности казахов – насущная проблема сегодняшнего дня, чтобы вечно владеть нашей Великой Степью. Село хочет растить детей. Но в стране, которая сама не процветает, говорить «ты рожай детей» – это дело мечтателя. Это нужно поставить на твердую основу. Газеты писали, что в соседней России многодетным матерям выплачивается пособие в размере около 100 тысяч тенге в месяц. Кроме того, есть материнский капитал в размере 10 тысяч долларов на каждого ребенка. Какая помощь у нас? Одно упоминание об этом вызывает насмешки. Как и в странах, заботящихся о будущем своего народа, если бы была законодательно предусмотрена конкретная помощь матерям и многодетным семьям, село наполнилось бы детьми, и страна бы расцвела. Если бы молодым семьям, которые не могут найти жилье в городе и взяли ипотеку, аннулировали 25% платежа за рождение одного ребенка и 50% за рождение двух детей, то нет сомнений, что у этой небольшой семьи было бы четверо детей. Такая практика существует во многих странах, почему ее нет у нас – этот вопрос возникает в голове.

Кочевой народ, веками сражавшийся со многими врагами с Запада и Востока, находил способы не уменьшать число семей, сколько бы ни погибло. Левират, который не делал сироту сиротой, и многоженство – это мудрость, продуманная для целостности нации, для становления сильного народа. Двоеженство – это не забава для бездельников. В мире, где вокруг миллиарды, это патриотизм, думающий о том, чтобы его потомство не стало чьим-то рабом. Мудрость и удивительная любовь к своему народу стоят за тем, что жена моего друга Бакена из Ерейментау, прожив вместе десять лет, не имея детей, сказала мужу: «Возьми вторую жену», и в итоге сама помогла ему взять одну. Вопрос «Что будет с Великой Степью?» – это вечный вопрос, который волнует с незапамятных времен. Каждая мать, должно быть, думает: «Было бы хорошо, если бы мой ребенок, мой любимый внук не стал рабом кого-то, чужого народа». Чем она отличается от «кукушки», которая бросает своего ребенка в мусорный ящик, если не думает об этом? Говорят о любви. Величайшая и чистейшая любовь – это любовь к Родине. Каждый казах обязан прежде всего думать о Родине, о будущем Родины. Женщина, увлеченная безумной музыкой, старуха с рюмкой, пьянчуга-старик, разрушившие наш колониальный образ жизни, – это не будущее народа. Будущее – в национальном духе. Великий пророк Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женитесь на женщинах, рожающих много детей. Они будут любимы перед Аллахом». Предки сказали: «У того, у кого пять сыновей, нет лжи в словах; у того, у кого четыре сына, нет того, чего бы он не достиг; у того, у кого три сына, дела идут хорошо; у того, у кого два сына, есть лишь небольшие возможности; у того, у кого один сын, жизнь на грани». Нельзя забывать эти великие слова.

В ауле, к сожалению, больше тех, кто не достиг, чем тех, кто достиг. Это рукотворная нехватка. Аул не может завести свой грохочущий старый трактор и единственную машину из-за нехватки солярки и бензина. В Туркменистане, где нет ничего, бензин стоит 23 тенге. «Ах, как удивительно!» – удивляются они. В этом году пришла дождливая осень. Дождь, начавшийся в октябре, в ноябре перешел в мокрый снег. Сено, скошенное как корм для скота, должны были перевезти в октябре. Дождь не дал. Если сложить мокрое сено в стога, оно сгниет. К тому же, когда упал, ударили кулаком, с октября нет ни солярки, ни бензина. То будет, то вот-вот привезут – так прошла осень. Скошенное сено осталось в поле. Стога не сложены на зимовке. Никто не может сказать, какие свойства остались в сене, пролежавшем под дождем и снегом два месяца.

Испытания, которые казах из аула претерпевает на дорогах, – это само по себе мучительная история. Между зимовками и населенными пунктами лежит глубокий снег, и кроме следов человека, ведущего лошадь, нет никаких троп. Жители крупных отделений бывших совхозов сами пытаются расчистить себе путь. Достижение того, что восемь женщин из Кызылту, когда-то бывшего колхозом-миллионером, застряли в снежном заносе и расчищали девять километров дороги лопатами, – это не повод для гордости. Слова одного аксакала из этого аула: «Эй, это что ли XXI век?» – это удивление или горе?

Приближается зима. Люди, не сумевшие продать скот, в унынии! Ждут, когда приедет узбек. С тревогой. Только узбек покупает скот. Но и ему стало труднее. Раньше он брал то, что давали, теперь стал выбирать. Однополуторагодовалого теленка из аула он называет «этот бычок». Двухлетних берет как годовалых. Трехлетний бык? Нет, его не берут. Почему? Не берут, и все! Аксакал, ищущий деньги для ребенка, который учится, вздыхает, поглаживая бороду. Зря вырастил. Что теперь делать?
Став кормом для кого попало,
Как аул проживет.

Камел Жунистеги,

Previous Post

Стыдно ли спрашивать о роде?

Next Post

Амирхан Балкыбек. Гомер «Илиадасы» у тюрков и вечный город

Next Post

Амирхан Балкыбек. Гомер «Илиадасы» у тюрков и вечный город

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.