Депутат Мажилиса Парламента РК Нуртай Сабильянов в интервью сайту Bnews.kz, проанализировав доходы и расходы АО «ФН «Самрук-Казына» за последние годы, заявил о необходимости прекращения выделения средств из государственного бюджета в Фонд. По словам депутата, компания неэффективно использует бюджетные средства.
Депутат сообщил, что перед тем, как сделать такое заявление, он направил депутатский запрос в АО «ФН «Самрук-Казына» и проанализировал полученные ответы.
Н.Сабильянов задал вопрос о причинах отсутствия значительных дивидендов от вклада в уставный капитал Фонда в размере 5,0 трлн тенге. В ответе заместитель председателя Правления Фонда Елена Бахмутова сообщила, что они получили чистую прибыль в размере 304 млрд тенге, что на 30% больше, чем в прошлом году (2014).
Однако, изучив консолидированную финансовую отчетность Фонда «Самрук-Казына», депутат пришел к выводу, что это не является результатом эффективной работы АО «ФН «Самрук-Казына». Н.Сабильянов объясняет, благодаря чему Фонд получил такую прибыль:
«Во-первых, Фонд «Самрук-Казына» получил прибыль в размере 683 млрд тенге за счет положительной курсовой разницы, из них в АО «КазМунайГаз» – 448,9 млрд тенге, то есть из-за резкого роста курса доллара (средства находились в банке в долларах до и после обесценивания тенге). Во-вторых, прибыль АО «ФН «Самрук-Казына» в размере 261 млрд тенге была получена за счет продажи акций предприятия KMG International. В-третьих, прибыль в размере 149 млрд тенге – это доход от совместных и ассоциированных компаний», – детально разбирает каждый источник дохода Фонда.
При анализе расходов Фонда он также не совпадает с доходами.
«Расходы от операционной деятельности в 2015 году составили 481 млрд тенге. Из них расход по статье «обесценение» в размере 292 млрд тенге является прямым показателем неэффективности менеджмента, так как он связан с завышенными ценами при закупке основных средств на различных тендерах, а также со штрафами и пенями, связанными с фиктивным предпринимательством. Таким образом, в 2015 году обесценение основных средств составило 132 млрд тенге, обесценение налога на добавленную стоимость – 54,0 млрд тенге и по другим позициям – 106 млрд тенге», – говорит Н.Сабильянов.
Таким образом, депутат, детально разобрав доходы и расходы Фонда, попросил Счетный комитет обратить внимание на проблему обесценения при проверке Фонда.
Еще один факт, приведенный депутатом. В 2015 году общие и административные расходы Фонда «Самрук-Казына» составили 380 млрд тенге, что на 24,0 млрд тенге больше, чем в прошлом году (2014 г.). Рост расходов на заработную плату и консультационные услуги составил 12 млрд тенге.
«Таким образом, вся доходность деятельности Фонда «Самрук-Казына», о которой докладывала Елена Бахмутова в Мажилисе, обусловлена не эффективностью менеджмента Фонда. Это произошло только за счет снижения налогов и положительной курсовой разницы. Кроме того, еще один момент, который стоит отметить: по состоянию на 31 декабря 2015 года Фонд «Самрук-Казына» имел в кредитных учреждениях, банках средства в размере 2 158 млрд тенге, из них 1 800 млрд тенге на банковских депозитах», – говорит депутат Нуртай Сабильянов.
Именно по этим конкретным причинам депутат Нуртай Сабильянов считает, что необходимо прекратить выделение средств из республиканского бюджета в уставный капитал Фонда «Самрук-Казына».
Приведенные Сабильяновым цифры не ограничиваются этим. По данным депутата, при распределении чистой прибыли Фонда «Самрук-Казына» не менее 70% должны перечисляться в республиканский бюджет в виде дивидендов. А в прошлые годы этот показатель составлял лишь 12%-15% (в 2014 г. – Фонд получил чистую прибыль в размере 271 млрд тенге, а выплаченные дивиденды в бюджет составили 34 млрд тенге, что составляет 13%).
«Дивиденды, выплаченные «Самрук-Казына» по государственным пакетам акций совместным предприятиям и ассоциированным компаниям, должны напрямую перечисляться в республиканский бюджет», – говорит депутат.
Именно в связи с этими приведенными конкретными доказательствами депутат Н.Сабильянов считает необходимым разработать систему оценки эффективности деятельности субъектов квазигосударственного сектора.