Сегодня открыты все пути для ищущих знания. В нашей стране созданы все условия для получения гражданами качественного образования и пополнения рядов квалифицированных специалистов. Сколько казахстанцев учится в лучших вузах мира?! Безусловно, похвально, что молодежь получает образование за рубежом и набирается опыта в других странах. Однако есть и те, кто получил образование за границей, но не стремится вернуться в Казахстан. В целом, почему молодежь стремится учиться за границей? Насколько необходимо Казахстану обучение казахстанцев за рубежом? Ищут ли самый эффективный путь?
Путей для обучения за рубежом много
Раньше мы не так часто слышали о том, что кто-то «учился за границей». Сегодня тех, кто уехал за рубеж и совершенствовал свои знания, немало. Однако, как и у всего, у этой проблемы есть свои плюсы и минусы. Сегодняшняя молодежь и их родители, осознавая, как тяжело жить без образования, ищут эффективные пути получения высшего образования. К сожалению, в настоящее время учиться за границей гораздо легче, чем в вузах нашей страны.
В этом плане главным препятствием для выпускников школ является Единое национальное тестирование (ЕНТ). Об этом можно судить по количеству школьников, изъявивших желание сдавать ЕНТ в этом году. По статистическим данным, в 2016 году школу окончили 120 тысяч выпускников. Однако только 87 тысяч из них подали заявление на участие в ЕНТ. В тестировании приняли участие 84 079 выпускников школ. Стоит отметить, что в этом году средний балл ЕНТ по республике составил 81,2 балла. В прошлом году этот показатель составлял 79,4 балла. Максимальный балл в 125 баллов в этом году набрали 19 выпускников. А в 2015 году только 5 выпускников школ достигли 125 баллов. Количество детей, набравших более 100 баллов, — 16 565. Пороговые 50 баллов не смогли набрать 14 252 выпускника. Выпускники, набравшие высокие баллы по ЕНТ, сейчас подают документы в вузы.
А каково будущее около 33 тысяч выпускников школ, не участвовавших в едином тестировании? Мы не можем сказать, что все они отказались от получения высшего образования. Как правило, выпускники, желающие учиться в зарубежных вузах, отказываются от участия в ЕНТ. Это связано с тем, что казахстанский сертификат ЕНТ не нужен для обучения за границей. Мы не можем утверждать, что все школьники, не участвовавшие в ЕНТ в этом году, будут учиться за границей. Тем не менее, известно, что более половины из них подают документы в вузы соседних Кыргызстана, Китая, России, а также Великобритании и США. Учитывая, что эти выпускники даже не пытались поступить в вузы нашей страны, обучение за рубежом кажется более выгодным для молодых абитуриентов. Кроме того, некоторые страны, граничащие с нашей страной, ежегодно выделяют образовательные гранты для казахстанцев. Например, в этом году Россия намерена предоставить около 300 образовательных грантов для молодых казахстанских абитуриентов. Уже сейчас число казахстанцев, обучающихся в российских вузах, составляет около 15 тысяч человек. Образовательные гранты, выделяемые Россией, отсутствие языкового барьера, более низкая стоимость обучения по сравнению с казахстанскими учебными заведениями открывают путь для молодого поколения нашей страны в крупные города соседней страны.
Китайская Народная Республика также не обделяет вниманием казахстанских выпускников школ. Доказательством тому является большое количество молодежи, уезжающей учиться в Поднебесную. Китай в настоящее время уделяет большое внимание грантам, выделяемым для иностранных студентов. Поэтому получить грант в этой стране стало проще. К тому же, нет никаких сложностей с подачей документов в китайские вузы. То есть, абитуриентам достаточно отправить свои документы в нужный вуз через интернет и ждать ответа от китайских учебных заведений. Особенно высоки шансы у абитуриентов с высокой успеваемостью быть принятыми в китайские вузы.
Несомненно, талантливой молодежи оказывается поддержка в любой стране. Такая поддержка продолжается и после окончания вуза в зарубежных странах. То есть, государство обеспечивает трудоустройство студентов, обучавшихся по государственным образовательным грантам. К сожалению, в нашей стране проблема трудоустройства выпускников остается нерешенной. Сколько молодых людей, имея диплом, остаются без работы?! Зная такую ситуацию в стране, почему молодые люди, получившие образование за рубежом, должны стремиться вернуться в Казахстан?! А другие страны, не жалеющие заботы о молодежи, делают все возможное, чтобы удержать талантливых выпускников у себя. Таким образом, квалифицированные молодые специалисты способствуют росту потенциала других стран. Страны, предоставляющие бесплатные образовательные гранты иностранным гражданам, несомненно, требуют от них отдачи. Поэтому значительная часть тех, кто получил образование за рубежом, останется в стране обучения после его окончания, это несомненно. По данным Института образовательных исследований ОЭСР, от 15 до 35 процентов иностранных студентов после получения диплома остаются работать за рубежом, чаще всего в стране, где они учились.
По последним данным, число казахстанских студентов, обучающихся за рубежом, превысило 30 тысяч. В начале 2016 года Министерство образования и науки распространило такие сведения. Из них 15 тысяч студентов учатся в России, около 10 тысяч — в Китае, остальные 5 тысяч — в Европе и США.
Для абитуриентов, не сумевших получить государственный образовательный грант, существует множество других путей для обучения за рубежом. Например, сегодня во всех странах мира существуют образовательные программы, позволяющие молодежи получать образование. Немало казахстанских студентов, оформивших документы по таким программам и обучающихся за рубежом. Также немало иностранных студентов, обучающихся в нашей стране по различным программам и специальным грантам. По данным Министерства образования и науки, в настоящее время в Казахстане обучается около 7 тысяч иностранных студентов.
Является ли обучение за рубежом модой?
Казахстанская молодежь стремится к обучению за рубежом, и государство поддерживает такое стремление подрастающего поколения. А в огромном Китае существуют определенные ограничения для обучающихся за рубежом. Поднебесная ежегодно отправляет своих граждан на учебу за границу только на полугодовые или годичные образовательные курсы. Большинство из них — государственные служащие. Япония, с населением более 120 миллионов человек, разрешает обучать за рубежом только 15 гражданам в год. В чем секрет? Почему граждане этих стран, население которых во много раз превышает население Казахстана, избегают обучения за рубежом? А в Казахстане все наоборот…
Сегодня казахстанцев можно встретить обучающимися в любой точке мира. Привносят ли молодые люди, получившие образование за рубежом, новые идеи и свежие инновации в Казахстан? Служат ли все они интересам нашей страны? Тем не менее, очень важно уделять внимание молодежи, стремящейся к обучению за рубежом. Это связано с тем, что общественность осведомлена о различных неприятных ситуациях, в которые попадают некоторые молодые люди, обучающиеся за рубежом. Есть достаточно доказательств того, что некоторые молодые люди, уехавшие за знаниями, оказались в тюрьме, а некоторые из них попали под влияние радикальных течений.
Китай является одним из лидеров среди стран, радушно принимающих иностранных студентов. В Пекинском университете Поднебесной выделяется много стипендий для иностранных студентов. Особое внимание уделяется подготовке учителей китайского языка. Китайские университеты получают значительные средства от правительства для оснащения технической и административной базы, проведения исследований и приглашения специалистов из-за рубежа. Стоимость обучения в Поднебесной не превышает 2 тысяч долларов в год. Однако в этой стране нет ни образования, ни работы для тех, кто не знает китайского языка.
Чехия — одна из стран, которую часто выбирают казахстанские студенты. Количество студентов, обучающихся в этой стране, велико. Казахстанские студенты, обучающиеся в чешских вузах, в основном получают образование по специальностям, связанным с гуманитарными науками, иностранными языками, международными отношениями, бизнесом. В Японии для иностранных студентов упрощен визовый режим, улучшены бытовые условия, предусмотрены программы трудоустройства. Требования к будущим студентам в вузах могут различаться. Где-то требуется сдача общенационального единого экзамена, где-то — прохождение специального испытания для поступления. Обязательным требованием для всех иностранных студентов является наличие сертификата, подтверждающего сдачу экзамена по японскому языку.
Южная Корея — один из мировых лидеров по количеству студентов. В университетах хорошо налажены программы обмена студентами с зарубежными учебными заведениями. Государство активно приглашает иностранных профессоров для повышения своего авторитета в международных рейтингах. Для поступления в государственные вузы иностранные абитуриенты сдают единый экзамен и тест TOPIK (Test of Proficiency in Korean) наравне с гражданами страны.
Система образования Сингапура считается одной из самых эффективных в мире. Здесь открыли свои филиалы десятки ведущих университетов мира. Правительство страны выделяет значительные средства на развитие сферы образования. Преимущества обучения в Сингапуре — английский язык, британская система образования, мировые стандарты обучения, современные экономические требования, безопасность и высокий уровень жизни. В Малайзии международный стандарт образования контролируется Министерством образования. Обучение во всех частных и некоторых государственных университетах ведется на английском языке, поэтому в Малайзию приезжает много иностранных студентов, формируя многонациональную студенческую среду. Благодаря партнерским программам между малазийскими и зарубежными вузами студенты могут получить дипломы лучших мировых учебных заведений.
Австрийские университеты также пользуются высоким авторитетом в рейтингах европейских вузов. Качество учебных заведений и преподавательского состава здесь признается во всем мире. В целом, Австрия с радостью принимает студентов из других стран. Поэтому треть студентов, обучающихся в университетах страны, — иностранцы. Обучение в США имеет свои преимущества. В США существует огромное разнообразие специальностей. Благодаря развитым технологиям и большому выбору студент сам решает, какие курсы изучать в каком семестре, с каким преподавателем и сколько часов заниматься. Система образования основана на глобальных тенденциях и общемировых ценностях. Кроме того, студент самостоятельно обеспечивает себя на кампусе и приобретает жизненный опыт.
Сегодня граждане Казахстана есть практически во всех упомянутых странах. Одни из них повышают свои знания и квалификацию по специальным государственным программам, другие слушают лекции в мировых вузах за свой счет. В любом случае, мы хотим, чтобы эти молодые люди, объединив теорию и практику, вернулись на родину и трудились, вкладывая силы в стремительное развитие Казахстана. Однако мы не имеем права ограничивать выбор тех молодых людей, которые предпочитают зарубежные вузы, игнорируя казахстанские. Мы лишь хотим, чтобы у каждого казахстанца был высокий патриотический дух.
Асель АНУАРБЕК,
Газета «Туркестан»