В начале следующего года численность казахов в Казахстане достигнет 12 миллионов. Казахи никогда не достигали 6 миллионов, только вместе с киргизами и при подсчете мы приблизились к 6 миллионам по переписи 1897 года.
К сожалению, численность казахов начала сокращаться в начале 20 века. Усилилась колониальная политика, неудачное участие России в Первой мировой войне, усиление экономического кризиса в России, массовое раздача казахских земель русским переселенцам – политика Столыпина, восстание казахов против колониализма в 1916 году привели к сокращению численности казахов. Результатом этой политики стал рост числа русских переселенцев. В 1928-1934 годах численность казахов снова сократилась вдвое.
Вторая мировая война еще больше сократила численность казахов: среди женщин репродуктивного возраста было много казашек, а мужчин было мало, несмотря на это мы видим рост числа детей у казахов на очень высоком уровне. Применение антибиотиков привело к снижению смертности младенцев и детей – казахи и чеченцы показали мировой рекорд по показателям роста детей. Этот процесс получил название «демографический взрыв» в 1958-1962 годах.
Через двадцать пять лет после этого произошло «первое эхо демографического взрыва», то есть пришла «первая волна» молодых родителей. Еще через двадцать пять лет пришло «второе эхо», «вторая волна молодых родителей». Первая волна «демографического взрыва» 1958-1962 годов была слабее второй волны, а третья волна была ниже первой и второй волны. В любом случае, численность казахов достигла 12 миллионов.
Усопший Макаш Татимов говорил, что «все решает демография». Это верно. Но если говорить точнее, можно сказать, что все решает численность горожан, все решает национальное самосознание. Сегодня нам нужно не 56% казахов-горожан, а 66% горожан. Нам нужен город с казахской инфраструктурой – казахская школа, казахский детский сад, аппарат власти, говорящий по-казахски. Политическая элита должна быть проказахской, к сожалению, ситуация не такая.
Быстрорастущий народ становится агрессивным. Чеченцы быстро росли и дважды воевали с Россией. Быстрорастущие казахи направили всю свою пассионарную энергию на переезд в город и получение образования и бизнеса. Характер казахов от быстрого роста особо не изменился – мы проявляем спокойствие, покорность, терпение. Реформы 1992-1995 годов проводились методом «шоковой терапии»: русские жители в те годы хлынули из Казахстана – только в 1994 году уехало 408 тысяч русских. Казахи заняли место русских, уехавших в города и села России. Казахская элита даже не особо требовала усиления государственного языка, а казахская русскоязычная оппозиция, наоборот, требовала усиления статуса русского языка. В любом случае, доля русских снизилась до 20%. Бог даст казахам еще один период спокойствия: враг наших предков калмыков сменился – Россия, похоже, погружается в очередной экономический, политический кризис. Следовательно, нам дадут еще около десяти-пятнадцати лет спокойствия. За это время мы должны собрать оралманов, ассимилировать тюркоязычных и успокоиться, русские соотечественники, похоже, будут уезжать на свою историческую родину.
Во-вторых, в России произойдет революция – большой переворот, а мы в это время должны установить соответствующий демократический режим. Следующий вызов – ни Китай, ни Узбекистан. Казахи в своей истории воевали с узбеками. Нам нужна адекватная политическая система. Тогда мы выдержим любую угрозу. Со второй половины 21 века государства перестанут завоевывать друг друга, на повестку дня выйдет подчинение через экономику и духовность – язык и культура, пропаганда и религиозная проповедь.
Из записей Азимбая Гали