«Судьба человека связана с его именем», — говорят знающие люди. Несомненно, это казахское понимание, которое издавна придавало особое значение именам, жизнеспособно. Возможно, поэтому, когда ребенок появляется на свет, мы поручаем назвать его человеку с добрым словом и авторитетным мнением. Секрет того, что мы даем детям известные имена, желая им вырасти такими же, как те, кто их носил, подобно плодоносным тополям, раскрывается именно здесь. В любом случае, казахи проявляют большую заботу при выборе имени.
Помните фильм «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным? Каждый раз, когда мы смотрим этот русский фильм, наши нервы натягиваются. Нас возмущает, что казахское священное имя дали собаке, назвав животное Мухтаром. Это благословенное имя, начинающееся с Ауэзова, принесло удачу многим казахам. Оно продолжается именами Магауина, Шаханова. Вы и так знаете про Кул-Мухаммеда.
Нынешнее поколение, возможно, не знает упомянутого нами фильма. «Зачем тогда поднимать произведение из глубокой старины?» — спросите вы. Дело в том, что сейчас на российском телеканале НТВ показывают сериал «Возвращение Мухтара». Это произведение, своего рода «внук» упомянутого нами фильма. Или, как его продолжение. Ищейка раскрывает множество преступлений. Умнее человека. Спасает множество жизней. Сообразительный. Заботливый. Ненавидит преступность. Издалека узнает злодея. В общем, сильная собака. Но насколько целесообразно давать ей священное казахское имя? Ведь они знают всех наших Мухтаров?! Если бы не знали, это одно дело. Или же, идут ли они на такой шаг сознательно, намеренно присваивая имя Мухтар, которое считается гордостью целой нации?
В прошлом жил старик по имени Багдат Жандосай. С самого рождения он жил в трудностях. Он своими глазами видел голодомор Голощекина. У него есть книга об этом под названием «Свиное корыто». В свое время он работал в газете «Ле