В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) широко распространено во всем мире. Практически во всех развитых и развивающихся странах мира на первом месте по применению ГЧП стоит строительство и реконструкция автомобильных дорог, за которым следуют такие ключевые отрасли, как здравоохранение, образование, водоснабжение и канализация, железные дороги, строительство аэропортов.
В нашей стране изначально, в первые годы независимости, государственно-частное партнерство рассматривалось в основном как элемент управления государственными активами. На начальных этапах инвесторам предлагался единственный инструмент – концессия, а точнее, в данной редакции рассматривалась только передача в аренду казахстанских объектов концессии иностранным концессионерам.
Если обратиться к истории возникновения государственно-частного партнерства, то еще в Древнем Риме муниципии (municipal – аналог современных муниципалитетов) применяли практику передачи в частное управление объектов античной инфраструктуры, таких как почтовые станции, порты, водопроводы, рынки и бани. Во Франции с XVI века представители власти начали развивать экономические потребности, в том числе транспортное обеспечение и коммунальные услуги, за счет частного сектора под своим контролем. Точнее, в 1552 году во Франции была выдана первая концессия в сфере общественной инфраструктуры – проект строительства канала в долине Кро был передан предпринимателю Адаму де Крапонну. А в самой Великобритании государственные концессии начали передаваться частному сектору в XVII-XVIII веках – в Англии и Уэльсе маячные службы развивались по принципу партнерства государства и представителей бизнеса. В XIX веке благодаря концессионным механизмам были построены железные дороги, крупные судоходные каналы и множество других инфраструктурных комплексов, и не зря этот век называют «Золотым веком» концессий. К известным проектам, реализованным с помощью концессионного механизма в этот период, можно отнести Суэцкий канал (1855 год) и Эйфелеву башню в Париже (1887-1889 годы).
В настоящее время уровень и направления развития государственно-частного партнерства в каждой из стран мира различны, и в некоторых странах, в том числе и в Казахстане, формирование и внедрение указанных отношений все еще продолжается.
В основном, путь развития государственно-частного партнерства можно разделить на следующие этапы:
1) Подготовительный (отработка государственной политики в данной сфере, анализ и формирование необходимого законодательства, создание специальной организации, занимающейся подобными вопросами и т.д.);
2) Внедрение (расширение сферы применения ГЧП, поиск новых путей финансирования проектов, устранение законодательных барьеров, формирование целостности системы ГЧП и т.д.);
3) Совершенствование (разработка методологических инструкций и руководств, улучшение моделей реализации ГЧП, развитая система финансирования проектов, высококвалифицированные государственные служащие по вопросам ГЧП).
В настоящее время можно сказать, что в Казахстане 1-й этап полностью завершен, и некоторые позиции 2-го этапа уже начаты. Тем не менее, в процессе развития существуют и проблемы, вызывающие беспокойство:
– Правильно ли выбран путь развития данной сферы?
– Какие задачи необходимо выполнить в будущем?
– Созданы ли все условия для участия частного бизнеса в проектах ГЧП?
– Где мы допустили ошибки и как мы можем их интенсивно исправить и далее совершенствовать?
Если составить план на будущее по подобным вопросам, возникает мысль, почему бы не ускорить наш путь развития в несколько раз, не повторяя полностью пути развития других стран мира, а лишь учитывая их опыт.
Например, показатели передовых международных практик показывают, что успешность реализации проектов повышается при использовании механизмов проектного менеджмента, которые, в свою очередь, рассматривают мониторинг и оценку как необходимую и неотъемлемую часть управления проектом. Для решения этой проблемы можно предложить реализацию и мониторинг бюджетных инвестиционных проектов с точки зрения управления проектами (в том числе на основе Национального стандарта управления проектами).
Если мы найдем пути быстрого решения актуальных проблем данной сферы, повторяющихся по каждому проекту из года в год, мы могли бы подняться на несколько ступеней выше. Отсутствие государственных служащих, в совершенстве владеющих государственно-частным партнерством, является одним из главных препятствий для развития данной сферы. Для повышения теоретической подготовки государственных служащих, самостоятельно осваивающих данную сферу на практике, не требуется значительных финансовых и трудовых затрат, достаточно эффективной организации работы. Если мы не только будем фиксировать недостатки, выявленные в ходе реализации проектов по результатам ежеквартального мониторинга, но и оперативно займемся их устранением, мы сможем достичь успехов, отточенных веками в других развитых странах, за несколько, максимум десять лет.
Орынбасар Абсатов – эксперт Казахстанского центра государственно-частного партнерства
Национальный портал