По данным Комитета по делам женщин и семьи Таджикистана, 90 процентов таджикских женщин, уехавших в Сирию и Ирак, отправились туда по настоянию своих мужей и братьев. Сейчас многие из них оказались в трудном положении и не могут найти способ вернуться на родину.
Согласно официальным данным, в Сирии и Ираке находится около 200 таджикских женщин, большинство из которых овдовели после гибели мужей в боях.
По словам представителя Комитета женщин Махбубы Азимовой, сказанным 9 августа таджикской службе Радио Свобода, некоторые женщины отправились в зоны боевых действий, поддавшись ложной пропаганде или обману. Однако другие женщины не смогли ослушаться своих мужей и братьев. «Сейчас, после гибели мужей, многие из них оказались в очень тяжелом положении. Они хотят уехать из зоны боевых действий, но найти способ сделать это становится трудно», — говорит она.
Выяснилось, что большинство таджикских женщин уехали на Ближний Восток из Хатлонской и Согдийской областей. Например, среди 73 семей из Согдийской области, уехавших на Ближний Восток, было 80 женщин и 32 девушки. А среди 43 семей из Хатлонской области, присоединившихся к организации «Исламское государство», 23 из 47 женщин были девушками.
Джамолби Сафарова, мать одной из молодых женщин, уехавшей в Сирию два года назад вместе с мужем, согласна с данными Комитета по делам женщин. По ее словам, ее 28-летняя дочь, проживавшая в Фархорском районе, жила под гнетом жестокого мужа. Муж уехал в Сирию, а через месяц позвал жену к себе. Но 9 месяцев назад муж погиб в бою, и молодая женщина с двумя детьми оказалась в затруднительном положении.
По словам Джамолби Сафаровой, ее зять сначала предупредил дочь: «Мы едем работать в Турцию, но никому об этом не говори». «Но когда моя дочь поняла, что из Турции они поедут в Сирию, и начала сопротивляться, муж избил ее. Сейчас она звонит раз в 1-2 месяца и плачет. Но вернуться на родину она уже не сможет», — говорит она.
Теперь Джамолби Сафарова обращается к властям страны с просьбой помочь ее дочери и внукам вернуться из Сирии.
Ашурмо Саидалиева, проживающая в Бохтарском районе, рассказала о ситуации в своей семье. Ее брат Махмадшариф увез жену и троих детей в Сирию в прошлом году. Однако его невестка не смогла остаться там. «Моя невестка ничего не знала о ситуации в Сирии, думала, что едет в нормальное место. Сначала они поехали в Турцию, а оттуда — в Сирию», — говорит она. Этот молодой человек тоже погиб в Сирии, а судьба его жены и детей неизвестна.
Таджикский социолог Марям Давлатова говорит, что в большинстве таджикских семей девушки и женщины полностью зависят от взрослых мужчин в семье. Она считает, что из-за этого таджикские девушки и женщины не привыкают жить самостоятельно.
Марям Давлатова
«Наших женщин воспитывают так, чтобы они подчинялись мужчине, как рабыни. Им внушают мысль, что женщина не может принимать решения или давать кому-либо совет. У этого есть две стороны. Первая — женщина не должна разрушать семью, вторая — у нее не должно быть собственного мнения. Поэтому у женщины нет свободы выбора. Она не решает, ехать куда-то или нет. Хочет она того или нет, она должна беспрекословно выполнять волю мужа, мужчины могут даже не говорить женщинам, куда они направляются. А она даже не может спросить об этом у мужа», — говорит социолог.
По данным Комитета по делам женщин, большинство женщин, уехавших на Ближний Восток с мужьями, не имеют высшего образования.
Более тысячи таджикистанцев уехали в страны, контролируемые организацией «Исламское государство», причем каждая пятая из них — женщина. По словам родственников, большинство мужей погибли, а судьба оставшихся жен и детей неизвестна.
Статья корреспондента таджикской службы Радио Свобода Мумина Ахмади переведена с русского языка.
Айжан Оралгазина, Радио Свобода