ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » На каком языке говорили мамлюки Египта?

На каком языке говорили мамлюки Египта?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
24 августа, 2016
in Национальная история
0

Мало найдется казахов, не знающих султана Бейбарса, мамлюка Египта, потомка кочевых тюркских племен, всю жизнь тосковавшего по запаху полыни кыпчакской степи. Мы попытались найти ответ на вопрос, на каком языке говорило войско мамлюков, которое было верным защитником ислама, одержало победу в крестовых походах и даже остановило потомков Чингисхана, опустошавших мир, как наводнение.

Ниже представляем вашему вниманию познавательную статью исследователя Серика Пирназара.

Современная историческая наука еще не пришла к единому мнению об этническом происхождении мамлюков Египта. Круг взглядов на эту тему очень широк. В различных источниках часто встречается мнение, что мамлюки имеют тюркское, кыпчакское, грузинское, черкесское, греческое, византийское происхождение. Это связано с тем, что в средневековом Востоке было достаточно стран, содержавших наемные войска, состоящие из пленных рабов, называемых «мамлюк» (мамелюк), «гулям», «турушка». В связи с этим, для определения генезиса мамлюков необходимо обратиться к их историческим, антропонимическим и лингвистическим данным. Если учесть, что в те времена основную массу храбрых воинов восточного образца составляли тюрки, то краткий обзор их генеалогии не будет лишним.

Прежде всего, углубившись в глубины истории, мы увидим, что наемники появились на Востоке и Западе задолго до мамлюков, о которых мы говорим. Первыми на воинов-кочевников обратили внимание китайские династии, Западная Римская империя и Персия. Так появились армии и отряды представителей тюркских народов. Пограничников Китая составляли гунны. Тюрки-наемники, булгары и савиры участвовали в войнах между персами и византийцами с обеих сторон. Эти вооруженные люди, происходившие из булгар и хазар, назывались в арабских странах гулямами, рабами, а в Византии – катафрактариями. В средневековье отряды печенегов и кыпчаков служили в Византии и Венгрии. Кроме того, в Киевской Руси – торки, берендеи, черные клобуки, ковуи (многодомники) и «дикие» половцы (куманы, кыпчаки), в Венгрии и Болгарии – печенеги, половцы и асы, в Грузии – кыпчаки и аланы выполняли эту службу. Оторвавшись от своих «эль» (земель), они долгое время, вплоть до начала XVI века, не забывали родной язык и обычаи. А с падением Золотой Орды союз кумано-кыпчакских племен окончательно распался. Стоит отметить, что кумано-кыпчаки, или половцы, давно обитавшие в Юго-Восточной Европе, еще до монгольского нашествия начали объединяться в один этнический союз с родственными им тюркоязычными огузскими племенами, такими как булгары, хазары, аланы, печенеги, асы, торки. Этот период совпадает с началом формирования западного союза половецких племен.

Нередко случалось, что эти призванные легионы, обосновавшись на чужбине, силой захватывали власть и устанавливали свои порядки. Примерами этого могут служить династии, созданные в Китае – Тан, в Персии – Сефевиды, Караханиды и Афшары, в Арабском халифате – тюркские мамлюки, в Индии – мамлюки Тушка, в Афганистане – династия Газневидов в период мамлюков. Кроме того, они составляли личную гвардию правителей в Грузии, Венгрии, Византии и на Руси. В судьбе этих воинских формирований было немало славных и мрачных страниц. Они создавали ксенократические государства от Бенгалии до Египта, не раз защищали мусульманский мир от крестовых походов, и мечами своими сеяли семена ислама на индийской земле. Например, мамлюки Египта в 1244 году под командованием султана Бейбарса нанесли сокрушительное поражение войскам крестоносцев и сирийских правителей. В 1250 году они свергли династию Айюбидов и основали династию султанов. Эта власть безраздельно правила Египтом почти три века, до завоевания Османской империей в 1516-1517 годах.

Когда Арабский халифат начал терять свое влияние на Востоке, он был вынужден создать постоянную гвардию из наемных воинов, состоящих из тюрков и берберов. Впоследствии эта гвардия пополнилась «рабами» из степей. В арабских странах их называли «гулямами». Гвардейцы прочно захватили власть в 865 году. За десять лет они сменили четырех халифов. Об этом известный тюрколог Лев Гумилев писал: «Ни один мусульманский халиф не мог удерживать власть и часа без тюркских гулямов, а они, без благосклонности халифа, не могли господствовать на чужбине». Благодаря халифу Мутасиму, тюркский мамлюк Ахмат ибн-Тулун стал наместником в Египте. В 869 году он присоединил к себе Сирию и Палестину. В то же время Мутасим скупал всех невольников на рынках рабов, укрепляя свою гвардию гулямов. Во времена династии Фатимидов египетские воины состояли из белых и черных мамлюков. Тюркские мамлюки из южнорусских степей, казахских земель и предгорий Кавказа объединились на острове Ар-Руад (Аль-Бахр) на Ниле и назвали себя «бахритами». А суданцы и берберы, называвшиеся «буржитами», обосновались в цитадели города Каира. В это время мамлюки, оказавшись вдали от исторической родины, начали группироваться по этническому признаку. В 1051 году вспыхнул конфликт между личной гвардией халифа Хакима и тюркскими мамлюками. Их борьба продолжалась до 1062 года. В этой битве мамлюки-бахриты разгромили суданских негров. С тех пор вся власть в халифате фактически перешла в руки мамлюков-бахритов.

В рамках независимого правления мамлюков, длившегося около трех веков, выделились две системы султанов. Их составили династия, получившая название Бахрских султанов, поскольку их первая казарма располагалась на острове Аль-Бахр, и гвардия Калауна, получившая название Бурджитских султанов, поскольку они обосновались в цитадели Аль-Бурдж в Каире. Первые правили с 1250 по 1382 год, вторые – с 1382 по 1517 год. Если среди бахритов сохранялся принцип наследования власти, то бурджиты этого не допускали, вместо этого установив процесс, схожий с древнетюркской системой сеньората. Первые отряды этой последней гвардии были сформированы преемником султана Бейбарса Калауном из Солхата (ныне г. Судак) в Крыму. Рассматривая всех их, можно предположить, что бахритов и бурджитов можно рассматривать как представителей западных и восточных тюркских народов.

Все ученые, исследовавшие историю мамлюков Египта, в первую очередь отмечают их отличие от других. «Тюрки, столкнувшиеся с мусульманскими странами в Х-ХIII веках, сохранили присущие «благородным дикарям» качества, такие как храбрость, верность, стойкость, неприятие угодничества, отсутствие двуличия, – пишет по этому поводу К.Э. Босворт. – Поэтому арабы благосклонно относились к тюркам и высоко ценили их «львиные характеры», такие как дерзость, свободолюбие, отказ от выполнения домашней работы; склонность к подчинению побуждала тюрков выкладываться в битвах и походах. Тюркам в эпоху мамлюков была дана очень точная характеристика на Востоке: «Тюрки подобны крупице песка, которая, попав в другое тело, затем разрастается и становится украшением царских корон великих держав». Именно этот процесс прошел и Арабский халифат.

Конечно, при определении того, кем на самом деле были мамлюки Египта, первым делом встает вопрос их языка, являющегося одним из составных элементов понятия этноса. А ученые-исследователи говорят, что в те времена языком общения египтян служил язык западных кыпчаков. Это подтверждается историческими данными. Здесь в первую очередь привлекают внимание словари и языковые глоссарии, составленные в Каире в XI-XV веках. Сам сборник «Ат-Туфхат-уз-закия» того периода подтверждает, что государственно-административным языком, как и языком в армии и вокруг трона, был тюркский язык. Похоже, автор этого сборника написал его в период, когда арабы начали изучать тюркский язык. Другие ученые рассматривают язык мамлюков как диалект кумыкско-карачаево-балкарского языка. Есть и те, кто считает труд Махмуда Кашгари «Дивани лугат-ит-тюрк» первым словарем на мамлюкско-арабском языке. Единственный вывод, который можно сделать, заключается в том, что язык мамлюков Египта относится к кыпчакской группе тюркских языков, на которых говорят современные казахи, кумыки, карачаевцы-балкарцы, татары, башкиры, крымские татары (крымлы), ногайцы и киргизы. А язык тюркских улусов во времена мамлюков, за исключением незначительных отличий, приведенных в упомянутом словаре М. Кашгари, был фактически единым языком. Это языковое единство беспрепятственно продолжалось до XX века. Доказательством этому служит то, что до середины прошлого века эти народы без труда понимали друг друга при общении. Казахская поговорка «Зачем татарам переводчик?» родом из тех времен.

На протяжении веков на огромном пространстве Евразии господствовали различные объединения тюркоязычных улусов, такие как империя Аттилы, Аварский каганат, Тюркский каганат (первый и второй), Великая Булгария, Хазарский каганат, Печенежская орда, Дешт-и-Кыпчак, Золотая Орда. Однако, несмотря на изменение названий этих этнонимов, то есть племенно-улусных объединений, язык составлявших их народов не менялся. Здесь мы можем смело утверждать, что представители различных тюркских народов, впоследствии вошедшие в ряды мамлюкского корпуса Египта, принесли сюда и свои языки. Ведь большинство воинов в составе этой гвардии принадлежало к тюркоязычной группе. Мы можем убедиться в этом, рассмотрев личные имена этих воинов.

Обычно на основе исследования происхождения этих антропонимов (имен) можно судить об истории формирования, расселения и миграции народов. Ученый Л. Згуста смог определить этнический состав народов Причерноморья, исследовав имена жителей городов, процветавших в античные времена на северном и северо-восточном побережье Черного моря. Методом глубокого погружения в ономастику средневековой Германии группа ученых под руководством Р. Фишера и Э. Айхлера определила уровень славяно-германских этнолингвистических связей. Таким образом грузинский ученый Г. Меликишвили исследовал этническое происхождение древнего царства Наири-Урарту. А имена мамлюков и гулямов Ближнего Востока безошибочно свидетельствуют об их тюркском происхождении. Исследователи здесь делят имена мамлюков на несколько групп. К первой группе относится большая часть имен, основанных на кыпчакских словах. Вторая группа состоит из имен, образованных от огузских слов. Однако, если рассматривать это разделение только на основе лингвистических данных, мы можем ошибиться. Ведь кыпчакский и огузский диалекты сильно смешались друг с другом. Само по себе такое разделение носит условный характер. Западные историки по-разному называли один народ – тюрков – в разные эпохи: скифами (саками), массагетами, гуннами, огузами, кыпчаками, татарами. Как отмечают многие ученые-исследователи, тюркские имена, подобно их языку, остаются достаточно стабильными и не подвержены сильным изменениям. Они дошли до наших дней практически в неизменном виде из глубин истории. С тех пор единственным фактором, оказавшим влияние на антропонимику, стало принятие ислама.

Еще один момент, который стоит отметить, заключается в том, что тюркские народы считали, что имя, данное ребенку, определяет и его будущую судьбу. Они верили, что в этом имени есть частица души человека. Имя служило человеку как амулет, щит, хранитель. Поэтому большинство тюркских имен, как и у древних германцев, имели воинско-солдатское значение. Благодаря этому среди них часто встречались такие имена, как Кылыш (меч), Канджар (кинжал), Санжар (пронзающий), Элбуз (разрушающий народ), Токмак (молоток), Кутуз (безумный, буйный), Жарбаш (рубящий голову).

Среди тюрков также много людей, чьи имена состоят из названий животных. Они считали, что на основе этого сильные качества этих животных перейдут к человеку. Затем стали преобладать имена, включающие титулы, такие как хан, кан, бий, бек, тегин, тархан, шад, жабгу. По наблюдению тюрколога Л. Гумилева, тюрки, в отличие от европейцев, не были привязаны к одному имени от рождения до смерти. Имя тюрка отражало его место и вес в обществе. Эта стабильность в ономастике свидетельствует о тюркоязычии мамлюков Египта.

Тот факт, что в средневековом Египте было много рукописей, связанных с изучением тюркского языка, также о многом говорит. Среди них хорошо известны «Мукаддимат-ал-адаб» (XII в.), аналогичный арабо-персидско-тюркско-монгольский словарь, «Ал-каванин-ал-куллийали дапт-ал-лугат-ит-турки» Джемальдина-ат-Турки, «Булгатул муштаг» (XIV в.), «Фил-лугат-ит-туркия» Аш-шузур-аз Захабияви ал-гат-ил-Ахмадии (XV в.). Среди источников на арабском языке, касающихся мамлюкско-кыпчакского языка, стоит упомянуть словарь, составленный в Египте в 1245 году и опубликованный в 1894 году в Лейдене голландским ученым М.Т. Хоутсма, и грамматическую книгу «Китаб-алидрак-ли-лисан-ал-атрак», написанную арабским филологом Абу Хайяном в Каире в 1313 году.

К сожалению, народы кыпчакского (половецкого) союза не смогли сохранить древние рукописи Отрара, Итиля, Булгара на своей родине. Вместо этого весь арабский мир донес до наших дней литературное наследие половцев. Эти труды показывают господство тюркского языка в Египте. Вот еще одно доказательство. Личный секретарь султана Бейбарса Ибн Абеззахр в своем дневнике пишет о приеме египетских послов ханом Золотой Орды Берке 4 сентября 1264 года и описывает так: «Письмо султана (Египта) было написано по-тюркски. Они (татары) были очень рады этому». (В. Тизенгаузен, «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды», стр. 308). Обменивавшиеся в то время письмами между двумя странами – Египтом и Улуг Улусом (Золотой Ордой) – были полностью написаны на кыпчакском языке. Во времена правления мамлюкских султанов кыпчаки создали ряд художественных произведений. Из них сохранилось несколько. Например, поэма «Хосров-Ширин», единственный список которой хранится сегодня в Национальной библиотеке Парижа. Тюрк Берке Раких из Дешт-и-Кыпчака составил ее в Египте в 1383 году на кыпчакско-мамлюкском языке. Он прибыл в Египет вместе с Алтынбугой и остался здесь в качестве юриста. Сам этот факт свидетельствует о доминировании кыпчакского языка в Египте в те времена. В 1391 году кыпчак Саиф Сарани из южнорусских степей закончил написание знаменитого труда «Гулистан бит-тюрки». Он был посвящен тюркскому эмиру Египта Тайхасу. После этого Сарани посвятил несколько книг великому атабеку Музаффариддину ибн Занги. Книги, вышедшие из-под его пера, написаны на кыпчакско-мамлюкском и арабском языках.

А знаменитым произведением, написанным на кыпчакско-мамлюкском языке в Египте, была поэма «Искандернама». В ней описываются бегство султана Ахмада из Багдада в XIV веке, поход Тамерлана на Османскую Турцию, гибель султана Баязида Молниеносного и хана Золотой Орды Тохтамыша. Хотя в языке дастана Ахмеда явно прослеживается общетюркский пласт, в нем преобладают кыпчакские элементы. Большинство литераторов того времени были выходцами из южнорусских степей. Поэтому в Египте и Сирии развивалась кыпчакская культура. Это было результатом того, что Египет находился в руках кыпчакских мамлюков с второй половины XIII века до начала XVI века, и установились тесные дипломатические, политические и культурные связи с далекой родиной – Золотой Ордой.

Годы правления Бейбарса и Калауна в Египте были полны новых эмиров из кыпчаков. Это усилило языковое влияние кыпчаков, захвативших власть. Следовательно, нет сомнений в том, что кыпчакские мамлюки Египта на протяжении трех веков возвышали статус своего родного языка на берегах Нила.

baq.kz

Previous Post

Узбекские боксеры выиграли от боя Левита-Тищенко – Д.Спирин

Next Post

Астанчан торжественно встретили призеров Олимпиады (Фото)

Next Post

Астанчан торжественно встретили призеров Олимпиады (Фото)

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.