«Кунанбай» — национальный фильм. Этот фильм еще получит свою оценку. В прошлом году на Евразийском фестивале мой сын был переводчиком у жюри. Все, кто там был, посмотрели «Кунанбая».
Легко критиковать кино со стороны. А снимать трудно. Тем более снимать национальное кино. Потому что казах изменился. Кинематограф совершенно русифицировался. Мозги актеров съела эстрада, некоторых отравила религия. Во времена Шакена Айманова от казахов исходил казахский дух. От нынешних людей казахского духа не найдешь. От них исходит русский затхлый запах, арабский ухмыляющийся запах. Запаха сартов тоже много, особенно от фанерщиков…
В кино и вовсе полно чужого запаха. Одну актрису я целый день не мог заставить произнести слова «Ғайып ерен қырық шілтен». Она говорит, что никогда не слышала этих слов. На вид — женщина, выросшая в казахской среде. У актеров до сорока лет нет звука «ң». У актера без «ң» нет и никакого веса. «Ң» — первый источник казахского духа. Академия имени Жургенова, похоже, отсеивает абитуриентов с «ң» и принимает только картавых, у которых нет «ң». Молодые актеры боготворят таких известных фанерщиков, как Нуртас, имя которого я забыл, которые умоляют: «будь рядом со мной». Они слушают их песни. Я говорю им: «С таким видом вы не станете актерами», — они обижаются.
В национальной музыке все на нуле. Национальная музыка, национальная классика делают актера национальным актером. А что касается Амире, то это не будет кино. Я умолял Бога, чтобы мы остановили этот фильм, обращался к руководству. Но меня никто не слушал. Вы еще будете плакать и прощаться с «Кунанбаем».
Из записей Ерлана Толеутая