Ректор Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, одного из ведущих учебных заведений страны, Бибигуль Нусупжанова, заслуженный деятель Казахстана, кандидат педагогических наук, сдержанная и с мягким голосом, рассказала о своем видении вопросов искусства и культуры.
– Бибигуль Нургалиевна, было ли для вас неожиданностью назначение на должность ректора Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова, одного из ведущих учебных заведений страны?
– Я пришла в Академию искусств имени Т. Жургенова в 2000 году в качестве преподавателя. Сама я преподаватель фортепиано. В академии я прошла путь от рядового преподавателя до старшего преподавателя, заведующего секцией, декана факультета. Я понимаю, что за вопросом «было ли неожиданностью?» скрывается вопрос «откуда вы пришли?». Хочу уточнить: я не пришла в мир искусства со стороны. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что я родилась в музыке и выросла в мире мелодий и гармоний. Я выросла и сформировалась в артистической среде, где часто собирались мои друзья и знакомые отца, выдающиеся деятели казахского искусства, такие как Нургиса Тлендиев, Мынжасар Мангытаев, Асет Бейсеуов, Ескендир Хасангалиев.
– Задача современных высших учебных заведений – подготовка высококвалифицированных специалистов. В чем особенность управления творческим учебным заведением?
– В настоящее время на повестке дня стоит вопрос повышения качества образования и вывода его на новый уровень в связи с «Планом нации», направленным на модернизацию ключевых сфер общественной жизни, и новыми направлениями, внедряемыми в мире. Недавно открытая Президентом Нурсултаном Назарбаевым новая Хореографическая академия мирового уровня была создана для реализации этой цели. В нашей Академии искусств стремление к повышению качества стало традицией. Мой предшественник, ныне министр культуры Арыстанбек Мухамедиулы, заложил основу для ряда важных проектов. Благодаря своим фундаментальным исследованиям и настойчивости он добился открытия докторантуры в академии. В результате у нас реализуется идея непрерывного образования. В академии действует пятиступенчатая система образования, включающая художественную школу, колледж, бакалавриат, магистратуру и докторантуру, начиная с 7 класса. Мы отбираем талантливых и способных детей со всех уголков страны, обучаем их искусству в школе, создаем условия для того, чтобы они стали квалифицированными специалистами через колледж и бакалавриат.
Присоединение к Болонскому процессу дало новый импульс развитию системы высшего образования Казахстана. Особенно программа академической мобильности. Эта программа направлена на повышение взаимодействия и качества в мировом образовательном пространстве. На основе этой программы наши преподаватели и студенты получили возможность обмена международным опытом. В новом учебном году по этой программе наши студенты, обучающиеся по специальности «дизайн», отправились на один семестр на бесплатное обучение в город Аахен, Германия. Следующая группа готовится к обучению в Южной Корее.
– В стране реализуются проекты, связанные с модернизацией высшего образования и внедрением инноваций. Каков вклад студентов, обучающихся по творческим направлениям, в эти проекты?
– Академия впервые в этом году внедрила технологию дистанционного обучения. Нет смысла скрывать, что некоторые хорошие специалисты, работающие в театрах и филармониях областей, не имеют высшего образования. Для людей, которым за тридцать и сорок лет, которые содержат семьи, невозможно бросить работу и учиться. Заочных отделений, как раньше, уже нет, и мы считаем, что система дистанционного обучения может восполнить этот пробел. Находясь в своем селе, они смогут слушать лекции по выбранной специальности через интернет, находить и читать необходимые электронные учебники и литературу, сдавать экзамены.
Совершенствуя систему дистанционного обучения, мы готовим электронные версии трудов и книг ученых по теме искусства, вводим их на сайт академии и постоянно пополняем. Конечно, этот вид обучения подходит не для всех специальностей. Поэтому мы намерены реализовать его с учетом особенностей специальностей.
Что касается программы «Болашак», то есть много желающих получить образование, особенно в области кино. Есть наши молодые люди, обучающиеся в Нью-Йоркской киноакадемии. В целом, у нас хорошие связи с ведущими мировыми школами в области кино