Современные салафиты считают себя последователями мазхаба Ханбали. Является ли это оправданием, или они действительно следуют пути Ахлю Сунны?
Да, салафиты считают себя последователями мазхаба Ханбали. Однако они не полностью придерживаются позиции Имама Ахмада бин Ханбала. В вопросах фикха салафитские ученые в основном руководствуются постановлениями мазхаба Ханбали. Но в вопросах акыды они совершенно отошли от ханбалитов. Причина в том, что Имам Ахмад бин Ханбал в акыде следовал пути тафвида и та’виля, которого придерживались Ахлю Сунна валь-Джамаа. Когда Имама Ахмада спросили о хадисах, описывающих атрибуты Аллаха, Великий Имам ответил: «Мы принимаем их как есть (тафвид) и уверовали в них, и если они переданы по достоверной цепочке, мы не отвергаем ни одного из них, Алла не описывается иначе, чем Он Сам Себя описал, и не ограничен. «Нет ничего подобного Ему, Он – Слышащий, Видящий». Тот, кто понял это в прямом смысле, ввел в религию нововведение (бидга)».
Когда Имама Ахмада спросили об «истава», он ответил: «Истава, как пришло в сообщении, человеческий разум не может постичь его».
Имам Ахмад дал та’виль аяту из Священного Корана: «И придет твой Господь, и ангелы, ряд за рядом». Слово «придет» он истолковал как «придет повеление». То есть, передал как «когда придет повеление твоего Господа, и ангелы придут ряд за рядом». Также Имам Ахмад Ханбал сделал та’виль и к нескольким другим аятам.
Что касается доктринальной позиции салафитов, которые считают себя возродителями исламского таухида (акыды), то их толкования муташаббих аятов и хадисов совершенно отличаются от позиции Имама Ахмада. Имам Ахмад бин Ханбал не говорил: «Аллах приходит», «уходит», «садится на трон», «устраивается», «спускается», «поднимается», «имеет два глаза», «две руки», «голень», «пальцы». Напротив, он понимал такие аяты в переносном смысле. А салафиты, желающие оправдаться, утверждая, что следуют пути Имама Ахмада Ханбала, принимают муташаббих аяты Корана и подобные им муташаббих (иносказательные) хадисы в их буквальном значении. Безусловно, понимание муташаббих аятов и хадисов в их заири (внешнем) смысле противоречит акыде Ахлю Сунны. Салафиты, которые сегодня считают своих последователей частью мусульманской уммы, а остальных – заблудшими, многобожниками, неверными, считаются самой опасной и угрожающей группой в современном мусульманском обществе.
Никто до Ибн Таймийи не говорил об акыде салафитов «Три основы» (рубубия, улухия, асма ус сифат). Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), который прекрасно проповедовал религию Великого Творца, не учил, что таухид бывает двух или трех видов. Также и имамы саляфа не передали такое необычное убеждение последующим поколениям. На самом деле, такое разделение таухида на три части было сделано с целью исключения некоторых личностей из мусульманской уммы. Более того, такое разделение акыды на три части ошибочно не только с религиозной точки зрения, но и с точки зрения языка. Например, утверждение, что «Рабб означает только Творец» или изменение «Иляхия» на «Улухия» является совершенно необоснованным пониманием, не соответствующим законам языка.
Ибн Таймийя говорит: «Мы в убеждениях следуем путем саляфов, в делах – мазхабом Ханбали». А Ахмад бин Ханбал следовал путем саляфов как в убеждениях, так и в делах. То есть, этим заявлением Ибн Таймийя ставит под сомнение убеждения Имама Ахмада бин Ханбала. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что салафиты не имеют отношения к Ахмаду бин Ханбалу. Это всего лишь попытка оправдаться.
Мухан Исахан,
Юрист, специалист по шариату
e-islam.kz