Недавно мне посчастливилось побывать на тойы, устроенной в честь рождения ребенка одного из моих коллег. В кругу благочестивых аксакалов и женщин в белых платках прозвучало немало назидательных историй. Легенды и предания переплетались с воспоминаниями о достойной жизни былых акынов и сал-сери.
Мы внимали весомым и мудрым беседам, которые нечасто услышишь, среди специально приглашенных гостей. В середине собрания, незадолго до окончания трапезы, из среды молодежи, молча слушавшей речи старейшин, раздался голос смуглого юноши с пышными усами и бородой. Несмотря на молодость, он, усевшись в центре, заявил, что «все слова, сказанные старшими до сих пор, — бессмысленные рассуждения, не выдерживающие никакой критики». «То, о чем вы говорите, имеет значение только в этом мире. Вы рассуждаете об истории, восхваляете литературу, прославляете искусство. Зачем они нужны? Разве вы не знаете, что слушать музыку — харам? Какова ценность книг по истории и литературе? Разве не Коран должен быть единственной книгой, которую мы читаем? Можете ли вы сказать, что все присутствующие здесь не пропускают пятикратный намаз? По-моему, нет. Как вы можете не знать, что человек, не совершающий намаз, считается неверным?..».
Юноша, игнорируя вопросительные взгляды старейшин: «Что говорит этот мальчик?», продолжал сыпать словами и вопросами. Наконец, один из старейшин, начав говорить: «Сын мой, что это с тобой? Ты, кажется, не понял нас правильно?», — был проигнорирован. Юноша сделал вид, что не хочет слушать и даже слышать, и быстро проскользнул к двери, покинув дом.
Проводив юношу взглядом, гости растерянно переглянулись, словно спрашивая: «Что это было?». Дальнейший разговор, казалось, потерял всякий смысл. Старейшины были в настроении, не желая возвращаться к легким, непринужденным беседам, а молодежь чувствовала себя виноватой из-за этого юноши. Хозяева дома тоже оказались в неловком положении и, кроме как извиниться перед старейшинами, ничего не могли сделать. Вскоре была прочитана молитва после еды, и гости разошлись по домам.
Эта ситуация заставила нас задуматься, ведь испокон веков в исламе сложилось понимание, что не перечить старшим и проявлять к ним уважение — один из основных принципов нации. Когда же