Отношение между религией и наукой нельзя воспринимать легкомысленно, а также нельзя понимать противоречия как непримиримые противоположности.
12 февраля 2009 года европейское научное сообщество отметило 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Теория дарвинизма все еще тревожит мир. Мусульмане, не примиряясь с ней, отрицают ее, другие частично признают, третьи полностью принимают. Дискуссии продолжаются. Среди католиков споры о происхождении человека между религией и наукой, похоже, постепенно приходят к согласию. Сегодня ряд христианских церквей не против эволюционного учения Ч. Дарвина, споров о том, что люди имеют общие сходства с животными в биологическом, физиологическом плане, не возникает, а останавливаются на том, что его душа принадлежит Богу.
Как тело и душа человека, религию, глубоко укоренившуюся в бытии народа, нельзя полностью отделять от государства. Таким образом, формируется принцип, что человечество поклоняется двум властям: религии и светскому государству. Атеисты стоят особняком. Если государство управляет телом людей, регулирует их питание, быт, здоровье, то Творец управляет душой человека как в загробном, так и в этом мире. Казахские мыслители не раз говорили: «Душа – гость в этом мире, а мир – мимолетен». Если религия говорит, что все люди равны перед Аллахом, то государство говорит, что все люди равны перед законом. Если государство относится к своим людям как к гражданам страны, то религия относится к людям как к возлюбленным Аллаха. В этом контексте в светском обществе религия и государство, власть и религиозное сознание гармонично сочетаются.
Отношения между научным и религиозным взглядами особенно сложны в христианстве. В 2012 году в Национальном исследовательском ядерном центре России (МИФИ) была открыта кафедра теологии, которую возглавил митрополит Волоколамский Иларион. В своем выступлении на ученом совете он отметил, что кафедра создает возможность для обмена мнениями между религией и естественными науками, а такой обмен мнениями нужен как естественным наукам, так и сторонникам религии. Ряд физиков назвали это новшество возмутительным поступком, заявив, что религия и наука – совершенно разные сферы человеческой деятельности. Были высказаны возражения, что это безрассудство, противоречит конституции и делается за счет наших налогов.
Другие назвали открытие такой кафедры политической конъюнктурой, поддержкой поворота государства к религии и приспособлением к течению. По мнению студентов МИФИ, если в научном центре открывается кафедра теологии, то в религиозной семинарии должны глубоко изучать естественные науки.
Европейские государства открыты к сотрудничеству со всеми религиозными группами, но не ко всем одинаково благосклонны, проявляют большой выбор, разборчивость в религиях. Если главной целью становится установление гармоничных отношений с религиозными объединениями, соответствующими фундаментальным историческим ценностям общества, культуре, то к другим проявляют лишь терпимость, а иногда и оказывают давление.
В то время как российские физики спорили о религии, с 25 по 28 октября 2012 года в Гейдельбергском университете прошла ежегодная конференция, посвященная взаимосвязи религии и науки. Никаких споров, разногласий не было. Ученые, поддерживающие религию, долгие годы понимали причину споров в России как следствие идеологии противостояния науки и религии.
Эйнштейн, который демонстрировал могущество науки, не придерживавшейся традиционной религии, сказал: «Я хочу знать, как Бог создал мир. Я хочу постичь Его замысел. Все остальное – мелочи». Он не признает Бога, который вмешивается в природные явления, является источником страха и надежды, управляющим судьбами людей. Он верит в Творца, который создал и упорядочил мир. Он не возражает против того, что в Евангелии говорится, что Бог создал все с мерой, разумом и весом.
Взаимоотношения религии и науки сегодня интересуют как науку, так и традиционные религии. Научное и образовательное сообщество Казахстана также заинтересовано в осмыслении последних научных достижений с точки зрения естественных, гуманитарных и общественных наук.
Амангельды АЙТАЛЫ,
доктор философских наук,
профессор
Газета «Егемен Казахстан»