В Есильском районном суде №2 города Астаны продолжается допрос свидетелей по делу Сейтказы и Асета Матаевых. На сегодняшнем судебном заседании свидетели дали пояснения суду по второму эпизоду «Уклонение от уплаты налогов».
«Когда я в 2007 году был принят на работу в общественное объединение «Национальный пресс-клуб», я подписал какие-то документы. Но я не помню, был ли это трудовой договор. Знаю, что из моей зарплаты не перечислялись деньги в пенсионный фонд», — заявил свидетель, внештатный сотрудник общественного объединения «Национальный пресс-клуб» Кудайберды Маженов.
«Я познакомился с Сейтказы Матаевым в 2007 году. Он пригласил меня на работу в «Национальный пресс-клуб». Я занимался сдачей в аренду помещений в здании «Национального пресс-клуба» в Астане. Матаев ежегодно выдавал мне личную доверенность. Сначала я получал 135 тысяч тенге в месяц, позже — 160-165 тысяч тенге. С 2015 года моя зарплата увеличилась до 170 тысяч тенге», — сказал свидетель в суде. По его словам, общественное объединение «Национальный пресс-клуб» выплачивает зарплату 14 человекам. Однако ни с кем не заключался специальный трудовой договор.
На вопрос прокурора: «Вы заключали трудовой договор с общественным объединением «Национальный пресс-клуб»?» — он ответил с сомнением: «Не помню. В 2007 году я подписывал какие-то документы». Примечательно, что Кудайберды Маженов по сей день работает администратором в здании общественного объединения «Национальный пресс-клуб» в Астане.
Сейтказы Матаев ежемесячно перечислял К. Маженову значительные средства на содержание зданий. Иногда сумма составляла 970 тысяч тенге, а иногда — 1 млн 500 тысяч тенге. Однако он не знал, что эти деньги поступили от общественного объединения «Национальный пресс-клуб». Примечательно, что, хотя эти деньги выдавались в качестве ежемесячной зарплаты сотрудникам представительства, все гражданские лица фактически не являлись ни членами, ни сотрудниками общественного объединения.
Мира Имаганбетова, работавшая внештатным курьером в «Национальном пресс-клубе», также не заключала трудовой договор. Несмотря на это, она ежемесячно получала зарплату в размере 150 тысяч тенге. Поскольку она не была официально трудоустроена, она не перечисляла никаких денег в пенсионный фонд. Также не платила подоходный налог. «Когда меня принимали на работу, никто не спрашивал документов. Я приходила на работу два-три раза в неделю. В основном доставляла документы «Национального пресс-клуба» в учреждения по городу», — рассказала в суде М. Имаганбетова. Примечательно, что в 2011 году на ее банковскую карточку ежемесячно поступало 150 000 тенге. Она не знала, что эти деньги от «Национального пресс-клуба». Поскольку общественное объединение не перечисляло деньги в пенсионный фонд, не платило подоходный налог и социальный налог. В итоге, она была принята на работу в учреждение без заключения какого-либо трудового договора, и даже не было издано никакого приказа о приеме на работу.
По версии следствия, Сейтказы Матаев в 2011-2015 годах перечислил на карточки своих родственников и других граждан, не являющихся членами «Национального пресс-клуба», 264,7 млн тенге. Однако С. Матаев, как ответственное лицо, должен был уплатить подоходный налог с этих денег, для чего обязан был подать декларацию. В итоге, по версии следствия, Сейтказы Матаев уклонился от уплаты налогов на сумму более 300 млн тенге в 2011-2015 годах.
Амирлан Алимжан