В Атырау вскоре начнется судебный процесс по делу Макса Бокаева и Талгата Аяна. Общественные активисты обвиняются в разжигании национальной и социальной розни, распространении ложной информации и проведении незаконных митингов. Следовательно, день, когда будет поставлена точка в уголовном деле атырауских активистов, не за горами. Кстати, есть несколько причин, чтобы сделать акцент на «уголовном деле».
Чего добивались подстрекатели?
Первая причина – обвиняемые своими действиями преследовали корыстные цели. Например, Макс Бокаев, известный в Атырауской области как «правозащитник», стремился привлечь внимание общества к себе и повысить свою личную популярность. Талгат Аян действовал исключительно из корыстных побуждений. Это подтверждает предсмертное письмо Тохтара Тулешова, которое было опубликовано в социальных сетях.
Конечно, любой читатель, читающий эти записи, может подумать: «Зачем М. Бокаеву и Т. Аяну понадобилось обострять ситуацию в стране?». Есть только один ответ: атырауские активисты – всего лишь исполнители, которые потратили деньги «пивного короля» Тохтара Тулешова. Как стало известно ранее, когда усиливались подстрекательства к акциям протеста и массовым беспорядкам, «пивной король» выдвинул ультимативные требования нынешней власти, планируя ввести для себя должность вице-президента и, таким образом, захватить власть в стране.
Т. Тулешов, рано задумавший силовой захват власти в стране, в конце 2015 года поручил одному из своих доверенных лиц передать Талгату Аяну 100 000 долларов США и сбор документов по «земельному вопросу». Получив деньги, Т. Аян и М. Бокаев провели несанкционированные акции протеста в Атырау 24 апреля и в Алматы в мае. Теперь, по результатам досудебного расследования, установлено, что Т. Аян получил от Т. Тулешова 100 000 долларов за проведение незаконных митингов.
Вторая причина – атырауские активисты Т. Аян и М. Бокаев стали инструментами в руках «пивного короля». «Я знал, что земельная реформа, долго обсуждавшаяся в СМИ, будет проведена. Учитывая, что казахи готовы на все, чтобы защитить свою родину, я решил воспользоваться этой возможностью. Поэтому я выбрал Атырау, где много вспыльчивых жителей. И я подумал, что никто не заподозрит моего участия в беспорядках там. Таким образом, я поручил своим сотрудникам отправить Талгату Аяну 100 000 долларов, чтобы он занялся «земельным вопросом» и распространил слухи о продаже казахской земли иностранцам. Я знал, что такие действия вызовут волнения и народ поднимется на защиту своей родины», – говорится в письме Т. Тулешова.
Таким образом, распространяя заведомо ложную информацию, М. Бокаев и Т. Аян в своих публикациях искажают изменения, вносимые в земельное законодательство. В частности, инициаторы беспорядков делают акцент на ложной информации о том, что «Правительство Казахстана сдает в аренду Китаю 1 млн. гектаров сельскохозяйственных земель». Кроме того, эта совершенно не соответствующая действительности информация распространяется в популярных среди пользователей социальных сетях, таких как «Facebook», в мессенджере «WhatsApp», в личных беседах и телефонных разговорах. Очевидно, что после прочтения такой информации у людей сформировалось негативное отношение к власти.
Стоит отметить следующее. По официальным данным, в настоящее время в Казахстане 12 иностранных компаний, использующих землю, владеют всего 31,3 тыс. гектаров земли. В целом по республике около 200 млн. гектаров (точнее 100 млн. 835 тыс. гектаров) земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, доля иностранных землепользователей составляет всего 0,03 процента. Конечно, атыраусцы, попавшие под влияние подстрекательства Т. Аяна и М. Бокаева, не знали этих цифр. Действительно, в период, когда тема «земельной реформы» активно обсуждалась и вызывала волнения и беспокойство у людей, большинство не обращало внимания на такую информацию. На самом деле, те, кто вышел на митинг 24 апреля на площади Исатая и Махамбета, не читали поправки, внесенные в земельное законодательство. Все они поверили лозунгам Т. Аяна и М. Бокаева. А подстрекатели использовали неграмотность людей в своих личных интересах. Те, кто поддался подстрекательству, благодарны компетентным органам за своевременное задержание М. Бокаева и Т. Аяна и за то, что дело не привело к необратимым трагическим последствиям.
Кто патриот, кто подстрекатель?
Третья причина – использование патриотических чувств к стране и родине в личных целях. Атырауские подстрекатели М. Бокаев и Т. Аян не ограничились распространением ложной информации. Для реализации своих корыстных и злых намерений они направили ложные патриотические призывы собравшимся на незаконный митинг. Они волновали людей лозунгами: «Требуем отмены поправок в Земельный кодекс! Иначе завтра будет поздно! Мы потеряем свою землю и станем рабами! Мы и наши дети будем вынуждены говорить по-китайски».
Короче говоря, действуя с целью пошатнуть общественный порядок и безопасность, они пытались сформировать негативное отношение к органам власти и враждебное отношение к представителям китайской национальности. Злые намерения организаторов митинга были реализованы. Но позже такие намерения были разоблачены. М. Бокаев и Т. Аян отказались от предложений властей провести митинг в установленном месте и участвовать в работе земельной комиссии. Стоит отметить, что для широкого обсуждения земельной темы все заинтересованные стороны собрались за одним столом – в комиссии по земельной реформе. Там выслушали различные мнения любой стороны, любого физического лица. Однако ни М. Бокаев, ни Т. Аян не проявили интереса к комиссии по земельной реформе, созданной под непосредственным руководством Елбасы Нурсултана Назарбаева. М. Бокаев, будучи представителем стороны, выступающей против поправок в Земельный кодекс, вселил надежду в митингующих. Но его первоначальная цель была другой.