ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Год рабочих профессий » Пресса – мощный инструмент для поднятия духа народа, пробуждения национальной гордости

Пресса – мощный инструмент для поднятия духа народа, пробуждения национальной гордости

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
6 ноября, 2016
in Год рабочих профессий
0

В начале XX века один из выдающихся сынов нашего народа, Миржакып Дулатов, обратился к своему народу со словами «Проснись, казах!», и этот призыв стал лозунгом последующего поколения интеллигенции, связанной с Алашем.

«Открой глаза, проснись, казах, подними голову,
Не трать молодость впустую во тьме!
Земля ушла, религия ослабла, положение стало греховным,
Казах, теперь лежать недопустимо!»

Таким образом, только великие личности, занимавшиеся политикой, могли произносить слова, подстегивающие национальную гордость, заботиться о широких слоях общества, разделять их горе и оплакивать их утраты. Так они ставили на карту свою жизнь, посвящали ее этой исторической миссии на узкой дороге и скользком пути. Это было явление, присущее жизненному пути и судьбе многих наших образованных людей, которые «хотели подняться в темное казахское небо и стать солнцем». Мы надеемся, что эти поучительные уроки, верность духу вождей Алаша будут достойно продолжены в действиях, мировоззрении и деятельных качествах нынешней казахской интеллигенции. Подходя к этому вопросу с этой точки зрения, невозможно обойти стороной события 90-х годов прошлого века, которые вызвали сильное потрясение национального самосознания. Сегодня, когда каждый момент общественной жизни страны после более чем десяти лет независимости проходит через сито разума, переосмысливается, и все получает свою истинную историческую и политическую оценку, возникает общественная потребность в специальном обсуждении и рассмотрении проблем, ставших основой национальной гордости. В связи с этим возникает вопрос: какую роль сыграли средства массовой информации, имеющие значительное значение в нашем духовном процессе? И какой урок мы извлечем из этого?

Чтобы углубиться в проблему, необходимо обратиться к исторической правде. Каковы были особенности 90-х годов? Империалистическая тоталитарная система Советского Союза достигла предела своего распада. Финансы обесценились, экономические связи ослабли. Короче говоря, кризис охватил все сферы общественной и экономической жизни, что привело к краху огромной империи. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев пишет об этом следующее: «Тоталитарное общество, построенное многолетними усилиями коммунистического режима, на наших глазах, и без существенного внешнего влияния, рассыпалось, как карточный домик. Можно назвать множество причин столь быстрого и необратимого краха могущественной державы. Но, на мой взгляд, главная из них связана с отсутствием с самого начала в СССР механизма самосознания человека и самоопределения своей судьбы. Советские люди никогда по-настоящему не чувствовали себя хозяевами своей жизни, своей собственности, своей страны, а были лишь безмолвными винтиками партийно-государственной машины».

В результате этого по всему бывшему союзу стали возникать демократические движения, началось потрясение национального самосознания. Все это привело к тому, что союзные республики отделились от общего союза и объявили о суверенитете и независимости. Хотя говорить об этом легко, эти процессы проходили в нашей общественно-политической жизни далеко не гладко. Противоречия во взглядах, столкновения характеров между различными политическими движениями, группами и объединениями в определенных регионах привели к предконфликтной ситуации. Например, известно, что переоценка «белых пятен» в истории республики, установление справедливости, вопросы суверенитета страны, языка, судьбы земли, названий населенных пунктов проходили в крайне острой форме. По нашему мнению, средства массовой информации, в том числе казахские газеты, внесли значительный вклад в положительное решение этих сложных вопросов, в торжество разума. Свидетельством тому являются подшивки газет и журналов, повествующих историю независимости.

Теперь обратимся к конкретным примерам. Как будет сохранена территориальная целостность Казахстана? Должен ли казахский язык получить статус государственного или нет? Как оценить «белые пятна» в истории страны – эти вопросы были самыми острыми, животрепещущими для всех казахов. В начале XX века известные газеты «Қазақ», «Сарыарқа», «Алаш», «Серке», журнал «Айқап» писали об этих ситуациях, пока они не ушли со сцены истории. Этот процесс, по нашему мнению, в последнее десятилетие века стал основой ежедневных поисков казахских изданий, стремящихся стать трибуной для казахской общественности, повлиять на политическое сознание народа, сформировать общественное мнение. В соответствии с духом времени, требованиями новой эпохи, традиционные издания не только изменили свои названия, но и обратились к читателям с новым содержанием, новым обликом, новым лозунгом. Например, «Социалистік Қазақстан» – «Егеменді Қазақстан» (позже «Егемен Қазақстан»), «Лениншіл жас» – «Жас Алаш», «Қазақстан пионері» – «Ұлан», «Қазақстан коммунисі» – «Ақиқат», «Мәдениет және тұрмыс» – «Парасат», «Білім және еңбек» – «Зерде», «Партийная жизнь Казахстана» – «Мысль», «Коммунизм туғи» – «Уйгур авази». Сколько областных, районных, отраслевых газет и журналов, освободившись от старых шаблонов, вдохновившись духом новой эпохи, изменили свои названия? Вместе с ними, в надежде на суверенитет, как прямое следствие независимости, появились республиканские газеты «Халық кеңесі», «Ана тілі», «Түркістан», «Халық конгресі», «Азия», «Мәдениет», «Жас қазақ», «Өркен». Цель всех этих изданий, как изменивших названия, так и вновь появившихся, была одна. Это – внести максимальный вклад в укрепление суверенитета страны, в укоренение понятия независимости. «Газеты, – отметил Н. Назарбаев в приветственной речи к первому номеру еженедельника «Халық кеңесі», – должны тщательно анализировать состояние и перспективы межнациональных отношений в республике. В их статьях должно проявляться неукоснительное уважение к языку, культуре и обычаям любого народа и нации. Конечно, наши общеказахстанские новые газеты должны уделять особое внимание воспитанию, образованию, повышению просвещенности, морали, резкому улучшению экологической ситуации, заботе о здоровье народа, одним словом, вопросам, находящимся под контролем народных депутатов и волнующим весь народ республики».

Руководствуясь этими принципиальными вопросами, периодические издания, по нашему мнению, по-настоящему стремились стать серебряным колоколом духа свободы, «глазами, ушами и языком народа». Радует то, что в большинстве случаев казахские газеты и другие издания республики достигали этой цели. В изданиях, оформленных и выходящих в соответствии с духом новой эпохи, нового времени, появились новые рубрики, новые тематические системы, направленные на правдивое освещение общественно-политических процессов в жизни страны. Например, в газете «Халық кеңесі» рубрики «Жоқшысы болмаса – жер жетім» (Без того, кто оплакивает – земля сирота), «Замана запыраны» (Боль времени), «Халықтың тіні – тілі» (Нить народа – язык), «Ғазалда – ғасыр ғибраты» (В газеле – урок века), «Адырна», «Ілкімділік – ілгерілеу кепілі» (Инициатива – залог прогресса), «Ізгілікті қоғамға барар жолда» (На пути к гуманному обществу); в газете «Егемен Қазақстан» – «Нарықтың жүгін нар тартар» (Груз рынка потянет верблюд), «Тіл тағдыры – ел тағдыры» (Судьба языка – судьба страны), «Елін сүю – ерге сын» (Любить свою страну – испытание для джигита), «Бір ауыз сөз» (Одно слово); в газете «Жас Алаш» – «Ойтүрткі» (Пища для размышлений), «Жүрекжарды сөз» (Откровенное слово), «Нарықтық экономика қадамдары» (Шаги рыночной экономики); в газете «Қазақ әдебиеті» – «Көзқарас» (Взгляд), «Ашық әңгіме» (Открытый разговор), «Таным» (Познание), «Көкейде жүрген көп сұрақ» (Много вопросов на уме); в газете «Ана тілі» – «Ұлт болам десең ұрпағыңды ойла» (Если хочешь стать нацией, думай о своем потомстве), «Төрт құбыламызды түгендейік» (Обустроим все наши стороны); в газете «Заман – Қазақстан» – «Үшінші мыңжылдық табалдырығында» (На пороге третьего тысячелетия), «Қазақ зиялылары: өткені, бүгіні, ертеңі» (Казахская интеллигенция: прошлое, настоящее, будущее), «Қа­зақтану» (Казахское изучение) – эти рубрики нашли путь к сердцу читателя. Следует особо отметить, что материалы, опубликованные в рамках этих рубрик, отличались остротой, глубиной мысли и были написаны с целью пробудить национальный дух, патриотизм. Приведем несколько примеров для подтверждения этого мнения. Например, в номерах газеты «Егемен Қазақстан» от 27, 30 ноября и 1 декабря 1992 года выдающийся публицист, талантливый писатель Абиш Кекилбаев опубликовал свою статью «Арға тартпай – арман тұл, намыс қумай – мақсат тұл» (Без чести – мечта пуста, без погони за честью – цель пуста), размышляя о национальной гордости. Автор стремился донести до тех, кто не смог приспособиться к новому мышлению в переходный период и поверхностно подходил ко многим вопросам, идеи национального государства, национального самосознания, национальной гордости, подробно проанализировать их. «Раньше мы гордились нашими героями, защищавшими страну, – пишет А. Кекилбаев, – а в последнее время стали радоваться: «У нас появился такой-то министр, такой-то профессор». Это наша гордость. Так почему бы нам не превратить эту гордость в психологическое оружие для освоения новых тенденций, соответствующих новому времени?! Почему бы нам не гордиться нашими деловыми людьми, нашими знающими специалистами? Сейчас, куда бы мы ни приехали, мы прежде всего говорим о комфорте страны, ее красоте, производимых товарах, культуре уважения к людям, сфере услуг. Сейчас изменились и критерии оценки человека, общества. Неужели эти обновленные критерии будут чужды казахам? Нет, не будут. Казахи тоже когда-то делили людей на образованных и необразованных, воспитанных и невоспитанных. Или, оценивая человека, смотрели на его хозяйство, лошадь, одежду, быт. Почему бы нам не превратить освоение нового дела или новых профессий в такое соревнование?! В природе нашего народа есть соревновательность. В самой нашей гордости присутствует эта соревновательность. Почему бы нам не использовать эту соревновательность для приспособления к новому времени?!

… Главным стержнем нашей национальной ответственности сегодня должно стать формирование экономической независимости. Наша национальная гордость должна стать стимулом для быстрого развития качеств, формирующих эту экономическую независимость. Если такое сознание, такая гордость сформируются у нас быстрее, то мы быстрее достигнем своих целей». Опубликовав эту глубокую статью, газета призвала других казахских интеллектуалов к открытому диалогу. Она искала ответ на вопрос: как пробудить в народе чувство патриотизма? Она призвала дальновидных людей объединиться для общего дела. Намерение «Егемен Қазақстан» было, безусловно, поддержано большинством. Так, в продолжение этой темы, в феврале 1993 года в номерах 17, 18, 19 была опубликована серия статей Куаныша Султанова под названием «Гармонии и противоречия». В них были далее углублены вопросы, ставшие основой мысли А. Кекилбаева, и исследованы пути борьбы со старыми догматическими представлениями. Автор выразил свое видение ситуации в сфере духовности и предложил пути ее последовательного решения.

По нашему мнению, он углубляется в политико-социальные аспекты и тайны недостатков общественной жизни. Он обращает внимание на внутренние противоречия общества, называемого переходным периодом. Он открыто и ясно указывает на причины их возникновения, на пути их ослабления или прекращения. Материалы К. Султанова свободны от односторонности, его стиль мышления и письма лишен пустой похвалы. «Собственность, основные фонды, основное производство, финансы, которые раньше находились в руках одного государства или власти, сегодня разошлись по многим отраслям, – говорит он. – Конечно, это закон рынка. Есть ли претензии к человеку, который, получив только кредит от государства по всем законам рынка, создал свой бизнес и разбогател? Наоборот, мы хотим, чтобы таких людей становилось больше. Но эти блага используют более успешно не трудолюбивые люди, а ловкачи, мошенники. Много нуждающихся, особенно в деревне. Руководители крупных и мелких предприятий, имеющие производство или торговые точки, тоже не стоят в стороне. Когда на наших глазах предприятия, построенные на государственные и народные деньги, в одночасье становятся собственностью одного человека, ты не знаешь, что сказать?! Это называется обогащением за счет государства… Но «все законно». Значит, и принимаемые нами законы еще не совершенны. Эти группы своевременно используют несовершенство законов, пополняют свои фонды, толстеют в карманах и радуются. Эти «фирмачи», коммерсанты, бизнесмены даже перестают здороваться с ханом. Подарить своему близкому легковую машину на празднике для них – пустяк. Лишь бы было настроение. Все это говорят в народе. Народ недоволен этим… Раньше такие кражи тоже случались, но с тех пор, как мы объявили о переходе к рыночной политике и начали принимать новые законы, кражи «избавились» от своих названий «кража», «спекуляция» и под новыми названиями «коммерция», «свободная торговля» стали обретать такую «всемогущую» силу, что никто не может им противостоять. В такой ситуации вполне естественно, что простой народ возмущается и ищет ответы: «Где государство, где власть, куда они смотрят?» Автор так размышляет о горькой правде. А теперь, публикуя вышеупомянутые статьи, какую цель ставила перед собой газета? И была ли достигнута эта цель? Об этом пойдет речь дальше. Во-первых, актуальность темы, послужившей основой для статей. Оба автора без утайки выражают свое мнение и размышления по вопросам, затрагивающим широкие слои общества в нашей общественной жизни. Обсуждаются самые животрепещущие, узловые ситуации переходного периода, светлые и темные стороны рыночной экономики. Во-вторых, опираясь на демократический принцип, газета проявила избирательность в выборе авторов и предоставлении трибуны. Ведь говорить на такую тему тем, кто когда-то был у власти, или тем, кто находится на посту, и заставлять их говорить без утайки об истине общественной действительности – дело чрезвычайно трудное. Чрезмерная подозрительность и осторожность были неписаным правилом для людей из бывшей партийной номенклатуры. Этот «недуг» в мышлении мешал многим гражданам проявить свою истинную позицию. Сколько ценных мнений, удачных мыслей так и не нашли пути в общественную жизнь и погибли. Поэтому, видимо, часто слова и дела не совпадают. Так формировалось одностороннее мнение о них. А «Егемен Қазақстан», по нашему мнению, предоставив трибуну авторам вышеупомянутых статей, попытался разрушить этот стереотип. Он хотел донести до общества, что не все те, кто находится у власти, остались в рамках старой, отжившей идеологии. Эта цель была в некоторой степени достигнута. Ведь А. Кекилбаев призывает широкие слои общества, интеллигенцию к решению задач, порожденных эпохой, и пропагандирует процесс возвеличивания нации, а К. Султанов стремится раскрыть тайны узловых проблем бытия времени. Следовательно, материалы обоих авторов внутренне связаны друг с другом, подготовлены в логической связи. Материалы ценны и этим. Таким образом, был нанесен удар по мнению, что с начала демократических преобразований в стране только представители оппозиции могут говорить о противоречиях внутри страны. Граждане, находящиеся на посту, не только живут за счет народа. Еще рано обвинять интеллектуалов во власти, говоря: «Где люди, которые разделяют горе народа, оплакивают его утраты?» Публикация этих статей убедила широкую читательскую аудиторию в истинности этого мнения. В-третьих, публикация этих статей заставила задуматься граждан, находящихся в окружении областной и районной власти. Они осознали, что одного знания о горе и нуждах народа недостаточно, необходимо выносить их на обсуждение общественности, совместно искать решения волнующих проблем, формировать патриотическое чувство. В этом отношении неоспоримо, какую силу и влияние имеет слово, высеченное на камне, публикация в газете, и что только слово, идущее от сердца, достигает сердца.

Как было раньше? Материалы, подготовленные сотрудниками соответствующих отделов газет и журналов, без раздумий подписывались руководителями центральных комитетов партии, главами республиканских министерств и ведомств, секретарями обкомов, другими должностными лицами. Таким образом, на страницах газет публиковались объемные статьи, слабо влияющие на мировоззрение человека, далекие от реальной правды жизни. От них не было социально-политической пользы ни автору, подписавшему статью, ни читателю. А новая эпоха поставила новые задачи. Было доказано, что только статья, написанная с болью в душе о явлениях в жизни общества, о проблеме отчизнолюбия, может найти отклик в сердцах большинства, и только такое слово может повести за собой общество. В истории казахской прессы есть множество примеров такого опыта. Например, примеры государственных деятелей, таких как Темирбек Жургенов, Илияс Омаров, Узбекали Жанибеков, Касым Таукенов, являются образцом для многих казахстанских интеллектуалов, достигших власти. К сожалению, в тоталитарную эпоху такие вдохновляющие ситуации встречались лишь изредка. А простой читатель, широкая общественность, несомненно, приближались к своим лидерам, которые стойко стояли перед правдой и желали блага народу. Это бесценный политический капитал для тех, кто шел во главе. Уважение народа к своим сыновьям воспитывалось и находило отклик в разговорах, начинающихся со слов: «Так сказал Темеке», «Если посоветоваться с Илеке», «Сам Узага возглавил…». Таким образом, народное доверие к руководителям власти возвеличивалось и находило отклик в сердцах.

Новое время поставило задачу действовать в соответствии с духом времени. Теперь нужны были слова, подобные тем, что говорили Т. Жургенов, И. Омаров и У. Жанибеков, выражающие горе народа перед миллионами. А статьи А. Кекилбаева и К. Султанова, о которых мы говорили, были конкретным примером стремления журналистского сообщества реализовать это намерение. Время показало, что это был еще один способ обуздать «уличных» демократов. Таким образом, учитывая эти принципиальные вопросы, газета еще больше определила свою организаторскую роль в общественном сознании. Это, конечно, ценный опыт, который получил дальнейшее развитие. Когда-то казалось невозможным, чтобы люди, находящиеся у власти, размышляли об истине общества, говорили правду откровенно. А граждане, возглавлявшие страну в начале демократических преобразований, в начале обновления мышления, сделали традицией свободное разделение мыслей с широкой общественностью, обращение к прессе за словом. Эта традиция, предоставление трибуны представителям интеллигенции, и тем самым содействие избавлению общества от негативных явлений, считались долгом всей прессы. Эта инициатива была также оценена как одна из жизнеспособных акций казахских газет, проводимых среди широких масс.

Такие публикации, оставившие свой след в главной газете республики, стали появляться и на страницах других изданий. Например, «Халық кеңесі» с первых же номеров стала одной из газет, привлекших внимание казахской общественности. Издание сделало традицией организацию тематических страниц, посвященных актуальным вопросам повестки дня. Страницы «Жоқшысы болмаса жер жетім» (Без того, кто оплакивает – земля сирота) (22-28 мая 1990 г.), «Зиялыдан шыққан сөз, зерделіге болсын кез» (Слово, исходящее от интеллигента, пусть будет обращено к разумному) (4 июня 1990 г.), «Қоғамдық сана көшін кім бастайды?» (Кто возглавит шествие общественного сознания?) (30 июля 1990 г.) нашли отклик у читателей, и они сами активно участвовали в них. Помимо этого, следует отметить материалы Г. Сапаргалиева «Қа­зақтың жері кімдікі?» (Чья земля казахов?) (12 марта 1991 г.), писателя Ж. Сомжурекова «Шыңыраудан шығар жол» (Путь из бездны) (30 мая 1991 г.), М. Сулейменова «Ет жүрегім елжіреген елім-ай» (Мое сердце тает от любви к моей стране) (18 июля 1991 г.), Ж. Бекболатова «Көн қатса қалыбына» (Если кожа затвердеет, вернется в форму) (13 августа 1991 г.), К. Нурпеисова «Көмусіз қалған боздақтар» (Непогребенные джигиты) (23 ноября 1991 г.). Во всех этих статьях ярко проявляется гражданско-патриотическая позиция авторов. Например, говоря о гражданской позиции журналиста, вере в отчизну, верности его профессиональному статусу, уместно вспомнить уроки, связанные с августовскими событиями 1991 года в масштабах бывшего союза.

Газета «Орталық Қазақстан» является одним из изданий, занимающих свое место среди средств массовой информации республики, имеющим сформированный авторский коллектив. После прихода на эту газету в 90-е годы известного в республике писателя Нурмухана Оразбека в качестве главного редактора, качество ее материалов возросло, и она проявила стремление стать по-настоящему трибуной для обмена мнениями читательской аудитории. Ведь публикация статей, оценивающих национальное пробуждение, проблемы с точки зрения демократических принципов, стала основой всех поисков трудового коллектива. Августовские события 1991 года не обошли стороной и судьбу этой газеты. Как известно, в то время все средства массовой информации под давлением силы, по указанию сверху, публиковали заявления и документы Комитета по чрезвычайным ситуациям в СССР. В это время газета «Орталық Қазақстан» также выразила свой собственный взгляд на это событие и дала ему оценку.

В номере газеты от 20 августа под шапкой «В ночь с воскресенья на понедельник произошел переворот» была опубликована статья главного редактора Н. Оразбека под заголовком «Да, это переворот». Автор, взяв на себя всю ответственность за публикацию статьи, смело заявил, что этот мятеж противоречит духу демократических принципов, и предостерег от опасности тоталитарного режима. Он осудил его! В то время Н. Оразбек был одним из журналистов, открыто выразивших свое политическое мнение против ГКЧП по всей стране. Это – историческая правда. И неоспоримо, что историческую правду нельзя вычеркнуть из летописи истории! Эта широта была закономерным продолжением школы публицистов, заложенной А. Байтурсыновым и М. Дулатовым, и открыла путь к новым поискам журналистов, оказавшихся в тисках моноидеологии на протяжении долгого времени. Между газетами и журналами началась настоящая творческая конкуренция. Издания стремились первыми поднять актуальные вопросы общественно-политической жизни, привлечь внимание читателей раньше других, тем самым превзойдя друг друга. Это было благое явление, новый феномен в их деятельности как общественного института. Поэтому, возможно, в газете «Қазақ әдебиеті» от 29 июля 1997 года интервью ученого Р. Бердибая и журналиста Д. Рамазана на тему «Великая цель нации», статья Б. Жетекбая «Лицо правды или поиск национальной цели…» в том же номере, А. Алим «Патриотизм и мещанство» (29 сентября 2000 г.), «Нужен ли казахам патриотизм?» (1 сентября 2000 г.), интервью профессора К. Жарыкбаева и журналиста К. Бокаева «Изучение национальной психологии – это не национализм», в номере газеты «Ана тілі» от 9 мая 1996 года размышления С. Медеубекова о национальном патриотизме в духе джигитов «Ахау, құмған-ай, отта тұрған-ай» (Ах, кувшин, стоящий в огне), в газете «Заман – Қазақстан» статьи Б. Тазабека «Независимость и казахский дух» (10 октября 1997 г.), С. Нурмуратова «Национальный дух независимой страны» (15 марта 1996 г.), М. Койгелдиева «Пусть угнетение народа не станет искусством» (12 февраля 1999 г.), С. Дорженова «Каков дух современного казаха?» (31 мая 1996 г.), опубликованные в республиканском общественно-политическом журнале «Мысль» статьи Д. Кишибекова «Идущее от сердца достигает сердца» (№12, 2000 г.), А. Калмырзаева «Слово о казахстанском патриотизме» (№12, 2000 г.), А. Коновалова «Народный патриотизм: от идеи – к конкретному делу» (№12, 2001 г.) – уже по самим названиям видно, что они охватывали самые животрепещущие вопросы жизни страны.

Уйгурская диаспора республики, газета «Уйгур авази», также не осталась в стороне от этого процесса. Их авторы сделали основной темой своих статей мысль о том, что Казахстан – наш общий дом, его любовь и уважение – наш долг, это священное место, которое дало нам приют в трудные времена. В связи с этим статьи А. Назарова «Единство – залог процветания и развития» (22 марта 1991 г.), Р. Ергалиевой «Развитие национальной культуры – священное дело» (8 января 1994 г.), Р. Тохтахунова «Наша дружба – основа нашего развития» (24 октября 1998 г.) предлагают их размышления в направлении формирования казахстанского патриотизма.

Короче говоря, любой автор, взявший в руки перо, будь то казах, русский или уйгур, по-своему размышляет и предлагает конкретные предложения по вопросу о том, как поднять дух народа, пробудить национальную гордость и тем самым сформировать чувство отчизнолюбия и патриотизма. «В целом, когда распространяются такие явления, как двуличие, коррупция, обман и мошенничество, властолюбие, жажда славы, психология рабства перед теми, кто обладает богатством и властью, падение духа на дно бездны является закономерным явлением, – пишет С. Дорженов и заключает: – Вместо того чтобы быть членами «слепого, немого» общества, нужно по мере сил объединиться в борьбе с искажением законов. Не забывать, что жизнь – это всегда борьба, превратить спорт и физическую культуру в ежедневную привычку всего народа. Да, это пока очень трудное (социальные проблемы), сложное дело, но оно будет решено, нужно смотреть на это с большой надеждой и проявлять терпение, не впадать в пессимизм, говоря «вот это и есть смерть». А С. Нурмуратов ставит вопрос: «… идут процессы, разрушающие генофонд народа, его органическую структуру. Борьба с ними… слишком вялая. Если мы не будем думать о положении будущих поколений уже сейчас, то зачем нужны разум и мудрость, наука и знания?» и заключает: «Если историк перечислит все изгибы истории, талант в искусстве художественно передаст реальность жизни, философ объединит знания и начнет делать глубокие выводы – несомненно, мы обогатим свой дух, глубже поймем голос времени и сможем защитить его от различных искажений (деформаций)». Б. Тазабек развивает эту мысль следующим образом: «Сегодня нет экономической, духовной, культурной и языковой среды, которая бы объединяла казахский дух, делая его крепким, как сталь». Поэтому, по его словам, «несомненной правдой является то, что нужна та самая пресловутая идеология… В этом плане… вывести экономику, культуру, казахский духовный мир из сегодняшнего тупика, поднять их на плодотворные и благодатные высоты и занять достойное место в центре общечеловеческой цивилизации в грядущую новую эпоху – это и испытание, и задача для современного казахского народа», – бросает он весомый аргумент общественности.

Статья писателя, поэта Аманхана Алим, посвященная путям и средствам увековечения независимости, также очень ценна. «Мы должны понять ценность независимости, которая сейчас дана нам, – говорит он. – Ничто не падает с неба. У всего есть причина и следствие. Сейчас некоторые народы отдают жизнь, сражаются за эту независимость. Подходя к этому вопросу с этой точки зрения, мы должны задуматься. Казахский народ имеет на это полное право. На этом пути он пролил немало крови, немало слез. Если мы будем собирать и перечислять все бедствия, постигшие нации в каждом веке, то, возможно, чернил наших перьев не хватит… Становление Казахстана как независимого и суверенного государства ограничивается не только силой экономической и стратегической позиции, но и начинается с беззаветной любви к территории, которую он населяет, к государству и суверенному обществу, которым он владеет». В любом из этих мнений вы ясно увидите общую патриотическую линию, ставшую основой материалов. Это – во-первых, распространившаяся в жизни страны в 90-е годы атмосфера вседозволенности и беспорядка в общественно-духовной сфере, жизнь народа, пострадавшего от ее последствий, стремление устранить этот недостаток. Во-вторых, какой бы материал мы ни взяли, все они говорят о том, что если мы сами не начнем борьбу с этим недостатком, никто не установит для нас «время, когда ежик будет нести яйца». Они напоминают читателю крылатую фразу «времена, когда с неба будет сыпаться манна небесная, уже не будет» и призывают нас решать наши проблемы самостоятельно. В-третьих, чтобы преодолеть эти трудности, подними голову, не унывай, пробуди свой дух, Родина твоя, люби свою Родину, казах! Теперь ты хозяин и страны, и земли, поэтому укажи путь другим нациям и народностям и погрузись в казахстанский патриотизм – эта мысль является стержнем всех этих статей. В связи с этим нельзя не обратить внимания на следующий момент. Наряду с такими материалами, пробуждающими национальную гордость и возвеличивающими ее, которые находят отклик у читателей, не скрывается, что на страницах периодических изданий публиковались и материалы, которые все еще поддавались недостаткам и упущениям, не умели правильно поставить вопрос. Иногда назидательные публикации, излагающие общеизвестные факты, утомляли читателя. Все это является проявлением того, что часть журналистов еще не смогла избавиться от прежних традиций, старых шаблонов.

Не секрет, что кампанейщина, самонадеянность, погоня за непроверенной информацией, не вдаваясь в суть проблемы, были характерны для публикаций некоторых газет и журналов. В связи с этим следует отметить уместность следующего мнения ученого-политолога С. Адильбекова из его статьи «Согласие власти и прессы» в журнале «Ақиқат» №2 за 2003 год: «Ряд средств массовой информации, особенно в первые годы суверенитета Казахстана, под прикрытием гласности и демократии подрывали авторитет власти, вселяли в сознание людей тень сомнения в правильных шагах молодого государства, – пишет он. – Это препятствовало сплочению общества и его продвижению вперед».

Известно, что в период становления суверенитета эти явления, возникшие в деятельности средств массовой информации, в процессе их формирования, впоследствии умело использовали представители отдельных групповых интересов и промышленно-финансовых сил. Таким образом, в определенные периоды средства массовой информации, работающие там журналисты, сами не замечали, как оказывались втянутыми в политические игры. В конечном итоге, жизнь показала, что журналисты становились жертвами расчетов между финансово-промышленными группами и бизнес-гигантами. Например, уроки «политического пути» Киселевых и Доренко в России могут служить доказательством этого мнения. А в условиях Казахстана известно, что недостатки в работе таких изданий, как «Караван», «Диапазон», и отдельных коммерческих телеканалов подвергались заслуженной критике. Правда в том, что учредители и владельцы некоторых информационных агентств, не сумевших избавиться от групповых интересов, хотели «греть руки» руками журналистов, если представлялась возможность. Для них вопросы будущего государства, сохранения стабильности политической ситуации, оценки роли общественного мнения для обеспечения независимости отошли на второй план, забылись. В результате появились статьи, написанные с целью отомстить, материалы, не выдерживающие критики, публикации, не стремящиеся к развитию вкуса читателя. В борьбе нового и старого в общественном сознании, в переходный период жизни страны, такое явление закономерно. Однако, в широком масштабе, такие редкие недостатки, очевидно, не могли остановить процесс большого, важного дела.

По нашим оценкам, средства массовой информации, в том числе казахские газеты, стали духовной пищей для своих читателей в новом содержании, в новой патриотической форме, соответствующей духу общества и демократическим преобразованиям. Это – во-первых. Во-вторых, учитывая, что перевернуть сознание народа, ставшего объектом моноидеологии на протяжении более 70 лет, на 180 градусов – непростая задача, следует отметить, что казахские газеты внесли неизмеримый вклад в эту самоотверженную работу. Пресса в годы демократического подъема по праву стала «четвертой властью». Это ясно видно из того, что газеты и журналы поднимали самые острые, самые животрепещущие, самые патриотические темы, волнующие широкие массы, и тем самым стали народной трибуной. Особенно проблемные материалы, касающиеся судьбы земли, острые статьи, посвященные актуальным вопросам нашего родного языка, стали публикациями, пробуждающими патриотическое чувство казахстанцев.

Жумабек КЕНЖАЛИН,
журналист

Previous Post

Чего не хватает нашим современным коллегам?

Next Post

По программе «Нурлы жол» открылась новая школа

Next Post

По программе «Нурлы жол» открылась новая школа

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.