Зрители хорошо знают, что знаменитый актер Досхан Жолжаксынов, сыгравший множество разнообразных и сложных ролей на экране и сцене, в последние годы сосредоточился на режиссуре. Два-три года назад он снял художественный фильм «Биржан сал», и хотя это была его первая режиссерская работа, он справился с ней безупречно, продемонстрировав почерк опытного мастера. То, что Биржан, чья песня и легендарная судьба нашли отклик в сердце каждого казаха, был тепло принят на экране зрителями, которые восклицали: «Вот он, точно он!» – свидетельство плодотворной работы и признание таланта.
Досхан однажды сказал: «Я не стану колебаться, думая о том, как это воспримут другие, понравится ли им. Моя цель – в первую очередь снять фильм, нужный самому казаху». Это, конечно, не легкомысленная амбиция. Соответствовать ожиданиям нации – великая задача. Похоже, режиссер твердо стоит на своей позиции и решительно приступил к созданию галереи исторических личностей. Вот недавно мне довелось вместе со многими присутствовать на презентации его художественного фильма под названием «Кунанбай».
Кунанбай – не только отец великого Абая, но и выдающаяся личность, занимающая особое место в казахской истории: оратор, вождь народа, вышедший из простого народа и ставший первым Старшим Судьей Каркаралинского уезда, хотя и не ханом; строгий правитель, вершивший суд как Торе-бий, пресекавший произвол и беззаконие, мудрый старец, установивший справедливость и подававший пример своим окружением… В народной памяти сохранилось множество историй о его справедливости и благочестии. Слова Кунанбая, мудрые изречения, передавались из уст в уста как легенды. Известный польский поэт, революционер и путешественник А. Янушкевич, восхищенный мудростью и красноречием Кунанбая, писал в своем дневнике: «…Природа наделила его совершенным разумом, удивительным чутьем, быстрым языком. Он был знатоком законов степи и предписаний Корана. – Его никогда не покидали люди. Казахи из степи беспрестанно приходили к нему за советом и жалобами. Его голова была как машина, записывающая все законы и обычаи степи, он говорил без остановки с утра до ночи… Он был бием, разделяющим тонкий волос, благочестивым мусульманином. Простой народ был восхищен славой святого Кунанбая… Не все богатые достойны носить его обувь…» Известно, что Мухтар Ауэзов в своем знаменитом романе изобразил Кунанбая однобоко. На него повлияла ошибочная социалистическая схоластика, оценивающая жизненные реалии с классовой точки зрения. Он был изображен как жестокий, деспотичный, чрезмерно религиозный, ретроградный представитель господствующего класса. Говорят, сам Муха, страдая от невозможности вырваться из тисков своего времени, до конца жизни сожалел, говоря: «Я поступил несправедливо с хаджи, я остался в его грехе!» Шакен Айманов, по словам его современников, также мечтал «сыграть Кунанбая на сцене иначе». И вот, похоже, наш брат Досхан осуществил мечту этих двух гигантов, которую они не смогли воплотить.
Биография Кунанбая богата, и существует достаточно легенд и письменных источников о нем. Обычно главный недостаток фильмов о исторических личностях, снимаемых у нас, заключается в том, что, стремясь охватить всю жизнь героя от рождения до смерти, они перегружают повествование мелкими деталями и скучными отступлениями, превращая его в затянутую хронику. Здесь такой разрозненности нет, Досхан нашел другой подход. Взяты всего два ключевых эпизода из жизни Кунанбая, и все действие фильма разворачивается вокруг них. Компактность, внутренняя динамика, развивающаяся по спирали, сразу захватывают зрителя и увлекают его в водоворот событий. В столкновении слов, характеров, в противостоянии и соперничестве раскрывается многогранный гражданский и борцовский образ Кунанбая, а также трагедия народа, облаченного в двойную броню невежества и зависимости, и суровый облик времени. Главную роль сыграл сам Досхан. Узнаешь стойкий образ несгибаемого героя. Кунанбай Досхана – глубокий, мыслительный лидер народа, не раскрывающий своих тайн. Несмотря на возраст, он подвижен и энергичен. Его мощь, способная в свое время сокрушить врагов, кажется, видна в его крепком телосложении. Хотя он внушает страх своим окружением, он не деспотичен, его строгость не является несправедливостью, он – человек с несгибаемым характером, твердо стоящий на страже справедливости. Внутренний мир Кунанбая, его мудрость подвергаются испытанию в приговоре Кодару и Камке. История Кодара и Камки была ужасным, чудовищным событием, невиданным в старой казахской жизни. Жизнь отдельного человека и древняя мораль степи стояли на двух чашах весов. Если бы он проявил снисходительность, сказав: «Пусть завуалированный котел останется завуалированным», то дурная привычка, как заразная болезнь, заразила бы его благородную кровь, и в будущем народ был бы разрушен, а потомки обречены на ад. Но если бы он последовал древним обычаям и наказал их, то ему пришлось бы нести ответственность за кровь развратников. Есть ли выход между этими двумя огнями? Что делать? Загнанный в угол лидер народа обращается к суду биев. Из Семея специально приглашают имама Ахмета Ризу. Он просит их найти в старых казахских обычаях и шариате след этого преступления. Кунанбай не злодей, но степная мораль, основанная на справедливости и чистоте, и ответственность перед потомками неизбежно заставляют его быть суровым. Тем не менее, он отчаянно ищет выход, ищет лазейку из тупика. Он жалуется матери Зере: «Мама, я с самого начала сочувствовал этим двум несчастным, но не смог найти оправдания». Когда вы видите душевные муки Кунанбая, когда бии и имамы произносят свои приговоры, а вес слова ложится на него, когда древние обычаи и закон шариата безжалостно суровы к разврату, вы видите его внутреннюю борьбу, его страдания как человека, оказавшегося в беспомощном состоянии, размышляющего о добре и зле. Его пот стекает по лбу, он замолкает на мгновение. Через это актер смог естественно передать внутреннюю борьбу персонажа, страдания человека, оказавшегося в беспомощном состоянии, размышляющего о добре и зле. Его скачки на коне после приговора, его уход в далекие края, посещение пещеры Коныр-аулие… все это подчеркивает его бурлящий внутренний мир.
В фильме преобладают внутренние переживания и психологические конфликты, а не действия и столкновения. Совет биев, решающий споры внутри народа, – это поле битвы различных мнений и намерений. Сколько тех, кто лежит, поддавшись лени, одни тянутся к мысли, другие – к степи, Кунанбай постоянно борется в одиночку, чтобы заставить их подчиниться и склонить головы. Однажды, когда Сарыбай, не желая подчиняться и поощряя несправедливость, попытался уйти, Кунанбай послал за ним своего гонца, догнал его, когда тот уже уезжал, сбросил с коня и утащил на значительное расстояние. Это тоже характерно для Кунанбая. Он вынужден прибегать к силе, когда не может достучаться до наглого человека, не желающего слушать мудрые слова.
Один из сложных персонажей с богатым внутренним миром – Барак, лидер влиятельного рода. Известный актер Айдос Бектемиров прекрасно воплотил образ могучего степного богатыря, внушающего страх своей мощью и подавляющего силой. Барак – давний соперник Кунанбая. Он всегда полон злых намерений и готов подставить ножку, если представится возможность. Вражда, разгораясь, перерастает в открытую вражду. Когда происходит убийство и два рода вступают в конфликт, он яростно отстаивает честь своего рода, требуя «кровь за кровь!». После долгих споров Кунанбай решает проблему. Он примиряет обе стороны, взимая выкуп, говоря: «Только кровь породит кровь, а преследующий кровь умрет от жажды». Барак, хотя и проиграл в споре, но оскорбленный в чести, дерзко показывает свою силу, говоря: «Назови место встречи!». Видя суровое лицо этого упрямца, готового к безжалостности, вы чувствуете, как холодеете.
Разве не всегда невежество нападает на добродетель? Разве могут оставаться спокойными завистливые родственники, чьи сердца кипят от поражения в честной борьбе? Их потомки, воры, пойманные при грабеже и отправленные в «итжеккен» (далекое место ссылки), и знатные люди, движимые ложной гордостью, объединяются и беспрестанно жалуются русским властям. В конце концов, эта собачья натура казахов, преследующая хороших людей, приводит к тому, что такого благородного человека, как Кунанбай, сажают в тюрьму. Эпизод в Омской тюрьме можно назвать кульминацией фильма. Допросы и ответы накаляют события и делают их более напряженными. Из обвинений, произносимых следователем, мы узнаем о многих событиях из прошлой жизни Кунанбая. Особенно в ответе на вопрос следователя, связанный с Кенесары, раскрывается гражданская позиция Кунанбая и возвышается его образ борца. Кунанбай, хотя и не принимал прямого участия в восстании Кенесары, внутренне поддерживал его. Он тайно помогал, предоставляя скот для жертвоприношения и лошадей для передвижения. Конечно, он не признается в этом следователю. Он уклоняется, находя логичные оправдания. Но когда речь заходит о чести казахов, он не отступает. «Когда торе, во главе с Коныркулжой, собрали огромную армию и выступили против Кенесары, я повернул коня вспять, я не мог воевать против Кенесары, моей сестры, против моего родного народа. Потому что я прежде всего раб Аллаха, а затем слуга белого царя. Нельзя так унижать порабощенный народ, доверивший свою судьбу. Во всем виновато правительство. Даже если вы отрубите мне голову, я скажу это!» – восклицая и сверкая глазами, он предстает перед нами как величественный образ истинного Кунанбая. Истинный характер, несгибаемая стойкость, присущие благородному человеку, страдающему за свой народ.
Кунанбай и царские чиновники долго спорили. Следствие длилось полтора года. Неутомимый мудрец степи, с острым языком, которого невозможно было загнать в угол, изматывал чиновников, окружающих суд, в течение сорока месяцев, используя все свои хитрости. Наконец, когда надежда предъявить политические и уголовные обвинения рухнула, и они потерпели поражение, было вынесено решение судить его по гражданскому делу и сослать в Сибирь. До этого времени Барак, неприятный и ретроградный, вызывавший неприязнь, предстает совершенно с другой стороны. Несмотря на свою внешнюю грубость, он оказался благородным человеком с добрым сердцем, не таящим обид и прощающим. Он заложил свое имущество в казну, не заботясь о последствиях, и освободил Кунанбая из тюрьмы. Это истинно степное, щедрое сердце, которое не может отдать на смерть, даже если обижено. Когда два богатыря степи, проваливаясь по колено в снег, бросаются навстречу друг другу и говорят: «Здравствуй, брат!» «Наконец-то наши кони встретились у одной кормушки!» – и обнимаются, ваши нервы ослабевают, и вы не замечаете, как наворачиваются слезы на глаза.
В последних сценах фильма присутствует великий символизм: юный Абай стремительно поднимается по крутому утесу, а Кунанбай, махнув рукой, как бы говоря «не оглядывайся назад», стоит внизу. Абай – начало нового, Кунанбай – конец старого. Прошел век Кунанбая, опиравшегося на острое копье и силу рук. Будущее порабощенного народа – в образовании и науке. Только с помощью науки и искусства вы можете конкурировать с другими и бороться за свое место. Победа и поражение – только там. Вот Абай поднимается к этой вершине по «трудным, нелегким» путям.
Сценарий обоих фильмов написал Таласбек Асемкулов. Талас был человеком энциклопедических знаний, глубокого ума, редким явлением в современном казахском интеллектуальном пространстве. Он был настоящим универсальным мастером, сочетавшим в себе семь искусств, присущих мужчине. Критик, публицист, историк, прозаик, исполнитель кюя, переводчик… В последние годы он нашел новое поле деятельности в кинодраматургии, его талант раскрылся, и творческий тандем с Досханом начал приносить свои замечательные плоды, но, увы, судьба казахов, не вместившаяся в их узкие и тесные лбы, оборвала его жизнь слишком рано. В фильме «Кунанбай» ярко проявляется драматургический талант Таласа. Сюжет динамичен, искусно выстроен, события плавно перетекают одно из другого, не разрываясь. Он оживляет прошлое и представляет перед нашими глазами широкую панораму степной жизни. Особенно впечатляют диалоги биев, которые, опираясь на свои посохи и положив их перед собой, сталкиваются в словесных поединках! Вы восхищаетесь мощным умом и стройной логикой, с которой они уклоняются от ответов, находя выход из самых сложных ситуаций. Кажется, Талас оставил потомкам золотую нить бессмертных слов наших предков через этот фильм.
Киностудия «Казахфильм» сняла немало художественных фильмов о великих личностях нашего народа. Была создана целая галерея исторических личностей, начиная с Амангельды, Абая, Жамбыла и до Махамбета, Мустафы. Конечно, каждый скакун бежит в меру своих сил, и их уровень, конечно, разный. Фильм Досхана «Кунанбай», который недавно был представлен и вышел на суд зрителей, можно без преувеличения назвать выдающимся произведением, превосходящим многие из них и отвечающим высоким требованиям вкуса.
Турысбек Саукетаев
Журнал «Жулдыз»