По словам генпрокурора Жакипа Асанова, сегодня в Казахстане необходимо изменить систему расследования уголовных дел, связанных с хищением финансов. Причина в том, что пока правоохранительные органы занимаются конкретным делом, преступники переводят огромные суммы за границу и скрываются. Иными словами, все усилия следователей уходят на бюрократию. А если бы украденные деньги были конфискованы сразу, преступник никуда бы не смог сбежать, сообщает корреспондент КазИнформа.
По данным Генеральной прокуратуры, за последние 10 лет по расследованным уголовным делам за границу было выведено более 10 млрд. тенге. Это только по возбужденным делам. А сколько преступлений остались вне поля зрения следствия.
«Недавно я говорил о Тайжанове («Азбука жилья» — авт.). Он похитил 14 млрд. тенге и сбежал в Австрию. Там он купил недвижимость на украденные деньги. К сожалению, мы не ведем должную работу по таким уголовным делам. Потому что в большинстве случаев мы возвращаем лишь копейки. Наши следователи мастерски выполняют самые сложные дела, связанные с людьми. В этом нет сомнений. Мы хорошо расследуем такие преступления, как кражи, убийства, мошенничество. В этом плане мы опережаем даже европейские страны. Однако работа по расследованию финансовых преступлений хромает. Почему? Потому что у людей, совершающих такие преступления, хорошие знания и технические возможности. Мы же, вместо того чтобы сразу находить деньги и блокировать их, занимаемся экспертизами и расчетом ущерба. За это время преступники переводят украденные деньги в офшоры и без труда скрываются за границей», — говорит Ж. Асанов сегодня на заседании круглого стола на тему «Возврат украденных активов из-за рубежа и развитие национальной финансовой системы».
В связи с этим он привел несколько примеров. В Атырау, пока следователи завершали процессуальные мероприятия, бухгалтеры бывшего акима области перевели 500 млн. долларов за границу, а затем сами сбежали в Англию. Сейчас они скрываются там. Точно так же вице-президент компании «Казатомпром» Турсынбаев также похитил немалую сумму и скрылся в Канаде.
«Еще один пример, в Астане Алимбетов обманул дольщиков на 5,5 млн. долларов. В течение трех месяцев, пока расследовалось уголовное дело, на его зарубежные счета из Казахстана поступали огромные суммы. Следствие об этом даже не знало. Алимбетова задержали. Вернули в Казахстан. Однако деньги остались там», — отметил Ж. Асанов.
По словам генпрокурора, сегодня существует несколько проблем в сфере возврата сбежавших за границу преступников. Во-первых, правоохранительные органы зарубежных стран зачастую не понимают запросы, поступающие из Казахстана. Потому что наши специалисты не могут писать такие запросы на понятном языке. Во-вторых, следователи не знают международного опыта, внутреннего порядка страны, в которую направляют запрос.
В связи с этим, по инициативе Генеральной прокуратуры, запущен специальный проект по возврату финансов из-за рубежа. В рамках этого проекта зарубежные специалисты обучают 10 сотрудников Казахстана. После этих курсов они будут распространять зарубежный опыт по всему аппарату.