Вот что мы знаем о «Алаш» и «Алты Алаш» из современных письменных источников:
— «Алты Алаш» — древнее объединение народов Центральной Азии.
— «Алты Алаш» – Шесть волков (Шесть медведей).
— «Алаш» — общий клич родов и племен, относящихся к казахам;
— Альтернативное название казахского народа в древности и сегодня;
— Движение «Алаш» в начале ХХ века (1917 год).
— Партия «Алаш» в Казахстане (1917 – 1920).
— Автономия «Алаш» (1917 – 1920) (на территории современного Казахстана), впоследствии (1920 – 1925) на этой территории была образована Киргизская Автономная Советская Социалистическая Республика.
— «Алаш-Орда» — правительство автономии «Алаш»;
— «Алаш» — котел для разведения огня у саамов;
— Издание «Алаш» — одно из первых казахских изданий демократическо-просветительского направления.
— «Алаша» — ковер, сотканный на ткацком станке из хлопковых, шерстяных нитей, окрашенных в разные цвета.
— Хан «Алаша» (Алаш) — согласно народному преданию, прародитель племен, составлявших «Алты алаш».
— Мавзолей Алаша-хана.
— Алаш Бахадур — один из знаменитых батыров Дешт-и-Кыпчака, правитель региона.
— «Жас Алаш» — радиостанция.
— «Алаш азаматы» (Гражданин Алаш).
В казахском народе сохранилось множество легенд о происхождении этнонимов «аш», «Алаша», «Алшын». Можно сказать, что нет ни одного казахского историка, который бы не писал о происхождении названия «Алаш», не высказывал бы своего мнения. Потому что, если заговоришь о казахах, не обойдешь стороной и Алаш. Однако, в истории нет единого мнения по этому вопросу. Каждый тянет в свою сторону. Прямо как лебедь, рак и щука.
Например: 1. М. Хайдар Дулати утверждает, что Алаша-хан был сыном хана Моголистана Джуниса, султаном Ахметом. «В Моголистане никто не мог ему противостоять. Он несколько раз совершал победоносные походы против калмыков, уничтожив многих из них. Дважды сражался с Исан Тайши и оба раза одержал победу. С тех пор калмыки стали его сильно опасаться и считаться с ним. Они называли его «Алашы хан». А на монгольском «алашы» означает «убийца», то есть «хан-убийца». Хана стали называть этим прозвищем. В настоящее время его называют «Алаша» хан. В истории Мирхонда и Хондамира Харави и в других книгах также написано «Алаша хан» (Дулати М.Х. «Тарих-и Рашиди» Алматы-2003. С. 144).
2. О происхождении понятия «Алаша» в «Шежире тюрков» Абулгази говорится, что на севере есть город Алаша. Его население получило название «алаша» по своим лошадям, которых они разводили, — пегим лошадям.
3. «Его имя известно с давних времен. Раньше было семьдесят тысяч домов, состоящих из многих родов, каждый из которых называл себя определенным народом. Каждый род жил отдельно в разных местах. Лучшие и большая часть татар жили в месте под названием Биурнаур, недалеко от Китая. Они были зависимы от китайских царей и служили им, иногда сражаясь с ними. Тогда китайский царь посылал войско, уничтожал их, разорял их земли и подчинял себе. Некоторые народы жили на берегу реки Айкурань-муран. После того, как Айкыра-муран проходил через территорию киргизской области, к нему присоединялись мелкие реки со всех сторон, превращаясь в большую реку, впадающую в Соленое море, где у устья моря был большой город, а вокруг него много поселков. Были и кочевые аулы. Их лошади были крупными, их жеребята были как наши кунан-лошади, все их лошади были пегими, другого цвета не было. Название города было Алакчин, недалеко от города находилось серебряное месторождение. Их котлы и посуда были сделаны из серебра. Отсюда и узбекское выражение «пегие лошади, золотые очаги» (Дулати М.Х. «Тарих-и Рашиди» Алматы-1999. С. 656).
4. Русский государственный деятель, историк А.И. Левшин писал о происхождении понятия «Алаша» следующее: «Большинство казак-киргизов когда-то считали себя алатами или сибирскими татарами, то есть одним народом. Позже они разделились из-за внутренних распрей. Каждой частью управляли султаны. Через несколько лет один из них по имени Алаша подчинил себе всех султанов и правил единолично. Он попытался захватить Бухару с тремястами джигитами. Но потерпел поражение и попал в плен вместе с выжившими товарищами. Они содержались в тюрьме в Туркестане. Даже после смерти Алаши пленные воины сохранили свое прежнее разделение на три отряда». Из этого разделения возникли три жуза казахов (Левшин А.И. «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Алматы-1996. С. 147).
5. Шокан Валиханов рассказывает народное предание об Алаша-хане следующим образом: «Давным-давно, в древности, в Туране был правитель по имени Абдулла, в другой версии — Абдул-Азиз-хан. У этого правителя был сын, который заболел проказой и стал называться Алаша. Следуя древнему обычаю изгонять тех, кто заразился такой заразной болезнью, отец изгнал своего сына. В то время многие подданные, недовольные жестокостью Абдуллы, страдали от голода, переселились в степь к северу от реки Сырдарья, в пески Каракумы и Борсык, и стали вести казахский образ жизни. Храбрые и дерзкие батыры, усилившись до трехсот человек, вскоре приобрели известность и богатство. Через год снова начался мор. Толпы казахов подвергались нападениям со стороны соседей, где бы они ни находились. Степные джигиты, ощутив последствия голода, разделились из-за отсутствия согласия между собой и начали враждовать. Абдулла, воспользовавшись моментом, спас их от бедствия только благодаря силе провидца. В такой трудный период между двумя сторонами пришел мудрый старец Алаш (иностранец, чужеземец) и произнес слова, придающие им силы. Казахи объявили его вождем рода и судьей, и по его совету поставили ханом прокаженного сына Абдуллы — Алашу. Таким образом, кочевые казахи превратились в оседлый народ, а в некоторых случаях и в нацию (если это название можно применить к кочевым племенам), провозгласив свою независимость и самостоятельность, назвали себя Алаш в честь хана Алаши и казы-ата Алаша, то есть стали Тремя Алаш по численности. Однако соседи, и даже сам Абдулла, с подозрением относились к их внешним изменениям, видя в них обычных кочевников-разбойников. Поэтому их название казахи сохранилось даже тогда, когда они получили расписку от народа Абдуллы о признании их независимости, воспользовавшись голодом и болезнями среди народа Абдуллы и трех жузов детей Алаша. Таким образом, Алаш стал самостоятельным народом, а Алаша — его ханом.
Далее легенда переходит к более точным данным. Тимур во время своего первого похода в Каракумы увидел кочевья казахов, разгромил их улус, повесил двух их ханов — Амета и Самета, и послал им учителей-машаихов, чтобы искоренить шаманизм и распространить истинный порядок религии. Разрушенные остатки мечетей и мавзолеев, надгробий являются следами того времени поклонения тому богу. До Тимура казахи верили в духов предков, в аруахов, поклонялись огню, луне, солнцу, земле как источнику богатства, животным, понимая, что у каждого вида есть свой хозяин, называя лошадь — Камбар-ата, корову — Занги-баба. Остальных же, хоть и не считали священными, поклонялись всему, что приносило пользу человеку.
В казахских легендах неизвестно, когда династия русских ханов стала царствовать, и кто был первым казахским ханом из их потомков. Хотя казахская легенда много говорит о своем хане Жанибеке, она не дает четкого ответа на вопрос, стал ли он сам ханом для них, или их предки. Из «Сборника летописей» Джалаири мы также не находим ничего конкретного по этому поводу. Лишь на 15-й странице вскользь упоминается, что правое крыло русских войск составляли 2000 канглы, а левое крыло — Алаш-мын. Согласно легенде, Жанибек был мудрым (аз) правителем. Поэтому казахи и прозвали его Аз Жанибек. Его главным визирем был умный и красноречивый Жиренше-шешен. Крылатые слова Жиренше-шешена казахи до сих пор используют в виде пословиц. А его имя само по себе стало общим понятием красноречия. Что я заметил — на вопрос, когда пришли султаны династии русских ханов, в легендах не дают ответа. Известно, что подчинение казахов Алаша-хану прекратилось после того, как Тимур убил его детей. Также известно, что бежавшие из степной ставки, потерпевшие поражение ханские дети находили убежище и защиту.
Несмотря на это молчание в легендах Абулгази и Джалаири, русские летописи дают несколько хронологических данных, которые хотя бы примерно определяют эпоху первого казахского хана Жанибека. Казахское общество, имевшее ранее ханов, по общепринятому монгольскому порядку, не может жить без представителей белой кости, без ханов и султанов как признака своей независимости (Валиханов Ч.Ч. «Собрание сочинений». Т-2. Алматы-1985. С. 158-159).
Комментарий: Утверждение «Поклонялись животным, понимая, что у каждого вида есть свой хозяин, называя лошадь — Камбар-ата, корову — Занги-баба» в корне ошибочно. Ни в одном казахском шежире Камбар ата и Занги баба не называются лошадью и коровой. Камбар ата — это пир (первый приручивший, учитель) лошадей и коневодов, Занги баба — пир коров и скотоводов. Помни это! Здесь соблюдается «авторское» право. Наше непонимание таких простых правил, наше непризнание истории — вот в чем беда.
Утверждение «Казахское общество, имевшее ранее ханов, по общепринятому монгольскому порядку, не может жить без представителей белой кости, без ханов и султанов как признака своей независимости» не выдерживает никакой критики. С тех пор, как человек стал человеком, не было ни одного рода, племени, народа, государства без предводителя (ата). Все они избирали своим предводителем мудрого, разумного гражданина своего народа (рода, племени, народа). Ни один народ не избирает своим предводителем представителя другого народа (другой веры, другого языка). Я даже не могу поверить, что Шокан, которого весь казахский народ почитает как Аз, а ученые — как мудреца, не мог понять таких простых вещей…
6. Русский путешественник, исследователь Сибири, Монголии и Центральной Азии, публицист и общественный деятель Г.Н. Потанин следующим образом излагает казахское предание об Алаша-хане: «Казахский народ примерно в 1362 году, около 500-600 дворов, кочевал под руководством туркестанского хана. Имя хана неизвестно.
Так как у первой жены хана не было детей, он женился на красавице, взятой в плен на войне, и от нее родился сын, больной проказой. Жена хана, охваченная ревностью, посоветовала хану избавиться от этого ребенка. Хан поверил ей и отвез ребенка в степь Кара-Ногай за рекой Сырдарья. Там ребенка нашел бедный человек и воспитал его как своего сына. Когда ребенок вырос, он стал храбрым джигитом. Его слава распространилась среди соседних народов и дошла до его отца. Определив место его проживания, отец вместе со своими нукерами отправился к самому богатому человеку в своей стране, Котану, и к бию Майкы, чтобы обсудить вопрос возвращения сына. Богач Котан и бий Майкы посоветовали ему отправить других людей, а самому не ехать. У Котана было трое сыновей: старший — Уйсун, средний — Булат, младший — Алшын. Хан отправил Уйсуна со ста людьми искать своего сына. Батыр Уйсун перешел Сырдарью и нашел сына хана. Батыр Уйсун и его люди подружились с сыном хана и его людьми, а затем остались с ними, не вернувшись. Через два года хан снова пришел к бию Котану, чтобы посоветоваться, что делать дальше, и отправил второго сына, Булата, со ста джигитами. Они тоже не вернулись. На следующий год хан снова пришел к Котану. Хан и Котан, чтобы вернуть детей, отправили и третьего сына, Алшына, со ста джигитами. Они тоже не вернулись. Почувствовав, что их стало больше, они начали действовать свободно, угоняя лошадей из разных мест и уводя ногайских девушек, поэтому ногайцам пришлось переселиться. Таким образом, возникла вражда между ногайцами и казахами. Из легенды известно, что казахский батыр Едыге убил ногайского хана Тохтамыша и разорил его народ. С тех пор осталась пословица: «Был такой человек Едыге, заботился о народе, если враг приходил на край земли, говорил: «Я пойду». Всем известно, что его могила находится в Улытау. Собрав триста человек, они договорились избрать среди себя хана и полководца. Договорившись между собой, они разместили первого пришедшего батыра Уйсуна со ста людьми в верховьях реки, второго — Булата — в средней части реки, а третьего — мирзу Алшына — в низовьях реки. Затем, постелив на землю белый войлок и алашу, усадили на нее сына хана, подняли его на белом войлоке и избрали ханом, дав ему прозвище Алаша-хан. В народе они стали известны под именем Алаша, и все казахи считаются потомками этих Алаш. Те, кто не знает этого, считают, что казахи произошли от трех Кельмембетов. Но это тоже то же самое, что и название Алаш. Потому что Кельмембет является прозвищем. Поэтому казахов называют детьми Трех жузов. Памятник-мавзолей Алаша-хана находится в Аулие-Ате» (Потанин Г.Н. «Казак-киргизские и алтайские предания, легенды и сказки» Петроград-1917. С. 59-60).
Комментарий: В тексте говорится: «Ногайского хана Тохтамыша убил казахский батыр Едыге и разорил его народ». Это явная клевета. Потому что ногайцы и казахи были одним народом. На самом деле, это была война, возникшая из-за борьбы за трон (власть) между двумя правителями. «Неграмотность» русского историка привела к замешательству нынешнее поколение. Следовательно, никогда нельзя принимать написанное русскими историками за «истину». Иначе, какой же он историк, если не смог отличить хана Тохтамыша от последнего правителя знаменитой Золотой Орды.
7. М. Тынышбаев высказывает следующие мысли о понятии «Алаш». 1. «Когда был Алаш, когда был Алаша-хан». 2. Три жуза или три Орды (Старший, Средний и Младший). 3. Шесть — Алаш. В очень давние времена казахи объединились под одним ханством и жили счастливой жизнью. Их объединил Алаша-хан. Алаш и Алаша появились на свет одновременно. На Алтае есть река Алаш, она впадает в реку Кемшик. Она сливается с рекой Улы-Кем и образует всем известную реку Енисей. Истоки реки Алаш находятся в 70 верстах к востоку от озера Телеское. Оттуда мы встречаем топонимические названия, такие как шеркеш, бериш, алчедат, алшын и т.д. Интересно, что название Алаш используется наряду с названиями Алшын, ногай, казах. Казахи не отделялись от Золотой Орды во времена Железного века. Наоборот, все население Золотой Орды называлось ногайцами и казахами. Среди них Алаша-хан не упоминается. Алаш — главный лозунг ногайцев. По нашему мнению, предки алшынов жили на Алтае, к востоку от них жили монголы, последние, возможно, называли своих западных соседей «алашами» (убийцами) из-за их постоянных нападений. Следует помнить, что название Алаш не могло быть дано калмыками позже, поскольку их отношения с ногайцами начались с начала XVII века. А в то время название Алаш существовало и у ногайцев, и у казахов (по крайней мере, во времена Железного века). Таким образом, слово «алаш» бесспорно появилось раньше «Алаша» (Тынышбаев М. «История казахского народа» Алматы-1993. С. 146-147).
Комментарий: Из семи приведенных выше источников (легенд, гипотез) этот является наиболее содержательным. Нет лишних слов, которые не укладываются в голове. Каждый может увидеть себя в этом источнике. Например, я вижу названия рек Алшын (Алаш) и Кемшин (Кемшик) по именам двух сыновей Младшего жуза — Бекарыса, живших на Алтае. Все остальные топонимические названия (шеркеш, бериш, алчедат, алшын) относятся только к Младшему жузу — Алшыну.
8. Шакарим Кудайбердиулы также высказал свое мнение об Алаша-хане: «После того, как Аз Жанибек подчинил казахов потомкам Чагатая в Кашгаре, вскоре правителем казахов и других кочевых народов был Ахмет, сын хана Джуниса, а его брат Женеке (настоящее имя Махмуд) был великим ханом в Ташкенте. Тогда хан Ахмет, разделив годных к военной службе казахов на три части, напал на калмыков, назвав их Улус Жуз, Орта Жуз, Киши Жуз. Тогда калмыки назвали Ахмет-хана Алашы. Значение — «убийца», услышав это, хан Ахмет сказал: «Калмыки дали это имя из страха, теперь, когда будете нападать на калмыков, нападайте, крича «алашылап», и казахи, крича «алашы», стали использовать это как свой лозунг. «Когда был Алаш, когда был Алаша-хан, что мы не сделали калмыкам», — хвастаются они» (Кудайбердиулы Ш. «Шежире тюрков, киргизов и ханов». Алматы-1991. С. 23).
9. Здесь в «Казахской Советской энциклопедии» приводится следующая информация о султане Ахмете, называемом Алаша-ханом: «Султан Ахмед (Алачэ) хан (1465/66-1503/04) – хан Моголистана. Сын Джунис-хана. Султан Ахмед хан выступил против политики своего отца. В 1484 году он отделился от отца, возглавил несколько могольских родов и переселился из Мавераннахра в Моголистан. Однако подчинить местное население — казахов и киргизов — было нелегко. По записям Мухаммеда Хайдара Дулати, султан Ахмед хан подчинил местные племена арлат, жарас, калучи и др. и правил восточной частью Моголистана. Он боролся с эмиром Дулата Мирзой Абу Бакиром, стремясь объединить государство и подчинить Кашгар и Жаркент вместе с казахскими ханами в 1470-1503 годах, но не добился победы. В 1503 году потерпел поражение от Мухаммеда Шайбани и умер в Аксу» (Казахская Советская энциклопедия. Алматы-1977. С. 461).
10. А. Байханов писал об имени «Алаш» и Алаша-хане: «После нападений на калмыков калмыки назвали Ахмет-хана Алашы. Значение — хан Алаш. Услышав это, хан Ахмет сказал: «Калмыки дали это имя из страха, теперь, когда будете нападать, нападайте, крича «Алашылап», и казахи, крича «Алаш», стали использовать это как свой лозунг (С. 33). Как это так? Алаш — это наше казахское слово. Если Алаш — это имя, данное калмыками, то разве калмыки не должны были дать его на своем языке? Например, русские называют нынешних немцев «немой», потому что они не знают русского языка, говоря «ты немой»; по-русски немой — «немой». Немцы называют себя «дойче». Хотя Шакарим в итоге пришел к выводу, что «Алашы» — это Алач, я считаю это несколько туманным. Если на калмыцком языке наш «Алаш» — это Алаша, то слова Шакарима были бы правильными. Казахи, живущие по соседству с калмыками в Астраханской губернии, знают калмыков. Что означает слово «алаш» по-казахски? Найдутся ли у нас братья, которые напишут об этом в «Казаке»? В Акмолинской области, Атбасарского уезда, среди найманов Баганали-Балталы, на берегу Каракенира есть два старых мавзолея, построенных из глазурованного кирпича: Алаша, хан Жошы. Что знают Баганали-Балталы, тама о мавзолеях Алаша-хана и Жошы-хана? Если есть старые предания, передаваемые среди народа, не напишут ли об этом наши «Казаки»? (Байханов А. Избранное. – Алматы: Казахская энциклопедия., 1995. С. 335).
11. На этот вопрос А. Байханова Х. Досмухамедов ответил следующим образом: «В Уральской области, — писал он, — есть калмыки, относящиеся к Уральскому казачьему войску, по просьбе «сына степи» я спросил: есть ли у калмыков слово «Алаш»? Что оно означает по-казахски? — На что калмыки ответили: На калмыцком языке есть слово «Алаш», по-казахски оно означает — убийца, безжалостный, «воин». Калмыки говорят «Алаш» в местах, которые им не нравятся. Охотников, которые убивают много животных без жалости, калмыки также называют «Алаш» (Досмухамедов Х. Что такое Алаш? Газета «Казах». – Алматы: Казахская энциклопедия. Главная редакция, 1998. С. 560).
Комментарий: Из этих легенд мы видим, что Младший жуз — Алшыны были очень воинственным народом. Это полностью соответствует казахской пословице «Улус Жуз — дай им косу и отдай скоту, Орта Жуз — дай им перо и отдай спорам, Киши Жуз — дай им копье и отдай врагу».
«Вы знаете своих предков и не знаете их завещания, — говорит Казбек. — Где ваши предки говорили: «Дайте Улус Жуз косу и отдайте скоту, Киши Жуз — копье и отдайте врагу, Орта Жуз — кнут и отдайте спорам»? Если я упаду, споткнусь, передо мной брат, позади меня брат, разве власть не моя?» — сказал Казыбек. На эти слова обе стороны остановились и передали власть Казбеку» (Из ответа знаменитого бия Среднего жуза Каз-Даусты Казыбека бию Толе).
12.