Учителя, разрабатывающие учебные программы, разъяснили «сложные» упражнения в учебниках для первых классов, сообщает «Ұлт ақпарат» со ссылкой на представителей Министерства образования и науки РК. Ранее жительница Алматы пожаловалась на содержание учебников для начальных классов и направила ведомству видеообращение.
Публикуем запись с официальной страницы министерства без изменений:
Салтанат Тажиева (Saltanat Tazhieva), чья дочь учится в 1-м классе, через видеозапись (https://www.facebook.com/saltanat.tazhieva/videos/vb.100003100715937/1151829978263682/?type=2&theater) направила свои замечания по содержанию учебника «Знакомство с окружающим миром, основы экологии» для подготовительной группы и учебного пособия «Естествознание» для учащихся 1-го класса. В связи с этим авторы учебников по поручению министра образования и науки Ерлана Сагадиева подготовили официальный ответ.
Прежде всего, мы хотим выразить благодарность Салтанат ханым за то, что она с большой внимательностью отнеслась к учебнику для школьников и учебным программам начальных классов. А на вопросы из видеозаписи ответит учитель начальных классов и разработчик учебной программы Байтенова Каламкас Кадырбековна.
По словам Каламкас Кадырбековны, сегодня очень важно обучать детей не только чтению и письму, но и умению практически применять полученные в школе теоретические знания. Это и есть цель новых учебников. Например, по предмету «Естествознание» представлены материалы таких сложных предметов, как химия, физика, биология. В новом учебнике по естествознанию все эти материалы изложены понятным и простым языком для детей. Для этого в подготовке учебника участвовали опытные учителя, которые преподают в начальных классах.
Например, по словам Каламкас Кадырбековны, нет никаких трудностей в объяснении детям младшего возраста значения понятия «траектория», которое упоминается в видеозаписи Салтанат Тажиевой. Учитель перед началом урока спрашивает у детей, что такое «траектория». Затем педагог вместе с детьми проводит эксперимент: запускает пластилиновый шарик и игрушечную машинку по доске, похожей на тарелку, наполненную чем-либо (например, мукой или сухой строительной смесью). После этого учитель спрашивает у детей, что осталось на доске. Дети, конечно же, говорят, что на плоскости остались следы от машинки и шарика. Задача учителя — объяснить детям, что эти следы являются траекторией движения предмета. Также с помощью эксперимента можно выяснить с детьми, какая из двух машинок проедет дальше по наклонной плоскости (Каламкас Кадырбековна демонстрирует это с помощью учебника). Кроме того, объясняется, от чего это зависит (вес машинки, ее объем и другие особенности).
Таким образом, дети начальных классов знакомятся со сложными и интересными понятиями и готовы к старшим классам. Это также открывает детям путь к знанию терминов и особенностей важнейших наук с раннего возраста.
Салтанат ханым также считает, что портфолио детей отнимает много времени у учителей. Однако портфолио необходимо, и его наличие важно для ребенка. Просматривая его, родители могут отслеживать, насколько успешно их дети осваивают новую учебную программу и каковы их достижения.
Вес всех учебников и рабочих тетрадей легкий и полностью соответствует современным техническим и гигиеническим требованиям. Поэтому даже учебники, которые дети носят на занятия 5 дней в неделю, не доставляют ребенку никакого бремени или трудностей.
Каламкас Кадырбековна от имени всех учителей начальных классов и работников сферы образования выражает благодарность родителям, которые не равнодушны к учебному процессу и внимательно его контролируют. Для того чтобы ученики получали качественное образование, соответствующее современным требованиям, и отвечали требованиям XXI века, ребенок, родитель и учитель должны действовать во взаимном единстве. Только тогда можно достичь желаемого результата.