Сейчас мы настолько привыкли к «смешанным бракам», что достигли уровня принятия этого как нормального явления. А как к этому относится ислам? Можно ли вообще вступать в родственные отношения с представителями других религий? Об этом мы спросили в ходе беседы с главным имамом мечети «Әл-Ғани» города Астаны Багдатом АХМЕТАЛИУЛЫ.
– Сейчас в обществе высказываются различные недовольства по поводу того, что наши девушки выходят замуж за граждан других религий. Как ислам относится к родству с представителями других религий?
– По шариату, можно вступать в родственные отношения с представителями других религий. Но они должны быть из числа людей Писания. То есть, можно породниться с дочерьми представителей религий, на которые было ниспослано Писание, а не выдуманных религий. Однако, когда речь идет о родстве, нужно четко определить следующее: мусульманину разрешено брать в жены девушек из числа людей Писания, но мусульманскую девушку нельзя отдавать замуж за гражданина другой религии, будь он из числа людей Писания или нет. Шариат строго запрещает отдавать мусульманскую девушку представителю другой религии.
– Также одним из давно обсуждаемых вопросов является вопрос многоженства. Обязывает ли шариат состоятельных мужчин иметь четырех жен?
– Иногда представители других религий высмеивают нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), называя его «страстным к женщинам, имевшим много жен». Но мы хорошо знаем, что Посланник Аллаха не брал ни одну жену из похоти.
Действительно, Всевышний Аллах в Коране разрешил мужчинам иметь до четырех жен. Но и это нужно понимать очень правильно. Во-первых, это для увеличения вашего потомства, во-вторых, это возможность, данная для уменьшения похоти и прелюбодеяния в обществе. Казахи прошли через разные времена. Недальновидная политика советской власти внесла большие изменения в наше сознание. В результате мы отошли от пути, которым шли наши предки. Наши бабушки и девушки дошли до того, что с опаской относятся к тому, чтобы быть второй или третьей женой. Даже высказываются ужасающие мысли, такие как «Права женщины и мужчины равны. Тогда и мы выйдем замуж за двух-трех человек».
Всевышний Аллах изначально создал Адама (мир ему) из глины, а затем создал нашу праматерь Еву из ребра Адама (мир ему). Поэтому женщина стоит на ступень ниже мужчины.
Конечно, иметь двух-трех жен – это хорошо. Этого желает каждый мужчина. Но ответственность за это будет в два-три раза больше. Нужно быть справедливым ко всем. Нельзя выделить главную жену в отдельный дом и не отходить от молодой наложницы. Аллах разрешил многоженство тем мужчинам, которые могут выполнить все условия. Если мужчина не сможет быть справедливым ко всем женам, если он ущемит права одной из жен, то его спрос в Судный день будет нелегким. Если он не сможет быть справедливым к женам, не сможет сохранить единство потомства, рожденного от каждой жены, не сможет обеспечить всех одинаково материально, то лучше жить с одной женой и процветать с ней. Поэтому в этом вопросе следует всесторонне обдумать, посоветоваться с близкими и принять решение, семь раз отмерив.
– Если у мужчины, имеющего четырех жен, одна жена умирает или разводится, может ли он взять другую женщину вместо нее?
– В таком случае шариат разрешает взять еще одну жену. Нет такого понятия, что ты взял разрешенных Аллахом четырех жен, и твои возможности исчерпаны. Если, как сказано выше, одна из жен умерла или развелась, то вместо нее можно взять другую женщину.
Но, повторюсь, к этому вопросу также следует относиться с большой ответственностью.
– Спасибо за беседу!
Беседовал Олжас СӘНДІБЕК
e-islam.kz