Известно, что 16 ноября 2016 года были утверждены внутренние правила порядка мечетей Духовного управления мусульман Казахстана (далее – ДУМК). Данные правила были обсуждены и поддержаны на заседании Совета улемов ДУМК.
Принятие этих правил не было случайным. В последние годы среди посетителей мечетей стали появляться люди, которые не слушают имама во время совместной молитвы и пятничной молитвы. Их действия стали беспокоить прихожан мечети и мешать им спокойно совершать богослужения. В такой ситуации ДУМК пришлось принять внутренние правила порядка мечетей с целью сохранения спокойствия внутри мечети и защиты прав верующих.
Данные правила были разработаны в соответствии с Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», другими действующими законодательными нормами страны, инструктивными документами и нормативными актами в области организации труда, а также Уставом ДУМК.
В последнее время есть мнения, распространяющие идею о том, что эти правила противоречат действующему законодательству. Сразу скажу, мы должны воспринимать это как коварную ловушку стремящихся разобщить людей и противостоять ей. Потому что ДУМК имеет полное право принимать внутренние правила порядка мечетей.
Теперь давайте разберемся глубже. В Преамбуле Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года (далее – Закон) указано, что государство «…признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа».
Сегодня в стране Духовное управление мусульман Казахстана зарегистрировано в рамках данного закона как республиканское исламское религиозное объединение, и все мечети зарегистрированы как филиалы Духовного управления и руководствуются его уставом в своей деятельности.
В пункте 2 статьи 13 Закона указано, что «Религиозное объединение должно иметь следующие признаки: 1) общую религиозную доктрину; 2) совершение религиозных обрядов, ритуалов и проповедей; 3) религиозное воспитание своих участников (членов) и последователей; 4) религиозную направленность деятельности». Республиканское исламское религиозное объединение «Духовное управление мусульман Казахстана», руководствуясь вышеуказанными основаниями, утвердило внутренние правила порядка своих мечетей. Согласно этим правилам, посетители мечети обязаны совершать богослужение в соответствии с ханафитским мазхабом, произносить молитву «Амин» про себя, уважать сотрудников мечети, с уважением относиться к другим лицам, а также соблюдать спокойствие прихожан и не допускать разногласий. Единственным учреждением, которое несет полную ответственность за указанные выше условия, то есть за ситуацию внутри мечетей, является ДУМК.
В связи с этим, учитывая признание роли ханафитского мазхаба в стране, постановления и решения Совета улемов ДУМК относительно слова «Амин» должны неукоснительно исполняться в мечетях, расположенных на территории страны. Те, кто не подчинится этому, будут препятствовать религиозной деятельности. Доказательство этому четко написано в законе. В частности, в пункте 5 статьи 3 Закона написано: «Не допускается препятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав лиц по мотивам их отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение предметов, зданий и мест, почитаемых последователями какой-либо религии».
В связи с этим, сама община мечети может сказать, что громкое произнесение слова «Амин» препятствует совершению богослужения в мечети. Если мы будем действовать в соответствии с Правилами, принятыми республиканским исламским религиозным объединением «Духовное управление мусульман Казахстана», регулирующими основные права и обязанности прихожан мечети, а также другие вопросы, связанные с религиозной деятельностью, основываясь на межконфессиональном согласии, религиозной терпимости и уважении религиозных убеждений граждан в Республике Казахстан, то это, несомненно, будет самым благим делом.
В Священном Коране сказано: «Распространение смуты хуже, чем убийство». Поэтому тем, кто желает блага в этом мире и в загробной жизни, лучше держаться подальше от тех, кто сеет смуту.
Балгабек МЫРЗАЕВ,
религиовед,
доктор теологических наук
Национальный портал