ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Турсын Журтбай: В обществе идет духовная борьба на уровне гражданской войны

Турсын Журтбай: В обществе идет духовная борьба на уровне гражданской войны

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
26 июня, 2017
in Без рубрики
0

Тұрсын ЖҰРТБАЙ, писатель, ученый-алашевед:

НАЦИЯ

Нация – великое понятие. Сфера этого понятия очень широка и имеет несколько форм. Например, империалистические страны объединяют все подчиненные им нации, составляющие эту страну, под одним названием – нация. Яркий пример – Америка. Все, кто стремится в Америку, едут туда с намерением «войти в ряды американской нации, ассимилироваться и защищать интересы Америки». Исключение составляют только китайские диаспоры. Потому что китайская нация, куда бы она ни ехала, не подвергается ассимиляции. Они всегда несут с собой свой язык, традиции, медицину, национальную кухню и внедряют их в той стране. Главная причина того, что китайцы не растворяются в других нациях, заключается в силе их культуры и духовности. Каждый китаец, выезжающий за границу, навечно защищает интересы своей страны.

Наш древний сосед на севере, Россия, подобно Америке, пытается создать одну нацию из различных народов. Однако из-за иной территории и политического курса Россия не смогла реализовать политику империалистических стран, основанную на одной из форм колониализма. Причина в том, что народы России отличаются по религии, языку, менталитету, обычаям и традициям. К тому же, они живут на своих исконных землях, на своих территориях. Главная причина того, что Россия не может стать единой нацией, – это земля, земля и владение землей. Каждая нация имеет свою землю, что дает ей возможность развивать свою культуру в определенном пространстве. В этом и заключается ценность земли. Нация, лишенная своей земли, обречена на гибель как нация. То есть живой паспорт нации – это язык, а опора – земля. Только при сохранении этих двух составляющих может быть реализована национальная экономика, являющаяся национальной основой нации. Все остальное, что формирует и определяет самобытный облик нации, обновляется и развивается только вокруг этих трех столпов. Что касается Казахстана, то у него есть территория, язык находится в зачаточном состоянии, а экономической самостоятельности нет. В таких условиях стремление объединить различные нации и стать одной нацией в Казахстане практически отсутствует. Состояние национального вопроса в Казахстане известно всем, я думаю.

НАЦИОНАЛИЗМ

Национализм – понятие, вошедшее в оборот с появлением империалистических государств. То есть, людей, боровшихся за территориальную целостность и национальное освобождение народов, находящихся в их подчинении, империалистические страны называли националистами. Они – враги империи. Потому что они против империи. Японцы, британцы, китайцы, испанцы – все использовали это понятие. Это понятие существовало и в России. Однако Россия относилась к националистам как к политическим врагам.

Например, даже в нынешнюю эпоху глобализации те, кто хочет сохранить свою национальную самобытность, с точки зрения империалистического взгляда считаются сепаратистами, религиозными фанатиками, националистами. Потому что они не хотят переходить под чье-то начало и попадать под чужое влияние. Например, выход Англии из Евросоюза также является национализмом, порожденным стремлением сохранить национальную самобытность. Сейчас появляется французский национализм. Национализм начинает проникать и к немцам. Каждый француз, немец переходит к защите национальных интересов. Сами европейские страны не хотят, чтобы Европа стала единым государством. Каждый раз, когда проходит заседание Евросоюза, в Брюсселе, Женеве, Мюнхене проходят свободные митинги. Почему? Потому что они хотят сохранить свою нацию. Поэтому империалистическая политика превратила национализм в непривлекательное понятие, политический термин. Например, почему стремление Казахстана построить свое национальное государство является национализмом? Или почему Украина, желающая выйти из чужого влияния и стать независимой страной, должна быть национализмом? Чем они хуже? Казахстан и Украина имеют право строить национальное государство.

Если мы будем заявлять, что вся земля, находившаяся во владении Золотой Орды, принадлежит нам, что национальные интересы казахов превыше всего, что мы будем строить национальную экономику, вот тогда это будет казахским национализмом. На мой взгляд, такой мысли нет ни у одного казаха. Исконная родина казахов – Казахстан. Наша позиция должна быть такой. Это – возможность использовать наше индивидуальное национальное сознание в нашем собственном пространстве и устранить внешнее влияние на это. Только тогда, как говорил А. Бокейханов, «нация будет развиваться и совершенствоваться». После этого экономика, язык, полезные ископаемые и т.д. могут быть интегрированы.

Казахстан – казахское государство. Пять идей, которых придерживался Алаш, должны быть полностью реализованы в современном Казахстане. Это: создание национального демократического государства на основе земли, национальной экономики, преобладания языка, религии и традиций, основанной на науке. Это – путь, которым шла Япония. Посмотрите, никто не называет японцев националистами. Потому что они строго придерживались этих принципов. Особенно они знали, что реализуют идею независимости на основе национальной науки. Японцы в 1864 году отказались от самурайского феодализма, сразу перешли к новому развитию и в 1902 году победили Российскую империю. За эти 25 лет они развились и достигли уровня мировой державы. Пять идей Алаша были взяты деятелями Алаша с японского образца. Их мечтой было создание независимого государства, подобного Японии. Если мы хотим построить национальное государство, подобное Японии, не империалистическое, а самодостаточное, является ли это национализмом? Это не национализм. Это – главный способ приобщения к цивилизации. Однако, если рассматривать это с точки зрения царской России, Советской власти, сегодняшней России, то эта позиция Алаша является национализмом. Потому что мы хотим сохранить свою независимость.

Германия ежегодно публикует итоги мировых экономических центров. Я ознакомился с данными этих итогов пяти-шестилетней давности. К сожалению, согласно этим итогам, 64 процента нашей земли не находится в руках казахов. 78 процентов промышленности не принадлежит гражданам Казахстана. Я уж не говорю о науке. Не говоря уже об этом, мы начинаем обучать даже начальные классы на английском языке. Если вы хотите перевести систему образования на национальную программу, выясняется, что это не соответствует международным программам. А если вы поднимаете этот вопрос, вас называют националистом. Кто же называет нас националистами? Это – «черные русские» среди нас.

ОПАСНОСТЬ «ЧЕРНЫХ РУССКИХ»

Русскоязычные казахи настолько сплотились, что изо всех сил защищают свое жизненное пространство и беспощадно борются на этом пути. Они называют граждан, защищающих национальные интересы, националистами, а национальные движения, действия – «казахбайщиной». За последние 10-15 лет это то, что говорят русскоязычные казахи на страницах СМИ. Большая часть сегодняшних чиновников – это они. Пока они находятся у власти, казахский язык никогда не будет доминировать в Казахстане. В связи с этим мне вспоминается сказанное около 30 лет назад покойным Ануаром Алимжановым. Примерно 1986-87 годы. Я пришел в «Каламгер», Анагаң пил кофе. Я поздоровался. В то время я занимался делом реабилитации деятелей Алаша. В ходе разговора о предателях, которые выступали против реабилитации интеллигенции Алаша и активно действовали, я сказал: «Турсын, я не боюсь трайбализма. Казахи не погибнут из-за трайбализма. Будут спорить, конфликтовать, ругаться. Но правда все равно победит. Конечно, это трудно. Но это не представляет угрозы для нации. Я боюсь городского ребенка и сельского ребенка. Нынешние городские дети пошли совершенно в другом направлении. Сельские дети остались в своем казахском облике. Завтра между городским и сельским ребенком возникнет большое противоречие. Конечно, городские дети победят. Победит и их язык, и их менталитет. И правительство будет действовать по их указке. Вот тогда казахам придет конец. Я много бываю за границей. Трагедия, которая постигла многие обретенные независимость страны, постигнет и нас», – сказал он. Вот эта трагедия сейчас постигла нас. Те, кто поднимает вопрос о казахском национализме внутри Казахстана, – это наши же «черноглазые» – русскоязычные казахи. Они полностью занимают государственные посты. Их язык, их взгляды совершенно иные. Они держатся как представители господствующего класса, смотрят на казахов с отвращением, свысока. Как вы можете повлиять на них через язык, религию, дух?! Например, во времена Советского Союза мы жаловались, что только 35 процентов казахов говорят по-казахски. Нынешнее состояние языка еще хуже. Пока язык не войдет в торговлю, производство, науку, технологии, он никогда не сможет установить свое господство. Влиять на них через дух также маловероятно. Потому что их дух «окрестился». Состояние вашей религии – вот оно. Теперь подумайте, можно ли назвать националистом человека, поднимающего такие вопросы, или нет? Против кого вы боретесь? Если бы враг был внешний, он был бы очевиден. Но как бороться с этим врагом? Как отрезать себе руку? Если это национализм, то нужно бороться. Я бы назвал это духовной борьбой уровня гражданской войны. Поэтому эту борьбу можно назвать гражданским духовным национализмом. А самого национализма в Казахстане нет. Потому что мы говорили, что национализм – это борьба против империи, борьба порабощенных народов.

До сегодняшнего дня многие граждане назывались националистами за то, что говорили и действовали в защиту земли, языка, национального духа, национальных интересов. Среди них и я. А в статье президента Н. Назарбаева отразилось все то, о чем люди, называвшиеся националистами и считавшиеся презренными в течение 10-15 лет, кричали. Так почему же мы до сих пор назывались националистами, ради кого? Все это подстраивают чиновники. Если поднимешь национальный вопрос, они тут же выступят против президента. Это – их самозащита. А сами они искусно владеют методами выставления других в неприглядном свете. У нас государственная структура не работает в интересах нации, наоборот, превратилась в комитет защиты-безопасности отдельных лиц.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Зеркалом гражданской духовной борьбы на пути национальных интересов является национальное сознание. В 90-е годы прошлого века, когда началась реабилитация деятелей Алаша, национальное сознание начало очищаться и встало на правильный путь. Однако затем, примерно в 1996-97 годах, этот путь сместился в сторону трайбализма. Это сделали люди, ответственные за идеологию в то время. Они и сейчас формируют эту идеологию.

У меня есть друг. Человек, которому небезразлична нация. Но когда речь заходит об Алаше, он вскакивает. Он против Алаша. Я не виделся с этим другом около десяти лет, и однажды встретил его на улице. Его взгляд остался прежним. Я спросил: «Что с тобой случилось?», на что он ответил: «Среди Алаша не было ни одного человека из наших мест. Такой Алашорды мне не нужен». Я сказал: «Ты заболел. Никто, кроме тебя самого, не сможет тебя вылечить. Возьми данные о тех, кто писал жалобы, и о тех, кто был наказан из-за этих жалоб, сравни их и посмотри хладнокровно!» Он покачал головой и ушел. Неизвестно, каким будет результат. Зачем я это рассказываю: мы сбились с пути в национальном сознании.

Я встретил сына человека, который на пленуме в 1932 году сказал: «Давайте дадим Казахскому университету имя Голощекина. Мы готовы пожертвовать всем казахским народом ради социализма!». Этот человек был уважаемым учителем. Его отец подвергся репрессиям, был расстрелян, семья была сослана. Итак, когда мы встретились, он отвел меня в сторону и сказал: «Турсын, брат мой, ты так написал о моем отце». Я ответил: «Да, но я взял только одно его слово, вы ведь читали?» Он сказал: «Да, читал. Мне нечего сказать против тебя. Так должен ли я просить прощения за своего отца?» Я ответил: «Нет, одного этого вашего слова достаточно». Вот это личности с гражданской трагедией. Сам он служил казахам, но одно слово его отца было таким. Я считаю этих людей гражданскими жертвами. Я привожу эти примеры, чтобы сказать, что гражданский духовный национализм должен неустанно бороться за очищение национального сознания. Государство не должно было искажать и гасить правильное направление национального сознания. К сожалению, это тоже величайшая трагедия сегодняшних казахов. Поэтому я считаю, что должен быть национальный духовный гражданский национализм.

Подготовил Омиржан АБДЫХАЛЫКҰЛЫ

Газета «Жас Алаш»

Previous Post

В честь Дня столицы казахстанцы будут отдыхать 4 дня

Next Post

Есимов: Число туристов, прибывших в Астану, увеличилось втрое

Next Post

Есимов: Число туристов, прибывших в Астану, увеличилось втрое

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.