В казахских семьях широко сохранилась традиция отдавать первенца на воспитание дедушке и бабушке. Старшие, говоря «Дитя мое, радость моя, внук мой, душа моя», не жалеют своей любви к младенцу до самого его взросления.
Быть ребенком стариков – значит быть любимцем всей семьи. Никто не будет тебя ругать, у тебя будут защитники и надежная опора. Эта традиция сложилась давно. Примером тому служат Айганым, бабушка Шокана, Зере, бабушка Абая, и бабушка с дедушкой Димаша, покорившего мир. Однако некоторые жизненные примеры показывают, что традиция может иметь и негативное влияние на детскую психологию.
Сегодня в нашем обществе мнения по поводу этой традиции разделились и вызвали споры. Например, специалист по определению родословной Алия Сагымбаева в интервью газете «Мегаполис» сказала: «У казахов первенца с рождения отдают на воспитание дедушке и бабушке. Наши предки воевали верхом на лошадях. Чтобы их дети были в безопасности, они отдавали их дедушкам и бабушкам. Однако со временем это превратилось в традицию. По моему мнению, этот процесс неправильный. До 3 лет ребенок должен находиться под опекой матери. Потому что в это время у ребенка пробуждается любовь к окружающему миру и близким. А после трех лет в воспитании ребенка должен участвовать отец. Если ребенка рано отлучить от матери, нарушаются законы природы. В будущем у такого ребенка будет много проблем, и он будет испытывать обиду на родителей». Тем не менее, ряд представителей интеллигенции не поддержал это мнение специалиста, заявив, что этот обычай укрепляет связь между родственниками.
Любовь к внуку, взятому на воспитание, иногда становится причиной ревности дедушки и бабушки. Есть и старшие в семье, которые потакают каждому слову ребенка, который не признает своих родителей и говорит им «ты», и равнодушно относятся к последствиям такого поведения. В результате этого мы встречаем внуков, которые называют своих родителей «тетя», «дядя» или по имени, хотя знают, от кого они родились. Со временем, даже повзрослев, трудно изменить устоявшиеся правила. А когда старики уходят в мир иной, ребенок, оставшийся между двух огней, вынужден рано почувствовать сиротство. Этот удар судьбы может привести в замешательство и заставить по-новому выстраивать отношения с родителями. Ак-сакал Аман, проживающий в Астане, является одним из тех, кто взял на воспитание своего первого внука. «Когда дети вырастают, скучаешь по детскому запаху. Поскольку это был мой первый внук, я забрал его к себе. В то время сын и невестка были молоды, у них были другие дела, и мы подумали, что сможем помочь им, взяв на себя заботу о ребенке. Мой внук жил со мной до школьного возраста. Я учил его тому, что видел и знал в жизни, воспитывал его. Возможно, из-за необходимости выбора между двумя сторонами, он стал ближе к нам с бабушкой, а к родителям вырос отчужденным. Сейчас, будучи уже взрослым мужчиной, он приходит к нам и ведет себя как маленький ребенок, капризничает», — говорит он.
А Олжас Ирисбеков – отец, отдавший своего первенца на воспитание дедушке и бабушке. Он говорит, что эта традиция не принесла вреда его ребенку, а только