ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Чингисхана сделал тюрком Рашид-ад-дин

Чингисхана сделал тюрком Рашид-ад-дин

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
1 августа, 2017
in В мире
0

Существует тенденция называть исследователей Рашид-ад-дина Рашиденом. Будем придерживаться этого. Один из комментаторов, возражая против нашего утверждения о том, что наши кият-кыпчаки не являются тюрками, привел слова Рашидена о том, что Чингисхан называл все кочевые племена, включая монголов, тюрками. Знает ли этот знаток, что российские ученые называют Рашидена «отцом пантюркизма»? Русские не зря говорят. Ведь они видели и знали, что Канглы, Кыпчаки, Карлуки, согласно данным Рашидена и Абулгази, были отделены от Огузов, если Огузы были тюрками. На мой взгляд, в истории понятия Огуз и Огыз смешались. Огыз – это туранцы, которые были в зороастрийской религии, почитали крупный рогатый скот и были названы в честь этого крупного рогатого скота, то есть Тура (быка). То есть, народ Огыз. Главным символом народа Огыз является правильный треугольник, который мы называем «тумар». Мы остановимся на этом талисмане позже.

А теперь, что касается слов некоторых знатоков о том, что не следует прибегать к русским источникам, это просто слова, исходящие из «казакбайства», о котором говорил Серикбол Кондыбай. Когда Шокан, Алихан, Мухамеджаны, великие люди казахов, называли себя кыргызами, в России существовало Русское географическое общество. Их этнографы, такие как Аристов, Левшин, Востров, исследовали казахов того времени и знали, что их предки были очень сильными. Они отличали их от кыргызов и называли кыргыз-кайсаками. То есть, они говорили, что кайские саки основали Османскую империю. Кто знает, как это передалось, но говорят, что русская царица сказала, что если бы казахи знали, кто были их предки, они бы завоевали мир. На мой взгляд, нынешняя власть также придерживается этого принципа. Поэтому в нашей стране, похоже, запрещено делать Чингисхана казахом. Потому что Чингисхан не момын мэну-шивей, а адайского происхождения, который с давних времен Российской империи подвергался истреблению за свою мятежность. Требование «Пусть Чингисхан будет не казахом, а тюрком» вызывает лишь смех. Теперь давайте проанализируем слова Рашидена, которого русские, и не только русские, но и европейские ученые называют «отцом пантюркизма».

Этнограф И.П. Петрушевский в своей статье «Рашид-ад-Дин и его труд» пишет: «Рашид-ад-дин, как и многие его современники, называет всех кочевых скотоводов Азии то тюркоязычными, то монголоязычными, а многие народы – то тюрками, то монголами. Из этого мы понимаем «тюрк» не как этнический, а как бытовой, социальный термин». А теперь, из сходства обычаев канглы и кыпчаков в китайских источниках с тюркскими, мы понимаем, что они были отдельными массивами от тюрков. Об этом убедительно говорится в трудах выдающегося кочевниковеда С. Кляшторного и казахстанского тюрколога Ю. Зуева. Почему Рашиден в основной версии легенды ввел в качестве монголов тех, кто ушел в Эргене-кон, хотя их там не было, и вместо Тогыз (тохар) поставил Нюкуза, то есть пророка Нуха? Вот как говорят русские: «Вот в чем вопрос». Нюкуз означает Нух+ыз, то есть, как и в огуз, означает Нухи, Нухиты. То есть, согласно генеалогической традиции, здесь скрыты понятия «пророк» и «всемирный потоп». Мы ниже остановимся на том, что этот всемирный потоп имеет прямое отношение к легендарному Эргене-кону. В предыдущих записях мы говорили, что ушедшими в Эргене-кон были Киян, персидские Кейаниды и Тогыз-тохар (юэчжи). Мы еще остановимся на них по ходу дела. Основную версию легенды об Эргене-коне вы можете узнать из нашей «Национальной энциклопедии», которая является наиболее доступной.

Рашиден, если верить его записям, в «Сборнике летописей» говорит, что слово «монгол» означает «муң+гол – слабый, добродушный». То есть, это первое слово «муң» в летописи. Во втором труде «Огузнама» ученый объясняет точное значение названия «монгол» через события, происходившие в то время. Там говорится, что когда братья Огуза выступили против его избрания ханом, те, кто поддержал братьев, были названы монголами. Тогда Рашиден сказал: «Огуз сказал им: «Всегда несите печаль (добродушие. К.З.) в своих сердцах, страдайте от несчастья. Облекитесь в волчьи шкуры, ешьте только мясо птицы и никогда не появляйтесь в Туркестане». (В Туране. К.З.). Следовательно, это второе слово «муң», встречающееся в этой летописи. Как говорится, «череда человека трижды», третье слово «муң», относящееся к этому этнониму, мы видим в «муңол» Абулгази, написавшего «Шежире-и тюрк». Абулгази, как и Рашиден, говорит, что это слово означает «печаль», то есть печаль на душе. Муң+ол – это слово муң+ал, произнесенное по-узбекски. Из слов Рашидена мы видим, что по этим причинам в истории эта нация стала печальной. (печальная). На мой взгляд, основным названием этого сообщества было бы «печальные». Здесь стоит отметить, что и Рашиден, и хан Абулгази знали историю маголов и летописи лучше всех нас. И наш главный источник, на который мы опираемся, – это то, что они написали для нас об истории монголов. Вы видите, что они написали. Магол означает печальный. Это слово в средние века произносилось как мугал. После этого они ушли на Восток, то есть покинув свою историческую родину, на Монгольское плато. Там на скалах с метками сохранились надписи в виде «аде-эдиз», которые многие исследователи, в том числе и мы, понимаем как адай-таз. Наряду с этим известно, что они назывались «баяуыт» в исторических документах. Рашиден точно назвал адаев «добродушными». Наряду с этим он говорит об их происхождении: «их дальние предки совершенно неизвестны». На самом деле, и хан Газан, заказавший написание летописи, и Рашиден хорошо знали их происхождение. Причина сокрытия происхождения заключается в том, что предки Чингисхана не были монархической династией. В то время на ханский престол садились только представители ханской династии. Когда предок Чингисхана, боржигин Кабыл, был провозглашен каганом среди своих, китайцы назвали его «незаконным императором». («Я-да Беу-лу». Чжао Хун. кит.) После этого, хотя у Кабыла было семь сыновей, он завещал ханский престол Амбегею из тайчиутов. Тайчиуты считаются потомками шарахай линкума. Шарахай означает шара кай, то есть желтые каи. Зная это, китайцы дали им титул тайцзиут. Тайцзи – принц, ут – династия. Поэтому, согласно завещанию Чингисхана, его династия выводила себя из настоящих киятов, то есть из царской династии Кай. До сих пор они так и выводят. То, что они хорошо знали их происхождение, Рашиден отметил в своих записях о хане Газане: «О монголах нам известно, но есть много тайн, не упомянутых в летописи».

Из слов Рашидена мы понимаем, что те, кто воевал с ними, были туркменами и уйгурами. Среди адаев до сих пор рассказывают истории войн с туркменами. Они – заклятые враги друг другу. Как сказал Касен Кожа-Ахмет, туркмены считали верхних мунгалов «братьями», отдельными от себя. То есть, они говорят, что они произошли от двух сынове. Эти события, вероятно, произошли во времена Турана. Крепость Кангха, упоминаемая в Авесте, принадлежала этим туранцам. А теперь, эта крепость Кангха в казахской эпосе «Алпамыс» называется «моя крепость на горе Каракан», а родиной казахов является Эргене-кон. Многие исследователи говорили, что крепость Кангха находится в Мавераннахре, то есть в районе рек Амударья и Сырдарья. Академик В. Бартольд в своих исследованиях писал: «Нет сомнений в том, что куманы и кыпчаки – это одно и то же, и что они являются близкими родственниками канглы, а мусульманские писатели XII-XIII веков говорят о канглы и кыпчаках как о синонимах». Поэтому здесь мы будем понимать канглы-кыпчаков как кият-кыпчаков, как говорил Мухтар Ауэзов. Кият означает кай+ут, то есть династия каи. На севере в период Тюркских каганатов часть из них называлась Шара и Кай. Шара означает Желтый, то есть желтые канглы. Основатели Османской империи были из этих желтых канглов. Казахский историк Айтым Абдрахманов пишет: «Сведения о канглы в исторической литературе встречаются в труде Рашид-ад-дина, автора XIV века. Там автор представляет канглы не как прямых потомков Огуза, а как родственных младших братьев, присоединившихся к огузам». Далее Айтым ага приводит слова Рашидена: «В конце концов Огуз победил и получил власть до Таласа, Сайрама, Бухары; эта земля стала его. Когда Огуз подчинил этот регион и стал править, он устроил большой пир, поставив Орду (шатер): он почтил всех своих родственников и эмиров, принял войско под свое крыло, всем братьям и родам, поддержавшим его, он дал название «уйгур», потому что это слово в тюркском языке означает «объединяться», «помогать». Все племена уйгуров – это они. Другое племя он назвал Канглы».

Здесь под «другим племенем Канглы» мы понимаем Казахов, потому что есть поговорка «Если не казах, то канглы». Возможно, именно в этот момент канглы отделились и стали называться казахами. Поэтому наши предки в генеалогии начинают себя от Сыбая, то есть от того, кто отделился и ушел один. Наряду с этим от слова сыбай происходит слово «сыбай қоныс», то есть в значении «жить в тесном соседстве с кем-то». Соседями кият-кыпчаков были адаи. Верхние мунгалы входят в их состав. Если канглы были потомками царских саков, упомянутых Геродотом, то адаи – парадарая саки, то есть водные саки. Поэтому казахская генеалогия выводит маголов, то есть мугал-мунгалов, из Созака. Казахские историки в научном труде «Этнотопонимика Казахстана» доказали, что первоначальная версия Созака – это водные саки. А саки, в свою очередь, являются потомками арийцев. Поэтому мы использовали термин арий-сак.

Выше мы видим, что мунгалы, упомянутые Рашиденом, воевали со своими братьями и ушли далеко, питаясь только птичьим мясом. Это также видно из того, что младший сын Боданчар из «Тайной истории» ушел в дикие места после того, как его братья отстранили его, и охотился на ястреба, поднимая снег из перьев гусей. Поэтому его потомки взяли символ «ястреб». Это был свастический символ, который мы знаем. То, что концы свастики смотрят вправо, означает Восток. Следовательно, этот символ подтверждает, что монголы ушли на Восток, как сказал Рашиден. Поэтому мы понимаем, что «хамаг магол», встречающиеся в «Тайной истории», – это только потомки Боданчара, то есть потомки мунгалов, которым было сказано «ешьте только мясо птицы». То есть, кият-боржигины, называемые «зеленоглазыми». Рашиден (другая ветвь) и генетики говорят, что кият-кыпчаки и кият-боржигины – это две разные ветви. Следовательно, как сказано выше, Чингисхан не был кият-кыпчаком, а происходил из племени, вошедшего в их состав. Поэтому он не выводит себя из кият-кыпчака Дубун-Баяна в своей генеалогии. Известный монголовед, доктор Зарлыкын Кинаятулы говорил, что Боданчар произошел от баяуыт-магалов. Этот баяуыт, произносимый как «баяуыт-маалих» на китайский и монгольский манер, является байулы, о котором говорил доктор Талас Омарбек. Маалих означает монгольский. Название магол осталось от этого маалих, то есть от маала. Рубрук точно передал звучание слова мунгал, сказав «моал».

Если кият-кыпчаки унаследовали трехзубчатый символ царей Юэчжи-Кушан, то тюрки унаследовали символ гуннов, то есть монголоидов, «горный козел», а также китайского «дракона-змея». То есть, потомки гуннов, происходящие от китайского Шунь Вэя по своей генеалогии, вместо большого китайского дракона-змея взяли «маленького змея». Очевидно, что предок гуннов и великого гунна Аттилы, упомянутого Иорданом, были монголоидного типа с раскосыми глазами. Причина, по которой Сергей Кляшторный называет тюркского предка Ашина уйгуром, заключается в том, что юноша, с которым спаривалась волчица в легенде, был из гайгюев (уйгуров). А волчий тотем принадлежит чистым гуннам. Конечно, здесь речь идет не о человеке и волке, а о костях и крови уйгуров и их предков – китайских гуннов. Ю. Зуев же сказал, что имена каганов Бумын и Естеми не являются тюркскими (огузско-кыпчакскими). У кият-кыпчаков не было волчьего тотема. Ученые по своему невежеству интерпретировали «ильбари кипчак» из исторических источников как «елбөрі қыпшақ». На самом деле, ильбари, урбели, юйлибейли, половцы орыпльюеве означают арбалы. То есть, арбалы кыпчак – это канглы. У Тюркских каганов не было ни одного символа предков современных казахских племен. Только у главного военачальника Танакёка был казахский символ тумар и четырехзубчатый символ царя Юэчжи-Кушанского царства. Танакёк же был карлуком, то есть из племени, не относящегося к тюркам, как сказано выше. О его роде Ашидэ в истории говорится только: «род древнего кагана». На мой взгляд, предком этого рода был арийский Кей Оседень. Очевидно, что названия Оседень и Ашидэ созвучны. Оседень, вероятно, был произнесен как Ашидэ на китайский манер. Четырехзубчатый символ изображен на одной золотой монете юэчжи-кушанов. Этот символ присутствует и у крымских татар в ветви Абызлы. Мы говорили, что слово Кай происходит от Кави, то есть царя-поэта-абыза. Абызлы означает этих кави. То есть, в основе своей кави-кыпчак, «ковы кыбчак», как сказал С. Кляшторный. По символу, изображенному на золотой монете, мы понимаем, что основателями Юэчжи-Кушанского царства были цари династии Кай, называемые по-персидски Кейанидами. То, что они были туранцами, то есть Огызами, мы узнаем из изображения быка с отрезанным хвостом на этих золотых монетах. Они отрезали хвост быка и вешали его в верхней части трона. Отрезанный хвост и бык означали царский статус. Вот почему мы говорим, что первоначальная версия казахского слова «торе» – это Тур, то есть Огыз. Отсюда мы понимаем, почему найманы, происходящие от Окиреша, то есть от младшего быка, называются торе-найманами. Мы также предполагаем, что Танакёк, имеющий трехзубчатый символ тумар, был потомком этих царей. Значение этого символа – сын священной коровы-матери, то есть Окиреш. Поэтому некоторые историки называют Танакёка найманом. Потомки Танакёка, найманские ханы Тата тонг, руководили канцелярией. Позже они служили Чингисхану. Теперь вернемся к месту происхождения Канглы, то есть к крепости Кангха, к Эргене-кону.

Многие историки говорили, что крепость Кангха и Канглы – это одно слово. Здесь нет особых споров. Поэтому мы можем определить, где находится мифологическая крепость Кангха из Авесты, по местам обитания канглы. По этому поводу новый современный белорусский ученый, по-новому написавший историю казахов, Сергей Кляшторный, говорит: «Таким образом, восточные и юго-восточные земли Кангюя (канглы. К.З.), граничащие с усунями, расположены к западу от Семиречья, в Средней Сырдарье. Эта локализация Кангюя основана на гипотезе в исследовательской литературе о том, что племена кангюй расположены между реками Талас и Нижний Чу, на юге граничат с Ташкентским оазисом, а на севере – с нижним течением Сырдарьи. Археологические исследования последних лет укрепили эту точку зрения. Все исследователи, занимавшиеся проблемой Кангюй, не сомневаются в ее правильности – начиная с очевидности того, что Кангюй Жан Шиана является тем же, что и Авестийская Кангха».

Отсюда мы понимаем, что крепость Кангха принадлежит канглы. И мы видим, что они были отдельным массивом от древних усуней. Тогда Каян, каян в основной версии легенды об Эргене-коне – это народ Канглы. Основная версия этнонима Конырат, в происхождении которого из Эргене-кона никто не сомневается, означает канг+арат, то есть народ канглы, как называли их кара-китайцы. То, что наш брат Алькей Маргулан назвал символ Конырата «босаға» «символом всего казахского народа», было сказано очень правильно. И он сказал, что этот символ означает порог (ворота) легендарного Эргене-кона. Мы узнали первоначальную локализацию канглы. Тогда, когда наш Киян был Каян, то есть кай-канглы, мы понимаем, что те, кто искал Эргене-кон в Алтайских горах, заблудились. Однако есть и те, кто говорит, что корни канглы происходят из Алтая. Не будем спорить об этом, а приведем то, что Киян и Нюкуз нашли Эргене-кон по следу архара, согласно легенде. То, что животное архар является символом солнечного бога, ясно показано на рисунках, сохранившихся с бронзового века на Тамгалинских скалах в Алматинской области. Серикбол Кондыбай, который сказал, что архар является символом солнечного бога, сказал, что их «уход по следу архара» означает движение с запада на восток, то есть за солнцем. Запад, согласно китайским источникам, называется Западным регионом, и это Ферганская долина, по которой протекает река Сырдарья. Тогда возникает закономерный вопрос: где находится крепость Кангха в Фергане? Крепость Кангха – это сама Ферганская долина.

В исторической литературе, как отметил Серикбол Кондыбай, крепость Кангха имеет название Кангха-Вара. Вара здесь – это дом, построенный из самана пророком Йимой из зороастрийской религии, упомянутой в Авесте, для защиты от весеннего паводка, вызванного непрекращающимся снегопадом в горах. По указанию бога Ахура-Мазды, пророк Йима, как и пророк Ной, укрывается в этом доме, взяв по паре каждого животного. А в основной версии легенды об Эргене-коне говорится, что Каян (каян) и Тогыз поступили так же. Отсюда мы понимаем, что Эргене-кон – это Кангха-Вара. В Авесте говорится, что в этом доме Вара сокол, называемый «громом небес», внушил людям зороастрийскую религию. Это был обычный ангел. Люди до ислама видели ангелов так. То, что ангелы приходили и уходили в дом Вара, подтверждается наличием горы Сулеймана в нынешней Ферганской долине. Нынешние мусульмане говорят, что ангелы приходят на вершину этой горы. Поэтому эта гора считается священной. Это гора, названная именем пророка Сулеймана, который был близок к небесному божеству, зороастрийской религии. Сокол, называемый «громом небес», получил такое название из-за своей скорости, превосходящей скорость пули. Нынешний сокол, такой же быстрый, называется жагалмай по-кыргызски, жагалтай по-казахски, ягалбай по-древнеказахски. Поскольку основа ягалбая напоминает букву Т, племя, носившее этот символ, называлось жагалбайлы. Конечно, эта основа является основой для сокола, которого держат современные найманы верхом на лошади. Однако изначально эта основа принадлежала соколу жагалбай. Не зря святой жагалбайлы, находящийся в Мангыстау, называется Кушчы. Мы также говорили, что эта основа является небесной основой «грома небес». Мы так говорили потому, что в Ферганской долине до сих пор существует род жагалмай, считающийся кыргызским, но происходящий от кыпчаков. Вероятно, они живут на своей родине с незапамятных времен, то есть со времен «грома небес». Известно, что южные кыргызы – кыпчаки. Если вы посмотрите фильм «Курманжан Датка» о кыргызах, вы увидите, что их правые и левые враждуют друг с другом. Потому что духи этих двух сторон разные, правые – потомки саков, а левые – сарматов. Русские политики говорят: «Юг кыргызов сильнее, потому что они – кипчаки». Сами кыргызы это хорошо знают. Курманжан Датка, царица Азии, мать кыргызов, была из этого жагалбайлы. Ее муж Алымбек Датка был из барласов. Наряду с этим там есть кыпчаки, называемые кош тамгалы. В XIX веке в Ферганской долине существовал Найманский волость. Известно, что найманы и жагалбайлы имеют общее происхождение. По сути, хозяевами Ферганы являются эти жагалбайлы. Мы так говорим потому, что они происходят от Монгуша. Монгуш означает сын отца Ман. Наши жагалбайлы также происходят от отца Ман через Карабуку.

Отец Ман – это первый человек у шумеров, а в зороастризме – первый человек. То есть, арийское название Адама. То, что немцы называют человека «менш», является фонетическим вариантом названия отца Ман. Вот этот отец жагалбайлы, Ман, в Авесте называется Воху-Мана. Этот Воху Мана, после того как пас священного Карабуку в этой долине, то есть в части Арианам-Вайджна (арийское пространство), оставил в казахском языке понятие «пасти», «пастух» от его имени. Статуя священного Карабуки сейчас находится в Египте. Он называется священным Карабукой Египта. Это мифологические предки жагалбайлы, окиреш-найманов в Казахстане. В кыпчакской генеалогии этот Карабука называется Муйизди. Сура «Бакара» в Священном Коране означает «Карабука Воху Мана». То, что казахи называют крупный рогатый скот «кара», также осталось отсюда. А то, что казахи иногда называют «касқа сиыр» (пестрая корова), вероятно, произошло от того, что у быков, которых пас Воху-Мана, на лбу была отпечатана эта метка в виде талисмана, и лоб стал пестрым.

Теперь, что касается формы этого дома Вара, некоторые исследователи говорят, что он был правильным треугольником, а другие – эллипсовидным. Казахский ученый Еренгайп Омар говорит, что арийцы строили дома в форме правильного треугольника, что было обнаружено при раскопках в Аркаиме. Он также говорит, что пророк Йима построил дом Вара в форме правильного треугольника. В Казахской Советской энциклопедии написано: «Полностью сформировавшаяся форма долины напоминает правильный треугольник». Нынешние говорят, что она эллипсовидная. А если посмотреть на топографическую карту, вы увидите и правильный треугольник, и эллипс. То есть, Ферганская долина отвечает обоим вариантам. Если эллипс, то эллипс, если треугольник, то треугольник. Возможно, это здание было построено пятьдесят тысяч лет назад. Несмотря на множество изменений с тех пор, но признак треугольника сохранился. Кроме того, Фергана означает Варахана. Таджики называют ее Иаргана. Это слово объясняется как ущелье в горной долине. (КСЭ). Таким образом, Эргене-кон означает Кангха или Канглы в горной долине. Поскольку Серикбол Кондыбай не успел определить и найти географическое положение Эргене-кона, он, как уважаемый человек, точно назвал это место «обителью Аргы ана». Потому что здесь родился наш предок казах. Серикбол Кондыбай сказал: «Проблема юэчжи – это главный опорный пункт казаховедения, и в целом тюрковедения». Существует также научная позиция о том, что первой столицей Юэчжи-Кушан была Ферганская долина. Те, кто часто ссылается на слова Серикбола, – это ученые из историко-исследовательского центра «Алаш» под руководством Хайруллы Габжалила. Потому что они, в том числе автор книги «Основы казахской цивилизации» Еренгайп Омар, являются проницательными и пробужденными людьми среди казахских ученых-историков.

Отсюда, я думаю, мы поняли причину, по которой Рашиден включил имя пророка Ноя в историю Эргене-кона по своему усмотрению. Он написал код «всемирного потопа», указывающий на местонахождение Эргене-кона, надеясь, что кто-то из проницательных и пробужденных потомков поймет. Раньше я думал, что он сказал, что ушедшие в Эргене-кон были монголами, и сделал это, чтобы ввести в заблуждение. На самом деле, он сказал правду. Потому что одним из ушедших был канглы-кыпчак, а другим – Тогыз, то есть тохар. Русские исследователи, хорошо понимавшие это, сказали: «Тохары не исчезли, они позже вышли на историческую арену под названием монголы». Когда Тогыз означал тох-уз, то есть тохар, Серикбол сказал, что они были токыр, то есть таз. Адай и Таз – это одно понятие. То, что древние тохары имели свастический символ, подобный символу Боданчара, было установлено в ходе раскопок, а то, что их головы были лысыми, упоминается в китайских источниках. Известно также, что в Ферганской долине когда-то существовали «жети кашка». На мой взгляд, Тохар – это Дах, Дохтар, упоминаемые в некоторых источниках. (дох+арий – тохар). Все историки говорят, что Дах, дай – это нынешние Адаи. Если ученые называют юэчжи тохарами, то Ю. Зуев доказал, что юэчжи в китайской транскрипции произносится как яти, оти, ати. В китайских источниках они также называются яда. Отсюда мы понимаем, что монгол – это одно из древних казахских названий. То есть, если Рашиден сделал Чингисхана ойрат-монголом для невежд, то, как вы видите из написанного, он сделал его мунгалом для нас. Под нами, конечно, подразумеваются люди, не отравленные коммунистической идеологией, рожденные националистами и умирающие националистами, проницательные и пробужденные. Одним из них, и единственным, был покойный Серикбол Кондыбай, который сказал: «Казахам нужна не старая генеалогия, а «новая генеалогия», способная вызвать новый духовный подъем, или новый миф, то есть идеология».

Итак, казах – не тюрк, он – казах, самый знатный народ в мире. Казахский туранский тип, который из-за исторических обстоятельств смешался с гунно-тюрками и частично утратил свою европеоидную внешность. А по мнению монгольских националистов и русских шовинистов, казахи – это народ, изнасилованный джунгарами. Так как же, наши матери рожали детей от калмыков и называли их казахами? Нет, мы утратили свою арийскую внешность, женившись на гунно-тюрках и калмыках. Сергей Кляшторный в своей новой истории казахов писал, что тюрки не могли сравниться с кыпчаками. Серикбол Кондыбай говорил о понятии «казах» следующее: «Казах – это человек, возникший в результате слияния суфийского и ханифитского течений ислама с древней вара-урумской идеей, которая стала кыпчакской, в единый духовный поток».

Здесь отец казахской мифологии Вара-Урум имел в виду Кангха-Вара, урум-ветвь, вышедшую из Эргене-кона – кият-кыпчаков. Идея – это их солнцепоклонничество, лунопоклонничество, их добродушный менталитет, сформировавшийся там. На Тамгалинских скалах мы видим, что собака с коротким хвостом является символом лунного бога, а архар – символом солнечного бога. Тогда мы знаем, что Борте Шене, которая, согласно легенде, вывела свой народ из Эргене-кона, – это Борте Шунак Тёбет, а Куа Марал – это Коймарал, то есть архар, упомянутый Абулгази. Тёбет является священным животным арийцев, то есть наших предков. Борте означает борте-полынь, растущую в пустыне Мирзачуль перед Ферганской долиной. Казахи, говоря «Давным-давно, когда шерсть козы была в борте», имели в виду эту борте-полынь. Поскольку эта полынь растет как высокое растение, она цепляла пух козы, поэтому так и называлась. Эта коза с пухом, которая была в нашей долине, сейчас называется «ангор» у кай-канглов в Стамбуле. Понятно, что от Ангар произошло название ангор. Таким образом, персонажи «Тайной истории», которые нам известны, – это не исторические личности, а персонажи казахской генеалогической мифологии, сказанные в соответствии с генеалогической традицией в начале каждой летописи – символические фигуры. Имя сына, рожденного от Борте Шунак и Коймарал ана в их генеалогии, названо Батцагаан, то есть Западный каган, напоминающий об этом Эргене-коне. Причина, по которой они назвали его каганом, заключается в том, что они также основали там каганат, то есть Юэчжи-Кушанское царство. То, что Коймарал в «Тайной истории» названа «дитя моря», означает только Каспийское море в той местности. То есть, здесь коймарал-архар означает адай. Кашаган жырау сказал: «Чингисхан родился от архара». А в начале казахской генеалогии дочь моря Алаш была матерью. От нее родился Жайылган, от него – казах. То есть, эти две генеалогии повторяют друг друга.

Когда ученые говорят, что юэчжи – это тохары, а кушаны – это куша, хушьян, то есть кыпчаки, в китайских источниках, мы можем сказать, что первое царство казахов называлось адай-кыпчак. Серикбол Кондыбай говорил, что шовинисты не признают эту позицию. На мой взгляд, нынешняя власть также не будет заниматься этим исследованием. Потому что вокруг этой власти находятся те, кто получил научные звания в советское время, считая себя тюрками. Проблема юэчжи-кушан означает аннулирование их премий имени Кюльтегина, Государственных премий, званий академиков. В советское время они называли себя питекантропами, происходящими от какой-то чертовщины. Из казахских советских историков я признаю Айтыма Абдрахманова и Хисмета Базанұлы Табылдиева, ректора Атырауского института (моего учителя). Они говорили нам, что кияты и коныраты имеют общее происхождение еще в советское время. А другие относили кият-кыпчаков к современным монголам. Они создали научный совет и заставили так написать в Казахской Советской энциклопедии. Они преследовали ученых, которые выводили казахов от гуннов, усуней, тюрков, и лишили казахов духовной опоры истории, литературы и культуры. Одним из тех, кого преследовали, был наш брат Мухтар Ауэзов, который называл киятов кыпчаками.

Серикбол Кондыбай не зря приблизил таджиков к тазикам, токырам, тазам, то есть к адаям. На первый взгляд, таджики не имеют отношения к казахам. Не будем говорить о быте, культуре, цивилизации современных уйгуров, узбеков, таджиков, туркмен, относящихся к огузам, их музыкальные мотивы одинаковы и отличаются от казахских. Казахскую мелодию домбры мы слышим у кай-канглов в Стамбуле. Казахская мелодия – это те же печальные, скорбные мелодии Коркыта. Если мы один тюркский народ, то почему такая большая разница в музыкальных мотивах? Их мотивы иранские, то есть арийские. На мой взгляд, Огузы, вероятно, были потомками оседлых арийцев, чья культура была несколько выше, чем у кочевников. А канглы-кыпчаки – кочевые туранцы. Эти арийцы и туранцы много воевали друг с другом. История Огуз-хана, рассказанная Рашиденом, вероятно, происходит из этого времени. А адаи, мастера строительства мавзолеев, имеющие искусство, присущее оседлым народам, первоначально были в составе этих оседлых арийцев, а затем, по разным причинам, выступили против них и были изгнаны из их среды, как я думаю, судя по словам Рашидена. А что касается их музыкального искусства, мы видим, что их культура на несколько ступеней выше нынешних шымкентских шоу. Какой бы певец из адаев ни был, он предстает на сцене благочестивым и культурным. Корпус его домбры не треугольный, как у найманов, а овальный. Ладов больше, чем у найманов, что указывает на их сложность, гриф длиннее. Звучание другое. Лично я не сомневаюсь, что их происхождение не туранское, а арийское. Потому что у них нет тотема Тура, то есть Окиреша, Муйизди, Карабуки, как у туранцев. У них есть крылатый конь с полосами, как у тигра на спине, тотем Алшын, то есть алаатчин. Из генеалогических данных о том, что Алаш и Наурыз – братья, мы говорили, что название Алаш происходит со времен арийско-иранской эпохи. После изгнания Огуз-ханом эти арийцы поселились рядом с канглы-кыпчаками, стали им опорой и поддержкой со времен Юэчжи-Кушан, и в итоге привели в этот мир Чингисхана, установившего мировой порядок. Они показали, что они едины по крови и духу с кият-кыпчаками, и вывели себя из Елтая в своей генеалогии. То, что Елтай, согласно генеалогии, имеет предков из Старшего жуза и адаев, означает только то, что адаи прибыли на полуостров Мангышлак из Семиречья, то есть из тогдашнего Маголстана. Мугалы жили в этом Маголстане до XVII века. В найманской генеалогии говорится, что Елтай, будучи в ссоре с сыновьями Белгибая, ушел в Младший жуз. Исторический Елтай – это название рода, основавшего каганат кыпчаков, называемых в исторических источниках Ильтер – Сир (крупный рогатый скот). Сакавские китайцы писали Илиту. Сергей Кляшторный на основе китайских источников показывает Илиту-Ильтер. Этот род сейчас называется Елата-Елтай на казахский манер у теристаңбалы среди найманов, и носит титул нокта агасы, означающий царь, унаследовав символ уздечки царей династии Кай. Ильтер означает Елтер, то есть «собери свой народ и стань каганом». Этот каганат Сир-кыпчаков снова был разрушен уйгурами совместно с китайцами…

На Тамгалинских скалах и золотых монетах Юэчжи-Кушанского царства мы видим, что Тур, то есть великий бык, приводимый на жертвоприношение, был вождем народа. Во все времена обладатель грубой силы, великий богатырь, становился вождем народа. Вероятно, предки наши возводили на трон хана только того человека, который мог привязать и бросить медведя. Поэтому на изображениях на монетах вместе с царем изображены уздечка и бык. В руке царя – трехзубчатый символ, означающий лунного бога. То есть, этого человека называли Туром, то есть торе. Это название Тур не имеет никакого отношения к тюркам. На мой взгляд, тюрки – это те, кто жил на севере, носил меховые шапки, запрягал оленей, не мылся всю жизнь, поклонялся духам и узнал от нас о небесном божестве, мазал тело рыбьим жиром, отдавал своих дочерей пришедшим кыпчакам и, опираясь на таких родственников, как Танакёк, основал каганат. Исторически подтверждено родство Танакёка из рода Ашидэ с сирами, то есть с кыпчаками. Вместе с родом Ашина, род Ашидэ был военно-политической опорой Тюркских каганатов. В 679 году не ашина, а именно род Ашидэ из кеянидов организовал восстание против китайской империи Тан и уничтожил их пятидесятилетнюю оккупацию. Казахский генеалогический миф – это не синий волк тюрков, а лунный и солнечный боги. Синий волк – это враг, который был впереди Огуз-хана, сделавшего казахов печальными. Из этого мифа мы понимаем, что древние арийцы по разным причинам стали зависимы от дикарей. Как сказано выше, Ашина – это смесь уйгуров и гунно-китайцев. Посмотрите на его лицо на сохранившемся памятнике Кюльтегина. Видно, что это представитель северных синидов из монголоидного типа синидов, то есть китайской ветви. Проще говоря, это китайский богдыхан. Говорят, что он похож на чукчу. А лицо Чингисхана на сохранившемся портрете называется «тюркизированным арийским типом». На мой взгляд, в какой-то период истории потомки Шунь Вэя, генеалогического предка огуз-ариев и гуннов, вступили в кровосмешение, и в честь своих предков, по китайской традиции, перед именем Шунь поставили букву «а», выражающую уважение, как сказал Гумилев, и таким образом сформировалось название рода ашун, ашина. До этого у всех тюрков не было царской династии, как у кыпчаков. В качестве доказательства этого приведем надписи на надгробии Кюльтегина: «idi ogsyz kook turuk anca olurur ermis». Этот текст В.В. Радлов перевел как «жили голубые турки, не имевшие правящих родов», а С.Е. Малов: «обитали устраивая голубых тюрков, которые были без господина и без родовых представителей». Отсюда мы понимаем, что каганы рода Ашина были теми, кто пил остатки от царей адай-кыпчаков. То есть, они брали с них пример. От них, кроме надгробий, ничего не осталось. А от Юэчжи-Кушанского царства осталось плод идеи Вара-Урума, о которой говорил Серикбол, – человек по имени казах. Поэтому мы считаем, что основным вариантом этнонима казах является кос сак, косак. Когда ученые говорят, что юэчжи – это тохары, а кушан – это куша, хушьян, то есть кыпчак, в китайских источниках, мы можем сказать, что первое царство казахов называлось адай-кыпчак. Серикбол Кондыбай говорил, что шовинисты не признают эту позицию. На мой взгляд, нынешняя власть также не будет заниматься этим исследованием. Потому что вокруг этой власти находятся те, кто получил научные звания в советское время, считая себя тюрками. Проблема юэчжи-кушан означает аннулирование их премий имени Кюльтегина, Государственных премий, званий академиков. В советское время они называли себя питекантропами, происходящими от какой-то чертовщины. Из казахских советских историков я признаю Айтыма Абдрахманова и Хисмета Базанұлы Табылдиева, ректора Атырауского института (моего учителя). Они говорили нам, что кияты и коныраты имеют общее происхождение еще в советское время. А другие относили кият-кыпчаков к современным монголам. Они создали научный совет и заставили так написать в Казахской Советской энциклопедии. Они преследовали ученых, которые выводили казахов от гуннов, усуней, тюрков, и лишили казахов духовной опоры истории, литературы и культуры. Одним из тех, кого преследовали, был наш брат Мухтар Ауэзов, который называл киятов кыпчаками.

Серикбол Кондыбай не зря приблизил таджиков к тазикам, токырам, тазам, то есть к адаям. На первый взгляд, таджики не имеют отношения к казахам. Не будем говорить о быте, культуре, цивилизации современных уйгуров, узбеков, таджиков, туркмен, относящихся к огузам, их музыкальные мотивы одинаковы и отличаются от казахских. Казахскую мелодию домбры мы слышим у кай-канглов в Стамбуле. Казахская мелодия – это те же печальные, скорбные мелодии Коркыта. Если мы один тюркский народ, то почему такая большая разница в музыкальных мотивах? Их мотивы иранские, то есть арийские. На мой взгляд, Огузы, вероятно, были потомками оседлых арийцев, чья культура была несколько выше, чем у кочевников. А канглы-кыпчаки – кочевые туранцы. Эти арийцы и туранцы много воевали друг с другом. История Огуз-хана, рассказанная Рашиденом, вероятно, происходит из этого времени. А адаи, мастера строительства мавзолеев, имеющие искусство, присущее оседлым народам, первоначально были в составе этих оседлых арийцев, а затем, по разным причинам, выступили против них и были изгнаны из их среды, как я думаю, судя по словам Рашидена. А что касается их музыкального искусства, мы видим, что их культура на несколько ступеней выше нынешних шымкентских шоу. Какой бы певец из адаев ни был, он предстает на сцене благочестивым и культурным. Корпус его домбры не треугольный, как у найманов, а овальный. Ладов больше, чем у найманов, что указывает на их сложность, гриф длиннее. Звучание другое. Лично я не сомневаюсь, что их происхождение не туранское, а арийское. Потому что у них нет тотема Тура, то есть Окиреша, Муйизди, Карабуки, как у туранцев. У них есть крылатый конь с полосами, как у тигра на спине, тотем Алшын, то есть алаатчин. Из генеалогических данных о том, что Алаш и Наурыз – братья, мы говорили, что название Алаш происходит со времен арийско-иранской эпохи. После изгнания Огуз-ханом эти арийцы поселились рядом с канглы-кыпчаками, стали им опорой и поддержкой со времен Юэчжи-Кушан, и в итоге привели в этот мир Чингисхана, установившего мировой порядок. Они показали, что они едины по крови и духу с кият-кыпчаками, и вывели себя из Елтая в своей генеалогии. То, что Елтай, согласно генеалогии, имеет предков из Старшего жуза и адаев, означает только то, что адаи прибыли на полуостров Мангышлак из Семиречья, то есть из тогдашнего Маголстана. Мугалы жили в этом Маголстане до XVII века. В найманской генеалогии говорится, что Елтай, будучи в ссоре с сыновьями Белгибая, ушел в Младший жуз. Исторический Елтай – это название рода, основавшего каганат кыпчаков, называемых в исторических источниках Ильтер – Сир (крупный рогатый скот). Сакавские китайцы писали Илиту. Сергей Кляшторный на основе китайских источников показывает Илиту-Ильтер. Этот род сейчас называется Елата-Елтай на казахский манер у теристаңбалы среди найманов, и носит титул нокта агасы, означающий царь, унаследовав символ уздечки царей династии Кай. Ильтер означает Елтер, то есть «собери свой народ и стань каганом». Этот каганат Сир-кыпчаков снова был разрушен уйгурами совместно с китайцами…

На Тамгалинских скалах и золотых монетах Юэчжи-Кушанского царства мы видим, что Тур, то есть великий бык, приводимый на жертвоприношение, был вождем народа. Во все времена обладатель грубой силы, великий богатырь, становился вождем народа. Вероятно, предки наши возводили на трон хана только того человека, который мог привязать и бросить медведя. Поэтому на изображениях на монетах вместе с царем изображены уздечка и бык. В руке царя – трехзубчатый символ, означающий лунного бога. То есть, этого человека называли Туром, то есть торе. Это название Тур не имеет никакого отношения к тюркам. На мой взгляд, тюрки – это те, кто жил на севере, носил меховые шапки, запрягал оленей, не мылся всю жизнь, поклонялся духам и узнал от нас о небесном божестве, мазал тело рыбьим жиром, отдавал своих дочерей пришедшим кыпчакам и, опираясь на таких родственников, как Танакёк, основал каганат. Исторически подтверждено родство Танакёка из рода Ашидэ с сирами, то есть с кыпчаками. Вместе с родом Ашина, род Ашидэ был военно-политической опорой Тюркских каганатов. В 679 году не ашина, а именно род Ашидэ из кеянидов организовал восстание против китайской империи Тан и уничтожил их пятидесятилетнюю оккупацию. Казахский генеалогический миф – это не синий волк тюрков, а лунный и солнечный боги. Синий волк – это враг, который был впереди Огуз-хана, сделавшего казахов печальными. Из этого мифа мы понимаем, что древние арийцы по разным причинам стали зависимы от дикарей. Как сказано выше, Ашина – это смесь уйгуров и гунно-китайцев. Посмотрите на его лицо на сохранившемся памятнике Кюльтегина. Видно, что это представитель северных синидов из монголоидного типа синидов, то есть китайской ветви. Проще говоря, это китайский богдыхан. Говорят, что он похож на чукчу. А лицо Чингисхана на сохранившемся портрете называется «тюркизированным арийским типом». На мой взгляд, в какой-то период истории потомки Шунь Вэя, генеалогического предка огуз-ариев и гуннов, вступили в кровосмешение, и в честь своих предков, по китайской традиции, перед именем Шунь поставили букву «а», выражающую уважение, как сказал Гумилев, и таким образом сформировалось название рода ашун, ашина. До этого у всех тюрков не было царской династии, как у кыпчаков. В качестве доказательства этого приведем надписи на надгробии Кюльтегина: «idi ogsyz kook turuk anca olurur ermis». Этот текст В.В. Радлов перевел как «жили голубые турки, не имевшие правящих родов», а С.Е. Малов: «обитали устраивая голубых тюрков, которые были без господина и без родовых представителей». Отсюда мы понимаем, что каганы рода Ашина были теми, кто пил остатки от царей адай-кыпчаков. То есть, они брали с них пример

Некоторые знатоки генеалогии предпочитают, чтобы мы не отклонялись от устоявшегося в народной памяти порядка составления родословных. Говорят, так завещали предки. На самом деле, данные родословных остались от идеологов династии Чингисхана как инструмент идеологии. А предки наши лишь оставили скрытые смыслы, указывающие на их реальное происхождение в этих родословных данных. Вот нам и нужно уметь распознавать эти скрытые смыслы. Названия канглы, каи, шара, кыят, кыпчак, конырат, упомянутые здесь, в древности обозначали единый массив. Известно, что сейчас существуют племена, сохранившие их названия. Когда мы говорим об «отцах казахов», мы имеем в виду не эти племена, а древний массив, субстрат казахского народа. Один знаток родословных, не понявший этого, из племени кара-китаев: «Сделать кыпчаков и адайцев отцами казахов», — высокомерно заявил, показав свой трайбализм. Глупый, который ищет уши, когда говорят о голове. Как говорится, «подозрительный прыгает», такие люди, будучи чужаками для казахов, создают среди нас провокации. Уже из самого его высказывания мы понимаем, что этот человек — «ползучая змея» из притчи арийцев. Он хочет подорвать единство казахов. Да, как сказал когда-то султан Бейбарс: «Враг среди нас».

Теперь обратим внимание на источник Чжао Хуна «Мэн-да бэй-лу», который уважаемый ученый Каржаубай Сарткожаулы считает авторитетным. Китайский разведчик Чжао Хун о монголах Чингисхана пишет: «Тайпы татар происходят от особого рода ша-то. Они делятся на три вида: белые, черные и дикие. Дикие очень невежественны, ничего не умеют делать. Все, что они умеют, это следовать за каждым и нападать. Нынешний император Чингис и его полководцы, министры и знать происходят из черных татар». Переводчик этого источника, китаист Н.Ц. Мункуев, пишет: «Ша-то – объединение западных тюрок, по некоторым данным, они пришли из Ферганы в VII веке». Есть и те, кто называет ша-то кереями, онгитами. Никто не говорит, что они предки нынешних монголов. Чжао Хун это хорошо знал и поэтому назвал их «особым родом». И, разделив татар, то есть кочевников, на три вида, он указал, что Чингисхан был из черных татар. Известно, что белые татары – это онгиты, а дикие татары – «лесные народы». Когда говорится, что все полководцы Чингисхана были черными татарами, то очевидно, что джалаиры, коныраты, кыяты, баяуты тоже были черными татарами. Очевидно и то, что Чингисхан происходил из одного из них. Из его родословной мы понимаем, что он был из рода кыят-борджигин. Следовательно, по устоявшемуся в науке понятию, он не мог быть ойратом-монголом. Очевидно, что Чингисхан не говорил на их языке. Также говорится, что его соплеменники пришли из Ферганы. Какие там ойраты-монголы? Нынешние монголы – это лишь те, кто сохранил прежнее название мунгал-магал. Например, французы взяли название германского племени франков. Но никто не называет их немцами. Подобно этому, нынешние тибетцы, тангуты, ойраты, сохранив название монголов, не называются кыят-кыпчаками, казахами. Как мы не называем германцев французами, так и никто не называет казахов монголами, потому что это название забыто.

Что касается мунгалов, то некоторые знатоки родословных говорят, что Мухаметкарим Кожырбайулы называл Чингисхана мунгалом. У русских есть такое выражение: «Для слабоумных поясняю еще раз». Как вы видите, мунгалов первым упомянул Рашид, написавший историю монголов. Затем – составитель родословных Абулгази. Затем из тех, кого мы знаем – Мурат Аджи. Затем – М. Кожырбайулы. То есть, ни Мурат Аджи, ни М. Кожырбайулы не выдумали этого мунгала сами. Здесь стоит отметить следующее: те, кто высмеивает имя Кожырбайулы, настолько мелки духовно, что считают, будто понятие «казах» появилось только во времена Жанибека и Керея. И, по причине своей непоправимой невежественности, они верят слухам о том, что предки нынешних монголов завоевали нас, то есть, кыят-кыпчаков, казахов.

Известно, что в настоящее время между Тлеуберды Абенаем и Каржаубаем Сарткожаулы возник спор относительно родословной Чингисхана. Однако оба они высказывают свое мнение только относительно того, что Чингисхан был монголом. Они совершенно не касаются вопроса о том, кем были монголы Чингисхана. А вот Рашид, написавший специальный труд о монголах, четко объяснил значение этого этнонима. Поэтому мы считаем пустыми разговорами то, что другие исследователи говорят о значении этого этнонима как «мынкыль», «мынкыль», «вечный народ», «манкыль», «мёнку». Более того, те, кто говорит такое, не стоят и ногтя Рашида и Абулгази бахадур хана, которые знали родословные досконально. Из вышесказанного можно ясно понять, что Чингисхан не принадлежал к монголоидной расе, относящейся к синоидной группе. Он был человеком с зелено-серыми глазами, светло-желтым лицом.

В «Тайной истории» предок Чингисхана Боданжар называется «Боданжар мынкаг». Здесь «мынкаг», по нашему мнению, означает «манка», то есть «с насморком». Доказательство этому мы находим в эпосе «Манас». Там хан Кокетай говорит: «Когда мои глаза закроются, не называйте найденного приемного Бокмурына щенком. Не попрекайте его сиротством. Скажу год – это мало, скажу два года – это много, он встанет на ноги и станет человеком. Тогда, посадив его на шелковый ковер, возведите на трон». Эти слова перекликаются со словами Кокетая в этом эпосе, как и слова Алан-ана из «Тайной истории»: «Придут дни, когда они станут ханами», сказанные о рожденных от приемного баяута-магала. Следовательно, устная версия «Тайной истории» бытовала с древних времен, и другие эпосы сделали из нее немало «краж». Поэтому слова Тлеуберды о том, что основной версией «Тайной истории» был казахский, то есть, кыят-кыпчакский язык, имеют под собой основание. А слова «пересекая море-океан» из «Тайной истории» напоминают нам историю евреев, перешедших море-океан из Египта из-за правильной треугольной пирамиды. Поэтому нет необходимости искать море в родословной. Это тоже была своего рода плагиат (кража).

Из основной версии истории Ергене-Кона мы понимаем, что Каян и Тогыз столкнулись с кара-китаями на Алтае. Когда я прочитал, что молодой историк Ерзат Меллатханулы считает произношение юэчжи как «нукуз» в связи с легендой о Ергене-Коне, я был удивлен и подумал, что это, наверное, его собственная мысль. Ю.Зуев называл юэчжи яти, оти, а Ныгмет Мынжан – иози. Наряду с этим, поскольку китайское «юэ» означает «луна», Ю.Зуев также писал: «Этот термин означает род Луны». Недавно директор «Центра исследований Центральной Азии» Института педагогики Или города Кульджа, доктор юридических наук Кунболат Сунгатулы, защитивший докторскую диссертацию по теме суда биев казахов, специально встретился с автором этой статьи для получения сведений о батырах Жантай батыре (керей-жадик) и Байтайлаке батыре (керей-шеруши). В ходе беседы я спросил его, хорошо знающего китайский язык, о произношении и чтении слова «юэчжи». Этот ученый также сказал, что юэчжи – это нукуз. Однако не Ерзат определил это, а Ахмет Чадыман, научный сотрудник Института истории Академии гуманитарных наук Синьцзяна, керей. Этот ученый, участвовавший в программе «Данные, касающиеся казахов в китайской историографии», знает чтение древних китайских иероглифов. Наряду с этим, он способствовал публикации книги китайских казахских историков об усунях. Говорят, что в конце этой книги, подаренной главе государства при его визите в Китай, также указано, что юэчжи – это нукуз. Конечно, это большое открытие. Можно сказать, переворот в истории монголов, для тех, кто поймет. Итак, если Рашидовский Нукуз – это юэчжи, а наш юэчжи – это тохар (Тогыз), а знак тохаров и знак Боданжара – свастика, то становится понятным утверждение русских ученых: «Тохары не исчезли, они вышли на историческую арену в XIII веке под названием монголы». (Русская Правда). А из истории мы видим, что юэчжи-нукузы были изгнаны из региона Тарим в Фергану в 176-160 годах до нашей эры. По моему мнению, история Ергене-Кона – это история Юечжи-Кушан, то есть, адай-кыпчаков, о которых мы говорим.

Упомянутый выше доктор Кунболат Сунгатулы, будучи директором «Центра исследований Центральной Азии», обратил внимание на мои исследования, касающиеся Ферганской долины, и предложил продолжить исследования совместно в возглавляемом им центре. Известно, что такие исследования могут проводить только те, кто хорошо знает китайский язык, потому что мы можем узнать истинное происхождение монголов, кыятов только из китайских источников. Например, в китайском источнике «Бань-Гу» кыяты обозначены как «ху-цзе», и говорится, что они находились «на западе». Было сказано, что «запад» в китайских источниках – это Даюань, то есть Фергана. Известный японский ученый Сиратори, утверждавший, что канглы – это предки казахов, на основе китайских источников назвал юэчжи «жителями внутри крепости из самана». А Ю.Зуев, хорошо знавший китайский язык, но считавший Ергене-Кон на Алтае, не понял, почему Сиратори говорил о «самане». По моему мнению, Сиратори, сумевший указать на истинное происхождение казахов, понял крепость Вара-Кангха. Как вы сами заметили, даже мудрецы, знавшие китайский язык, не понимали друг друга в своих исследованиях. Поэтому, чтобы глубоко изучить вопрос юэчжи-кушан, по совету Кунболата, мы оперативно перевели важные части исследований на русский язык и отправили в «Центр исследований Центральной Азии». Потому что в Китае исторические материалы переводят на свой язык только с русского. От этого же ученого, хорошо знающего китайский язык, я узнал, что слово «юэ» в термине «юэчжи» означает не полную луну, а месяц, то есть, по-нашему, мусульманский месяц. Он сказал, что не знает значения слова «чжи» после слова «юэ». Ю.Зуев же писал, что одна из ранних транскрипций слова «юэчжи» была «нючжи», и это слово означает «потомок Косая». То есть, в главе «Юечжи» он писал: «нючжи — род двурогой (рождающейся) луны, месяца». А китайцы, как известно, говорят на диалектах, которые не понимают друг друга. Поэтому, конечно, китайские ученые, хорошо знающие китайский язык и понимающие древние иероглифы, смогут ответить на наши конкретные вопросы, касающиеся названий магол, мугал, мунгал, аугал, нукуз, кыят. Самое главное, здесь есть новый поворот в этой истории. Мы, как и Ю.Зуев, Серикбол Кондыбай, можем узнать историю царства Юечжи-Кушан в первую очередь только из китайских источников. Не исключено, что юэчжи-нукузы были быками, судя по словам Ю.Зуева. А связь туранцев с быком с Ферганской долиной очевидна.

Кайрат Зарыпхан,
Исследователь родословных.
Национальный портал
Использованная литература: 1. Серикбол Кондыбай «Аргыказахская мифология». 2. С.Кляшторный. «Казахстан. Тысячелетняя летопись». 3. Ю.Зуев. «Древние тюрки». 4. «Авеста». 5. «Тайная история». 6. Родословные данные из личного архива К.Зарыпхана. 7. Священный Коран.

Previous Post

В Актобе имамы и последователи деструктивных течений сыграли в боулинг

Next Post

Мастер искусств встретился с жителями Семиречья

Next Post

Мастер искусств встретился с жителями Семиречья

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.