ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Значение и смысл имени Чингис-хана

Значение и смысл имени Чингис-хана

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
18 сентября, 2017
in В мире
0

Восточная часть хребта Сарыарка называется Чингизтау, а самая высокая точка — пик Муңал. Горы простираются с северо-запада на юго-восток. Находятся на территории Абайского и Аягозского районов Восточно-Казахстанской области. Казахские летописи гласят, что название горы дано в честь великого Чингисхана. В 1206 году двенадцать казахских биев подняли Темир-хана на белую кошму на вершине Казтау, изменили имена Темира, его титула и горы: Темира — на Чингис, титул хана — на Каган, а название горы — на Чингизтау. Самую высокую вершину этой горы назвали пиком Муңал в честь предков Чингисхана. Какие еще доказательства нужны, что Чингисхан имел казахские корни.

До сих пор языковеды и историки всего мира не могут прийти к единому мнению о значении имени «Чингис» хан. Историки описывают происхождение имени Чингисхана следующим образом:

1. «Мне (Кёкечи) было знамение от Бога. Иди к Темучину, скажи народу: «С этого дня не называйте Темучина, называйте его Чингиз, ибо я отдал царство земное Чингизу, его детям и потомкам». «Чин» означает великий и крепкий, «гыз» — его множественное число» (Абылгази «Древо тюрков», написано в 1662-1663 гг.).

Аргумент: У казахов издревле существует традиция давать имена великих личностей высоким горам. Слова «великий», «величественный» используются как синонимы. Например, великая личность (величественная), высокая личность, Улы-тау, высокая гора. Что касается слова «крепкий», то правильно понимать это как указание на то, что гора состоит из камня, а камень твердый. Например: твердый как камень, тверже камня (Тастемир). Здесь есть еще одна причина, которую историки-ученые часто не учитывают. Это то, что великим личностям, помимо имен, данных им родителями при рождении, даются также прозвища (похвальные). Именно так наш предок Темир получил имя Чингис каган. Алаш — Ас, Алшын; Алшыну — Көкбөрі; Алып ер Тобыш — Арыстан; Кожа Ахмет Яссауи — Казирети Султан; Бумын каган — Ел хан; Мухаммед хан — Орыс хан; Бейбарс атамыз — Ал (Алшын) Захир; Абильмансур — Абылай, Ерасыл — Кабанбай, Ибрагим — Абай. Что касается второго слога «гыз», то звуки «ы» и «і» относятся к одной группе. В этом случае Чингиз означает «след Чинга (истины (правды))». Это вполне соответствует понятию «множественное число». Например: ыза болу (усиление, предел гнева), ызғырық (усиление ветра), ызғындай болу (умножение) и т.д.

2. «Все почтили его как Чингиз (Чингис), ибо это слово на туранском языке означало Царь царей» (Хондемир Гияс-ад-дин (1475-1536) «История монголов», СПб, 1834, стр. 18).

Аргумент: В словарном запасе наших предков одно понятие может иметь несколько названий. Например, лесистая местность, густой лес, лес, роща. Это тоже из этой серии.

3. «Чингисхан будет царем царей. Так назвал его монгольский язык и Небо Кокжут. Все великие приняли это значение» (Кадыргали Жалайыр («Сборник летописей»), 1602 г.).

Аргумент: Очень верный вывод. Темиру, как хану ханов, был присвоен титул Каган (старший из всех ханов), и соответственно, похвальное (прозвищное) имя Чингис.

4. «Говорят, что он родился, когда привели Темучина из татар на пир Шашу, и поэтому его завернули в железную колыбель и назвали Темучин. Через семь дней после рождения Чингис кагана, внутри островного моря, черная птица кружила над черным камнем по направлению солнца и кричала три дня…

«Эта черная птица села на потолок,

Кричала: «Чингис, Чингис!»

Из-за голоса этой птицы,

Его назвали Чингис каганом» («Алтан Тобыш», стр. 47).

Аргумент: Исторические данные гласят, что имя Чингис было присвоено Темирчи на Курултае в 1206 году. Мы видим здесь тайный источник информации для тех, кто знает язык казахских родовых летописей. Например:

«Говорят, что он родился, когда привели Темучина из татар, и в его честь дали это имя». Следовательно, они оба имеют одно происхождение. Иначе такой почет не был бы оказан. Из этого мы видим, что татары и монголы, даже враждуя, являются одним народом. Автор, вероятно, хотел сказать именно это. Теперь добавьте к этому, что корень слова «Татар» — «Ат, Ата».

«Завернуть в железную колыбель» — означает, что казахи рода Алшын первыми изобрели железо и «мяли его как тесто».

«Внутри островного моря» — в древности тюрки называли остров «Ада». Название острова «Ада» до сих пор существует на мысе Казах в Мангыстау. А дно моря означает «Ук», то есть имя нашего праотца Ноя.

«Черная птица внутри островного моря» — все черные на земле имеют свое начало из Тупкарагана (Карагантюбе, Карагантюбек) в Мангыстау, то есть из места происхождения черных. А что касается «птицы», то здесь до сих пор существует «кладбище Кусшы». Следовательно, это и означает «черная птица».

«Черная птица кружила над черным камнем по направлению солнца и кричала три дня…» — ясно указывается на связь происхождения имени Чингис с Ман Адайцами в Мангыстау. Потому что Черный камень — это Каратау, направление солнца — Восток, а три дня можно сопоставить с тремя оборотами Адайцев вокруг Саурана.

5. «Несмотря на то, что значение слова «Чингис» вызывало споры среди ученых и породило различные гипотезы, окончательного вывода не было найдено. По нашему мнению: слово «Чингис» изначально состоит из двух слов — «чин» и «гыз» (сила). Здесь «чин» — самая высокая точка горы» (К. Салғарин «Великий каганат», стр. 382).

Аргумент: Мы полностью согласны с выводом о «чинге». А то, что «гыз» означает силу, можно принять лишь как альтернативное значение. К тому же, это не «гыз», а «гыс», присоединенное к имени Чингис.

В казахской системе словообразования по звуко-буквенному порядку это слово также находит свое продолжение в «Г», «Ғ», «К» и «Қ», становясь полным.

6. «Весной 1206 года у истоков реки Онон был созван Великий курултай ханов и нойонов со всех уголков Монголии, а также новых и прежних сторонников Чингисхана. Над собравшимися развевался девятихвостый белый флаг духа-покровителя монгольских войск. Одним из первых своих решений курултай объявил Темуджина — Чингиса правителем Монголии, присвоил ему титул хан Чингис, или «сделал его императором», — говорится в китайском переводе «Драгоценных слов» (И. Есенберлин).

Аргумент: Здесь утверждается, что само слово «Чингис» означает император (великий правитель). Это как «незнающий выпьет яд». Однако, это вполне можно принять как альтернативное значение.

«Над собравшимися развевался девятихвостый белый флаг духа-покровителя монгольских войск» — здесь мы также ясно видим казахское происхождение Чингисхана. Белый флаг каганата Чингисхана и его девять кистей означают, что Белый — это истина и старшинство, а число девять — это числовое название рода Тобыш, родственного монголам. Это указывает на то, что они несли флаг с именами своих старших братьев.

А оказываем ли мы такое уважение нашим старшим братьям?

7. «Чин» — на казахском языке вершина горы, вершина; «гыз» — на древнетюркском языке (в современном казахском языке сохранилось в форме «қияс») свет, луч. Следовательно, это имя означает «великий, сияющий хан» (стр. 13). («Толковый словарь казахского языка»: 1. Кияс — Кигаш, киыс. 2. Кривой, неправильный, однобокий. 3. Перен. Упрямый, своенравный, непокорный» (К. Данияров «Альтернативная история Казахстана». Алматы: «Дайк-Пресс», 2008, стр. 505).

Аргумент: «Свет, луч» — вполне можно принять как альтернативный образ. Однако, я предлагаю другую трактовку происхождения слова «Кияс». Потому что корень слова «Кияс» — «Ки, Кия» — берет начало от рода Киян (множественное число Кият), происходящего от Мунала Каз Адая. Корень Киян и Кият — Кия. Именно поэтому самая глубокая впадина в Мангыстау называется Каракия. Если проследить дальше по корню слова, то корень Кия — «Ия». Ия — это второе звено в «Ия Азия». А кто и как может оспорить, что «Аз» в первом звене является корнем слов Каз и Казах. Вот как говорят корни слов, и они никогда не ошибаются.

Урок истории: Корень слова (свой корень, свой Отец) никогда не ошибается. Ошибаются только сознание людей, то есть их уровень знаний и разум.

8. «Великий хан, потрясший мир, сначала назвал себя правителем Востока — Восточным ханом. Слово «Восточный хан» постепенно превратилось в привычное нам «Чингисхан» (К. Закирьянов «Тюркская биография Чингисхана», стр. 268).

Аргумент: С утверждением «сначала назвал себя правителем Востока — Восточным ханом» совершенно нельзя согласиться. Это прозвищное (похвальное) имя «Чингис» было дано народом. В древности прозвищные имена великим личностям давались только так. Позже еврейско-большевики, свергнувшие российское царство, сами выбирали прозвищные имена, уничтожив смысл этого хорошего казахского правила и вывели его из употребления.

До курултая 1206 года Чингисхан не покорил ни маньчжуров, ни корейцев на востоке. Однако, стоит остановиться на том, что Восток и Чингис являются синонимами. Потому что, если бы не было востока, не было бы и юга и запада.

9. «О слове «Чингис» в книге «Тауарих хамса», изданной в Казани на чагатайском языке в 1910 году, говорится: «Темучина, исходя из военной науки, назвали на персидском «Джинг анкиз» (завоеватель мира) — джинггыз — Чингис». Это толкование может быть верным» («Тайная история монголов», перевод М. Султаняева, стр. 63).

Аргумент: В этом случае получается, что все казахские роды, собравшиеся на курултае 1206 года, поголовно говорили по-персидски!? По моему, такое заключение делать, не говоря уже о том, чтобы писать, даже думать — это невежество. Потому что все около 40 родов-племен, возведших Чингиса в ханы, и по сей день входят в состав казахского народа.

10. «Доктор филологических наук Монголии Д. Церинсодным, переведший эту летопись («Тауарих Хамса») и давший пояснение слову «Чингис», написал: «Это толкование может быть верным».

Аргумент: Получается «сват для моей тети». Следовательно, это означает, что нынешняя Монголия не имеет родственной связи с нашим предком Чингисханом.

11. «На курултае его возвели на престол и присвоили великий титул «Чингисхан». Этот титул утвердил Кёкёчи… Его имя было Тёбе-Тенгри. «Чин» означает сильный, крепкий, а «Чингис» — это множественное число от слова гурхан, которое было титулом великих правителей Кара-Китай, другими словами, великий и сильный правитель» (Рашид-ад-дин).

Аргумент: Говорится: «На курултае его возвели на престол и присвоили великий титул «Чингисхан». Правильнее будет сказать: «На курултае народ избрал Темира ханом и возвел его в ханы». Это произошло изначально в Монгольской степи (нынешняя Монголия). А там ему во второй раз был присвоен высший титул Каган (старший из всех ханов), и он получил прозвищное имя Чингис на земле Казтау в сердце Сарыарки, на нынешней казахской земле. Там же название Казтау было изменено на Чингизтау. Кроме того, самая высокая вершина Чингизтау называется «пик Муңал». Мы говорили об этом в начале нашего рассказа.

«Этот титул утвердил Кёкёчи… Его имя было Тёбе-Тенгри» — из этого мы видим, что те, кто возвел Чингиса в ханы (каганы), были последователями тенгрианства. Разве пожилые люди до сих пор не используют одновременно «О, Боже мой!» и «О, мой Бог!»?

««Чин» означает — сильный, крепкий» — это можно принять только как альтернативное значение. Прямое значение «Чинга» не такое. Мы остановимся на этом позже.

«А «Чингис» — это множественное число от слова гурхан, которое было титулом великих правителей Кара-Китай, другими словами, великий и сильный правитель» — с утверждением «великий и сильный правитель» можно полностью согласиться.

12. По данным китайца Чжао Хуна, «Чингис» — это «Тянцы» — небесное благословение или «благословленный небом», а «император Чингис» — правитель, основатель государства. Возведение Темуджина в ханы и присвоение ему титула «Чингис» было осуществлено под руководством шамана Кёкёчи в соответствии с шаманскими обрядами. В связи с этим титул «Чингис» иногда толкуется как имя одного из тенгри — древнетюркского-монгольского духа (стр. 19).

Аргумент: Из этой информации мы видим связь имени «Чингис» с тенгрианством. Наличие горы Чин в предгорьях Мангыстау (на Устюрте, в Верхней земле) должно подтверждать истинность этого слова. Иначе, разве не пел бы Кашаган жырау: «Чингис, как Чин, прошел и Чин». («Жыр-дария», стр. 138).

13. Известный монголовед Д. Банзаров находил в монгольских письменных источниках воспоминания о существовании духа-тенгри Чингиса.

Аргумент: Ни один народ не запоминает ложные воспоминания.

14. «Очень трудно дать толкование значению титула «Чингис», которым владел Темуджин. Можно предположить, что Темуджин получил этот титул в честь имени яркого духа, которому поклонялись монгольские шаманы того времени. Кроме того, многие считают, что сам Темуджин был избран небом, и сам он, вероятно, много размышлял о вмешательстве «Вечного неба» в его судьбу. По современным представлениям, существует мнение, что слово «Чингис» произошло от тюркского слова «тенгис» — «море», океан, а слово «Чингисхан» означает «владыка моря, земли и воды» (Академик Б.Я. Владимирцов «Чингисхан — потрясатель мира», стр. 55-56).

Аргумент: Говорится: «Очень трудно дать толкование значению титула «Чингис». Конечно, для других трудно. А для казахского народа, породившего такую великую личность, как Чингисхан, и держащего очаг этого каганата, в этом нет никакой трудности. Мой анализ будет неопровержимым доказательством всего сказанного.

Несмотря на то, что он академик, его знаний не хватило, чтобы различить чин (вершину) и море.

15. «Значение слова «Чингиз» (Чингис, Хингис) до сих пор не установлено. По мнению востоковедов, это тюрко-монгольское слово, означающее море, океан, «хан — океан», «владыка мира», «мировой хан» (историк-ученый, профессор Турсын Султанов «Поднятые на белой кошме, Ханы казахских степей», Астана — 2006, стр. 12).

Аргумент: Это тоже как «сват для моей тети». Повторяют то, что говорят иностранные историки. Их сознание, то есть ум и знания, не позволили им исследовать историю своей родной земли и сделать выводы.

Следовательно, в нашей ситуации необходима кардинальная реформа в области языкознания и истории Казахстана. Мы советуем тем, кто не уважает казахов как нацию и государство, кто не владеет государственным языком и принимает все, что говорят иностранцы, как истину, добровольно отказаться от своих взглядов на эту область. Потому что никто, кроме вас самих, не сможет написать вашу истинную биографию. Это тоже из этой серии. Никто, кроме них самих, не сможет написать истинную историю казахов.

16. «В 1189 году вожди племен присвоили ему титул «Чингис» и избрали ханом. «Чингис» — означает «море, океан». Таким образом, «Чингисхан» означает владельца обширной территории, подобной морю» (История Казахстана, том 1, стр. 296).

Аргумент: «Сват для моей тети». Повторяют то, что говорят иностранные историки. Их сознание, то есть ум и знания, не позволили им исследовать историю своей родной земли и сделать выводы.

Следовательно, в нашей ситуации необходима кардинальная реформа в области языкознания и истории Казахстана. Мы советуем тем, кто не уважает казахов как нацию и государство, кто не владеет государственным языком и принимает все, что говорят иностранцы, как истину, добровольно отказаться от своих взглядов на эту область. Потому что никто, кроме вас самих, не сможет написать вашу истинную биографию. Это тоже из этой серии. Никто, кроме них самих, не сможет написать истинную историю казахов.

17. На государственной печати Чингис кагана 1206 года были выгравированы следующие слова: «На небе — Бог, на земле — каган. Печать владыки мира» (Эренжан Кара-Даван, Чиргис – хаан как полководец и его наследие. А-А, 1991, стр. 19).

Аргумент: Слова самого Чингис кагана. Вот истинные слова казахов. Кратко и ясно. Все уместилось в одно слово. Нет слов, кроме благодарности Кара-Давану за то, что он передал нам это слово.

Хорошо. На этом я закончу. Иначе, как говорится, «если попадет в тополь, если не попадет в ветку», можно продолжать выдвигать предположения.

Как вы сами видите, русскоязычная языковая и историческая наука, зависимая от власти Казахстана, дошла до того, что не может различить «чин (самую высокую вершину горы)» и «море (воду)».

Правда в том, что корень слова «Чингис» — слово «Чин» означает «самая высокая вершина горы, то есть величайшая высота». Например, я поднялся на самую высокую вершину горы.

«Проносится сквозь пески.
За песками была вершина.
Приближается к вершине.
Поднялся на вершину…
Идет вдоль вершины.
…Высокие горы и вершины.
…Вершины Карамая». («Сорок богатырей Крыма», стр. 27).

«Поэт Шайтым Мунайтпасулы — один из известных поэтов, обитавших на возвышенности на берегу Аральского моря на Устюрте, называемой Чин» (Бейнеу (историко-познавательные рассказы), Алматы-2003, стр. 42).

«Чин» — наивысшая высота, родившаяся в одном из уголков Казахской степи — Мангыстау. Его топонимическим подтверждением является то, что самая высокая точка Устюрта на берегу Аральского моря называется «Чин».

Во всех древних письменных источниках, и в священном Коране, местом, где Великий Творец — Алла является людям, называется гора Синай. Корень слова Син (Сын). У казахов от этого корня происходят понятия Сын, Сынды, Сынай, Синтас, Сингырлау, Шын, Шындык (Истина), Чың, Чыңғырау, Чыңдау, шыңдалу, шыңдаушы (железо). Все они имеют корень Сын, Шын, Чың. Все это синонимы. Древняя казахская письменность «Сына» осталась от них. Местом их первого проживания был край Мангыстау, то есть Устюрт (Верхняя земля). Там сейчас на подъеме из Мангыстауской впадины на Устюрт находятся перевал Сынды, гора Сынды и одноименный колодец. Одна из высоких точек этого края, как уже упоминалось выше, до сих пор называется «Чин». Вот происхождение названия Алшын. Это место, где жители аула с верблюдами у горы Сынды впервые познали Великого Творца Алла. Там до сих пор существует название горы Каратүйе — Ман ата.

«Когда Чингисхан был ханом татар Аль-Темирджи, он владел странами Востока и Севера» (Эннувейри (1279-1333 гг.), арабский историк). Из этого источника мы ясно видим, что «Ал» — это корень слова, указывающий на казахское происхождение Чингисхана — Алшын, а имя — Темирчи.

Все переведенные летописи, связанные с Чингисханом, сообщают, что имя, данное ему родителями при рождении, было Темуджин (Темучин, Темуджин, Темуджин, Төмүчин и т.д.):

В «Тайной истории»: «Тогда Есугей батыр, завоевав татар во главе с Темуджин-Уке, Коры-Бука… родился Чингис каган… Когда привели татарина Темуджин-Уке, он родился, и поэтому его назвали Темуджин (стр. 77)».

Точно так же изложено в «Джами ат-Таварих» Рашид ад-Дина (том I, книга 2, стр. 75).

В книге «Алтын топшы», написанной Лубсаном Данзаном в 1628 году, говорится: «Когда привели Темучина из татар на пир Шашу, он родился, и поэтому его завернули в железную колыбель и назвали Темучин. стр. 47).

Аргумент: Можно легко доказать, что имя, данное Чингисхану при рождении, не Темуджин (Темучин, Темуджин, Темуджин, Төмүчин). Потому что такого имени нет ни у тунгусо-маньчжуров, называющих себя сейчас «монголами», ни у тюрков. А у казахов полно имен, связанных с металлом железо, таких как Темир, Темирхан, Темирби, Темиржан, Темиртас, Темирбек, Темиргали, Темирлан, Озтемир, Шынтемир, Бектемир, Тастемир.

То, что имя Чингисхана, данное при рождении, связано с железом, ясно указано в трудах мусульманских историков. Они пишут, что предки Чингисхана, потерпев поражение от врагов, два человека — Киян (Кият) и Нукиз (Нокис) — повели свой немногочисленный народ и около 450 лет жили в долине Ергенкон у Алтайских гор, а затем, когда народ не смог поместиться в долине, они построили плавильную печь в месте, богатом железной рудой, и пробили дорогу через горы. Абылгази бахадур хан, написавший в 1663 году «Древо тюрков», потомок старшего сына Чингисхана, наследника престола Джучи хана, описывает это так: «…искали дорогу, выходящую из горы, но не нашли. Среди них был один кузнец, который сказал: «В таком-то месте есть железная руда, если ее расплавить, будет дорога». Они пошли, осмотрели место и одобрили слова кузнеца. Они собрали дрова и уголь для этого народа. Наложили дерево и уголь на железную руду горы, сделали печь из семидесяти шкур и построили ее в семидесяти местах. Все вместе нажали на печь. По воле Бога, когда огонь разгорелся сильно, гора стала плавиться как железо… День, когда они вышли, стал праздником, превратившись в монгольскую традицию. В этот день они бросали кусок железа в огонь, и когда он раскалялся, брали его щипцами, клали на наковальню, и сначала хан, а затем беки били его молотом. Этот день почитался как день выхода из тесной темницы и возвращения на родину отцов (стр. 29)».

То, что алшины «мяли железо как тесто», говорится во всех древних летописях-дастанах. В казахской летописи пиром (учителем) кузнецов считается великий царь Соломон, отец которого — знаменитый «Ер Дауіт». Никто не оспаривает тот факт, что и Коркыт ата, и Чингисхан происходят из рода Киян (Кият). Об этом ясно написано как в устной, так и в письменной форме.

А что касается второго слога «гыз», то от него не образуются новые слова. Только при замене «Ғ» из группы «Г,Ғ,К,Қ» на «Қ» из этого слова образуется новое слово «Қыс». В связи с этим, согласно казахскому правилу словообразования, звуки «ғ» и «қ» используются взаимозаменяемо в зависимости от гармонии слов. Например, Мангыстау — Манкыстау, Шынғыстау — Шыңғыстау. Из этих словосочетаний мы видим, что Мангыстау и Шыңғыстау являются синонимами.

Корень слова «Қыс» (зима) — «Ыс». Соответственно, понятия «Қыс» и «ыссы» (горячий) также имеют этот корень. Это вершина всего — жаркого и холодного периода погоды. От долгого горения огня остается «ыс». Например, в дымоходе очага.

Ыссы (горячий) — горячие объятия матери. Тепло и жар солнца, милость Аллаха, то есть вершина всего сущего.

У казахов есть выражение «пысы басты», происходящее от этого корня «ыс». Вот это одно слово может рассказать нам всю мировую историю без искажений.

Давайте проанализируем, как говорят слова «Ал» — как первый слог в 30-буквенном казахском алфавите и число «Алпыс»:

Ал (Первый, Изначальный, Передний);

Алғи (название рода, древний клич Адай, в древних летописях-дастанах встречается как земля Алғи, гора Алғи, степь Алғи и т.д., род Алғи в настоящее время входит в состав рода Конырат Среднего жуза);

Алаша (род, один из двенадцати сыновей Ата Байулы, происходящих от Алшына);

Алаш (Казах и Алаш — синонимы. Алаш — сын казаха. Алаш — клич казахов (для выкрика клича должен быть народ, который выкрикивает его). Народ Алаш);

Алты Алаш (Шестое поколение Адама Ата, рожденное от роста и размножения Алаша;

Балықшы (родовое название в летописи Алты Алаш, шестое поколение Адай);

Алшын (Истинный Алаш (Шын Алаш), истина Алаша, познавшего Алла, вершина происхождения Алаша (казахов));

Алты — число Алты — числовое название Алаша (Балықшы);

Алпыс — числовое название Балықшы, умноженное на десять (Мұңал-Монгол).

Вот почему все происходит от одного корня «Ал». Слово «Алпыс» происходит от корней «ыс» и «пыс», и так появилось понятие «пысы басты».

Это полное значение двух слогов — «Шын (Истина)» и «Ғыс (Қыс)» — в составе прозвищного (похвального) имени нашего предка. Это означает, что Чингис каган является прямым потомком Алшын-Көкбёри, то есть казахского народа, и местом происхождения этих понятий является Мангыстау, а Чингизтау — его продолжение.

Тау (гора) — буква «Т» в любом месте слова означает полное, совершенное Отец, а «Ау — Мать Воздуха» означает. Есть ли для человека что-то ближе Матери, что родила и воспитала его в этом светлом мире, оберегая от бед? Поэтому, чтобы выразить величайшее уважение к Матери, все каменные возвышенности на земле были названы общим названием — Тау. А каждой из этих гор, то есть тем, кто оправдал белое молоко Отца и Матери, было присвоено название горы. Именно поэтому гора Чингизтау была названа в честь Чингисхана. Так были названы все горы на земле.

А что касается Кагана, то Каган — это тоже чисто казахское слово — корень слова Аға, далее состоит из объединенных слов Қа (Казах, Қара (Белый и Черный), Ағ (Белый, истина), Аға и Ан (Мать).

Қаған (Қ-аға-н) — старший из всех ханов, величайший хан, правивший миром. То, что корень слова Аға находится в самом центре слова Хан, означает только это. У казахов есть и другие слова, образованные подобным образом. Например, С-аға-қ (Сақ аға, «Разве вода не течет из саға, разве слово не начинается с аға»), С-ада-қ (Сақ ата, автор знаменитого казахского оружия Садақ), С-ене-к (Мать саков), С-аба-қ (Отец саков), С-ана-к (Мать саков), Қ-аға-з (Қаз аға), Қабар (Қ-аба-р) — мать Кар (Белого), так как Кар и Ак — синонимы, К-өлең-ке (отец песни. «Песня — царь слов» (Абай). Песня вечна со словом, тень вечна с человеком), Қ-алма-қ (Яблоко разделило весь мир пополам и изгнало Адама Ата и Ауа Ана из рая. В этом секрет того, что все враги казахов в летописях-дастанах обобщенно называются «калмак»).

Название Каган берет свое начало от предка Канга (долина, поселение, древний могильник, крепость) на полуострове Тупкараган в Мангыстау. Древнее название Канга баба — Хан аға. Это место, где было основано первое ханство на всей земле. В казахском словообразовании при образовании одного слова из двух слов, в зависимости от гармонии звуков, первый звук второго слова или последний звук первого слова выпадает и соединяется. Например, Би Адай — Бидай, Ку Адай аке — Кудайке, Верхняя земля — Устюрт, земля нашего предка — Атажұрт, Сары аға — Сарға, Торы айғыр — Торайғыр, Торы ат — Торат (Тора), Ман аке — Меке, Балықшы Сақ Ғұн — Баласағұн, Сақ аға — Саға, Сақ Ана — Сана, Қазық жұрт — Қазығұрт, Ар апа — Арап, Қаз бір (Қаз пір) — Қазір, Сегодняшний день — Бүгін, Ок пен қыз — Оғыз, Ада (Ата) мен Ай — Адай, Ин (дом) в углу — Төркін, Қожа Ахмет — Қожахмет, От Ман (Отпан) — Отан, Қыз Ман — Қызан, Жеті ру — Жетру, Барын ауыл — Барнаул, Жары бұлақ — Жарбұлақ, Жары кент — Жаркент, Жары тас — Жартас, Жары құм — Жарқұм, Зимний аул манов — Манқыстау и т.д. Следовательно, если Хан — это старший брат народа, то Каган — это старший брат всех ханов вместе с народом. В этом секрет того, что казахский народ верит своим ханам и каганам как Богу и беспрекословно выполняет их приказы, и стоит перед ними, сложив руки на груди и поклонившись, называя их «Хан аға». Настолько они уважали своих ханов и каганов, что место, где они сидели, называли троном, золотым троном, а головные уборы называли «такия» и носили на голове. А они, в свою очередь, носили на голове имя своего праведного предка (казаха) и имя своей Матери, называя свою бабушку Таж. Древнее правило, оставленное предками казахов, гласит, что младшие братья не выступают против старших, не смотрят им в лицо и не нападают на них. У казахов есть величайшее и особо почитаемое понятие — Аллатағала. Это слово состоит из трех объединенных слов — Алла, Ата и Аға — и слово Ал (первый, передний) повторяется в составе этого слова четыре раза, охватывая все три понятия. Поэтому их называли Қас би (Каспий), Бас би, Тау би, Шынби, Көпби. Ни одна страна на всей земле не достигла такой культуры словообразования со времен Адама Ата.

Имя, данное родителями Чингисхана при рождении, — Темир. Мы можем ясно увидеть это из того, что многие его потомки носили это имя. Например, (по «Сборнику летописей» Кадыргали Жалайыра) из потомков Чингисхана: тринадцатый сын старшего сына Джучи — Токай Темир, а его сын Бай Темир — внук Кен Темир; имена внуков и правнуков от других сыновей Джучи — Менгке Темир, Инжил Темир, Токтемир, Илак Темир, Бектемир, Тулектемир, Токта Темир, Кутлык Темир, Темирбай; А среди потомков второго сына Чингиса, Чагатая, есть Темир, Бука Темир, Орик Темир, Абил Темир, Кабыл Темир, Жулдыз Темир, Белге Темир, Иса Темир, Бек Темир, Кутты Темир, Айык Темир, Токатемир, Шегин Темир. Среди потомков Угэдэя и Толуя также много носителей имени Темир.

«Темучин» — означает качественное железо и сталь. Таким образом, настоящее имя Чингисхана не Темучин, а Темир» (Иоакинф-Бичурин).

«По словам Рашид-ад-Дина, монголы добавляют к слову «чин» (истинность) для определения рода мужчины. Если убрать это окончание, его имя будет Темир-железо» (М. Тынышбаев. «История казахского народа», стр. 112). Действительно, если убрать «чин» из имен Темирчин, Шынтемир, Шынболат, получится как сказано. И мы ясно видим, что эти имена связаны с названием Алшын.

Среди потомков Чингисхана, точнее, у сына второго сына Угэдэя — Кутана, сын по имени Шынтемир, а среди внуков шестого сына Кадана также есть носители имен Шынтемир, Шынболат. Таких имен у казахов в изобилии.

А те, кого называют Темучин (Темирчин), Темирчи, тоже не очень далеки от истины. И Темирчин, и Чингис связаны с металлом железо. Только первый, Темирчин — это «закаляющий железо, кузнец», а второе имя, Чингис, также означает «чин, закаленный» в языковом запасе кузнецов.

У казахов суффиксы «шы», «ші» означают профессиональную специальность. Например, малшы (человек, пасущий скот), жылқышы (человек, пасущий лошадей), койшы, жаушы, шолғыншы, сауыншы, қымызшы, аспазшы, түйеші, егінші, шөпші, жүргізуші, темірші (кузнец), етікші и т.д.

«Төмөр — железо, Төмөрч (ин) — кузнец» («Монгольско-казахский словарь»).

А буква «Н» в любом месте слова означает имя нашего праотца Ноя и означает сына, потомка. Например, Сарин, Алтынсарин, Нуралин, Нуртазин, Майлин, Карин, Мамин и т.д.

Что касается происхождения слова Чингис, то это понятие состоит из двух объединенных слов — Чин (Истина) и Кыс (гыс). Здесь два корня — «ың (ын)» и «ыс (іс)». Чин — самая высокая точка горы (вершина). Шын — самая истинная, правдивая часть слова.

А Кыс (Ғыс) — это означает, что он вышел из зимних стойбищ манов.

Слово «Чингис» не имеет никакого отношения к современному монгольскому языку. Потому что первое звено «Чин» в слове «Чингис» означает «закаленный», то есть закалку железа. Это также соответствует словам Рашид-ад-Дина: «Шын означает сильный, крепкий», и Абылгази: «Чин означает великий и крепкий». А в современном монгольском языке такого слова нет. На этом языке «закаляться» означает тужирэх, а «закалять железо» — төмөр ширээх.

Казахские звуковые знаки: 1.А,Ә,Е, 2.Б,П, 3.Г,Ғ,К,Қ, 4.Д,Т, 6.Ж,З, 7.И,Й,Ы,І, 8.Л, 9.М, 10.Н,Ң, 11.О,Ө, 12.Р, 13.С,Ш, 14.Ү,Ұ,У, 15.Һ. разделены на 15 групп. Великолепие казахского Алып би, все знаки и слоги расположены в системе 15/15 в соответствии с определенной математической системой, то есть генеалогической системой нашего праотца Адама. Если начало этих групп — это начало, то конец — это их завершение после полного развития. Те, что состоят из одного звука-знака, не меняют своего значения.

Звук «Ғ» во втором слоге слова «Чингис» расположен во второй группе третьей строки этой таблицы (Г,Ғ,К,Қ). Если «Г» — это газ (воздух), основа Каз, то «Ғ» означает вершину слова «Аға» и движения.

Например, из этого второго слога «ғыс» происходят слова: ағыс (движение), бағыс, күнбағыс (древний путь, направление, проложенное предками Солнца (гундами)), соғыс (чтобы не отклоняться от праведного пути Аллаха, проложенного предками), тоғыс (слияние полных, совершенных интересов в одном месте), шығыс (начало, восход солнца), Шынғыс (истинный-правдивый, то есть праведный путь Аллаха, Чингис (Чин — самая высокая вершина горы, в переносном смысле — высшее сознание человека в познании праведного пути Аллаха)), в середине слова — Мангыстау (Мангыстау, то есть зимние стойбища манов), Шынғыстау (Чингизтау). Это полное значение «Ғыс». В этом также секрет изменения названия Казтау на Чингизтау.

У казахов слово «Ғыс» не используется в качестве первого слога для образования слов. В этом и заключается чудо написания истории кас биев одним словом.

В казахской родовой летописи рождение, взросление, совершенствование и полное развитие человечества обозначаются звуковыми знаками и числами, и все это переплетается. Поэтому иногда мы используем звуковые знаки 1-А, 2-Ә, 3-Б, 4-Г, 5-Ғ, 6-Д, 7-Е, 8-Ж, 9-З, 10-И, 11-Й, 12-К, 13-Қ, 14-Л, 15-М, 16-Н, 17-Ң, 18-О, 19-Ө, 20-П, 21-Р, 22-С, 23-Т, 24-Ү, 25-Ұ, 26-У, 27-Һ, 28-Ш, 29-Ы, 30-І вместо чисел. Это 30 звуковых знаков, использовавшихся Казахским каганатом — величайшей мировой державой за семьдесят тысяч лет существования человечества. Эти 30 знаков полностью соответствуют порядку рождения людей, родов, племен, народов, ханств (государств), каганатов в мировой истории. Мы живем в мире Алып би (Алиппе). Алипби — это самый надежный инструмент для осуществления культурных связей между различными государствами и народами в международном масштабе и определения их порядкового места происхождения.

Из звуковых знаков, ставящихся перед корнем «Ыс», образуются только шесть слов: Ғыс (5), Қыс (13), Мыс (15), Пыс (20), Рыс (21), Тыс (23). Как вы видите, оценка «Бес» дана «ғыс».

А Ад 1-6, Ада 1-6-1, Адай 1-6-1-11, Адам 1-6-1-15, Мангыстау 15-1-16-5-29-23-1-22-26, в то время как Шыңғыстау 28-29-17-5-29-22-1-22-26, ясно показывает, что Ман Ата, потомок Адама Ата, является продолжением Мангыстау.

Сможет ли нынешняя Латиница, которую мы собираемся принять, так же говорить нашу древнюю историю?

Здесь следует особо отметить, что все они в то время говорили на тюркском языке, то есть на современном казахском родном языке. Потому что за 1500 лет с момента основания империи хуннским каганом Модэ в 209 году до н.э. на территории нынешней Монголии проживало множество племен и родов, составлявших казахский этнос. Сегодня на обелиске, установленном в 1990 году в Аварга, летней ставке Чингисхана, в 25 км от русла реки Керулен, высечены знаки около сорока казахских племен и родов, основавших империю Чингис кагана. Это: аргыны, баганалы, балталы, шапырашты, бериши, ошакты, жалайыры, таракты, тама, табын, жаппас, шекты, канглы, телеу, кереи, алаша, таз, ысты, адай, сарыуйсин, дулаты, уаки, коныраты, рамадан, алтыны, кете, торткары, карасакалы, жагалбайлы, шеркеши, сикымы, албаны, ботбаи, шымыры, матаи и теристанбалы. Все эти роды и по сей день входят в состав казахского народа. Нет никаких данных о том, что они сменили язык, и не может быть. Потому что язык кочевого народа не может смешиваться с языком какой-либо другой страны.

Сам Чингисхан и его каганат, как и древние казахи, поклонялись единому Богу — Тенгри. В «Тайной истории монголов» говорится, что Чингисхан трижды «надел мешок на шею» и молился Тенгри. На древних кладбищах Мангыстау (например, Караман Ата, Шопан Ата, Шакпак Ата и т.д.) много могил с тенгрианскими знаками. Даже подземная мечеть «Шахпак Ата» построена в виде киреса.

Девизом каганата Чингисхана был Алаш, а знаками — «Стрела» и «Лук». Этот знак высечен на обелиске, посвященном Чингисхану, в Аварга, Монголия, месте его рождения. На Мангыстау и Устюрте нет ни одного кладбища, где бы не встречались такие знаки.

Вот истина того, что народы, населяющие Азию (Казию, Казахию) — крупнейший континент мира, изменили Темир на Чингис, Казтау на Чингизтау, а титул хан — на Каган.

В заключение хочу сказать. У казахов есть пословица «Два слова ер — это смерть». Наши предки не говорили два слова. Не нарушали обещаний. Ценили слово. Свою историю писали одним словом. Останавливались на одном слове, сказанном к месту. Это одно слово «Чингис» будет неопровержимым доказательством сказанного. «Рожденный от знатного — знатный», те, кто пил «остатки знаний» от мудрых старцев, те, кто хранит традиции предков, остановятся на этом слове, а «незнатные, не знающие своего происхождения, глупцы, не знающие семи поколений», снова набросятся на меня…

Но им следует помнить следующее. Несмотря

Previous Post

Интеллектуально-познавательный телевизионный проект «Енші»

Next Post

«Директор Карагандинского филиала «Казавтожола» задержан с поличным за взятку в 17 миллионов тенге (Видео)»

Next Post

"Директор Карагандинского филиала "Казавтожола" задержан с поличным за взятку в 17 миллионов тенге (Видео)"

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.