ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Священные места Казахстана: некрополь «Тогыз аулие»

Священные места Казахстана: некрополь «Тогыз аулие»

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
17 августа, 2017
in Без рубрики
0

На казахский народ, возлагая особую ответственность за выполнение нового стратегического направления «Казахстан-2050», Президент поставил задачу сохранения языка, религии и традиций как основного культурного стержня казахской нации, чтобы соответствовать требованиям времени. «Если нация лишается своей культуры, сама нация исчезает в корне. В этом случае только история казахов, светлые воспоминания о предках помогут нам преодолеть трудности в будущем».

Президент в своем ежегодном Послании народу Казахстана объявил о начале Третьей модернизации. Первое условие – сохранение культуры, самобытного национального кода.

«Нам необходимо приступить к масштабной и основательной работе по восстановлению нашей культуры. Важнейшим признаком патриотизма является формирование особого отношения к родной земле, культуре, традициям. Это основа культурной самобытности. Одной из актуальных проблем сегодня является сохранение священных мест с точки зрения культуры и духовного наследия». Наш Президент говорит: «Основная задача национальных символов – противостоять влиянию чужой идеологии». Вопрос заключается не только в восстановлении памятников, зданий, сооружений в Казахстане, но и в возможности внедрить священные места в сознание нашей нации как единое сакральное понятие. Одним из таких священных мест в Казахстане, которое можно отнести к этой группе, является некрополь «Тогыз әулие» в 150 километрах от Астаны. Там похоронены известные просветители и деятели казахской степи. Все они – представители казахской интеллигенции, жившие и трудившиеся в период пробуждения национального самосознания, почитавшие религиозную тематику. Они придерживались суфизма – духовно-интеллектуальной школы Ислама, с помощью которой казахи приняли ислам. А впоследствии его идеи поддерживали известные казахские философы, деятели культуры и духовности.

Огромное влияние на процессы формирования национального самосознания оказал великий казахский поэт-философ Абай. Он размышлял над вопросами духовного развития человека, которые являются основой суфийского учения. В ряде поэтических произведений Абая также встречаются религиозные темы. Кроме того, одна из пяти основных тем его прозаического произведения «Слова назидания» посвящена важности религиозных вопросов.

Поэт-философ Шакарим Кудайбердиулы также был знаком с основами суфизма. Он стремился связать религию с разумом, а науку – с религией. Это именно то, что предлагает духовно-интеллектуальная школа Ислама – суфизм.

Казахский просветитель Ы. Алтынсарин считал целесообразным знакомить молодое поколение с основами исламских религиозных учений. Его известное произведение «Мұсылман тұтқасы» (Опора мусульманина) служит учебником основ Ислама для учащихся.

Машхур Жусуп Копейулы, глубоко придерживавшийся суфийского учения, также может быть отнесен к известным представителям религиозно-философского направления казахской литературы.

Таким образом, священные места в Казахстане были связаны с суфизмом. Большинство из них в настоящее время сосредоточено на Юге и Западе Казахстана. На севере и в центре нашей страны также есть места, связанные с суфизмом, важные для развития казахской культуры. Они остались неизвестными из-за исторических обстоятельств в народе.

Следует помнить, что основной удар «красного террора» пришелся на северные и центральные регионы Казахстана. Поэтому были уничтожены все архивы, а национальные интеллигенты ночью вывозились в степь и расстреливались. Могилы многих из них остались неизвестными. Впоследствии их учеников отправляли в ссылку. Вместе с тем, в этих местах из-за неблагоприятных погодных условий мавзолеи не строились с древних времен. А сооружения, построенные из глинобитных блоков, были уничтожены коммунистами.

К сожалению, современные историки в своих исследованиях часто опираются на российские источники. «Волжская версия ислама» рассматривалась как особый инструмент выполнения «цивилизаторской миссии» России в степи. С созданием в 1788 году в Оренбурге Магометанского духовного собрания, распространение «волжской» версии Ислама в степи должно было стать препятствием для распространения «среднеазиатской» модели «ишанизма» среди казахских кочевников, поскольку российские власти не имели никакого влияния на прямой «среднеазиатский» Ислам.

Однако у казахов был свой Ислам, своя история и великие ученые, известные всему исламскому миру. Местные интеллигенты и духовные лидеры не принимали «ишанизм» или татарских мулл, обладали «иммунитетом» против внешних идеологических влияний. Среди народа были ученые-святые, которые передавали свои традиционные знания из поколения в поколение. Они поддерживали прямую связь с учеными-суфиями из арабских стран. Известно, что до прихода к власти ваххабитов Мекка была центром исторического традиционного суфийского ислама. Османская империя поддерживала этот наиболее толерантный Ислам. Поэтому ваххабитская идеология в первую очередь борется с суфизмом.

Среди суфийских ученых-святых, похороненных в некрополе «Тогыз әулие», – Шонтыбай-хазрет, Кутан-хазрет, Алдажар-хазрет и другие. Батыр кажи и Шонтыбай хазрет преподавали в медресе в Астраханском районе недалеко от Астаны и обеспечивали мечеть. В настоящее время это известное село по производству молочных продуктов – «Родина».

Если вникнуть в отрывок, написанный Батыр кажи, который скончался во время своей пятой хадж-миссии в Мекке и не вернулся на родину, прощаясь со своими мюридами (учениками), мы станем свидетелями интересных событий.

Будь здоров, мой край, мой народ, мой свет
Если умру, ты – мой след, мой потомок,
Когда я был в Мекке и Медине
Донесется ли азанный голос до твоих ушей.

Будь здоров, мой дорогой народ, если не увижу тебя
Не скучают ли по мне мои мюриды.
Надеюсь на великую милость моего Господа
Получу ли глоток из рая.

Юноши, где страна, где солнце
Где земля, если придет смерть.
«Пир без пира – шайтан», – гласит поговорка
Выберите себе пира, юноши!

При смерти твой пир тебе поможет
А где вам восемь райских врат без пира,
«Пир без пира – шайтан», – сказал хазрет
Вспомни эти слова в такой момент.

Рай достанется раскаявшемуся
Тому, кто не попал в Мекку в мечтах
Даже если твой пир плох
Есть и более великий за ним!

Опираясь на эту информацию, мы знаем, что наши предки поддерживали связь с мудрыми шейхами в Мекке. Поскольку их учителя были в Мекке, они не принимали узбекских ишанов и татарских мулл. Ежегодно совершая хадж, они участвовали в беседах и собраниях ученых. Наши суфии и хазрет-святые находились на самой высокой духовной ступени иерархии святости. Понимание трудов наших ученых о духовности требует глубоких знаний об Исламе. Они владели тремя языками: арабским, тюркским и персидским. К сожалению, при переводе трудов наших шейхов встречается много неточностей, поскольку для правильного перевода необходимо владеть всеми тремя языками.

Далее, я хочу познакомить вас с информацией, о которой многие не знают. Известный в народе поэт-святой Машхур Жусуп в своем дастане, посвященном Шонтыбай-хазрету, говорит так:

Прибыл ли ты благополучно, мой мудрец,
Лев, проявивший усердие ради веры!
Встретившись с пророком, обнявшись,
Пусть будет благословенно твое достижение с четырьмя женами!..

Как бы мы ни говорили, господин, тебе идет
Бог дал нам возможность говорить.
Аргын, Кыпшак, Найман и Керей, Уак, –
Ты начал, будучи лидером Среднего жуза…

Пусть же остальные будут в безопасности,
Таких, как вы, больше не родятся от матерей!
Заступничество от пророка, молитва от пира,
Когда это коснулось тебя, ты стал Кутб-заманом!

Кажекең сделал муридами Средний жуз,
Расскажу, сколько еще слов есть?!..
Бесконечны истории этого благородного мужа,
Если я начну их, слов будет много.

Шонтекем, дорогой мой, господин, мой пир,
Мой мудрый лидер Среднего жуза.
Я, хаджи, не видел никого, кроме тебя,
Ты был мужем, прославившимся на весь Алты Алаш!

(Машхур Жусуп, 3 том, 243 стр., 4 раздел: Документальные дастаны, Шонтыбайкажы. 1893 г.).

Из этих записей можно узнать, что среди казахов были святые-хазрет. Поэт-суфий и мыслитель Машхур Жусуп, называя Шонтыбай-хазрета Кутб-заманом, имел о нем представление. Кутб-заман – это высшая степень святости. Поэтому ясно, кем и чем мы можем гордиться. Наши предки были людьми высокого духа. Надеюсь, что ученые, связанные с программой «Священные места Казахстана», прочитают эти строки. Ведь помимо восстановления известных памятников, необходимо находить новые священные места, а таких мест у нас достаточно.

Место захоронения Шонтыбай-хазрета находится в некрополе «Тогыз әулие», расположенном в степной местности Жалтыр бекет аймагы. В этом некрополе также похоронен его предок, приемный сын батыра Кошкарбая – шайх Жакып-молла. Учитывая, что Кошкарбай батыр был из ханского рода, он женил его на Кумай, дочери калмыцкого хана Бадамхара, взятой в плен в битвах.

Сам Кошкарбай батыр родился в селе Караозек, ныне входящем в Омскую область. Будучи полководцем Абылайхана в Сибири, он не только нанес поражение более чем пяти тысячам джунгар и уранхайцев, но и оттеснил их за реку Обь.

Говорят, что сам Абылайхан в свое время получил благословение от этого Жакып молла.

Предки Кошкарбай батыра поселились в сибирских землях в XV веке прошлого тысячелетия. Они кочевали между реками Тобол и Туйрык. Их фактическое проживание в тех регионах подтверждается специально утвержденными географическими названиями. Нынешняя Новосибирская область издавна называлась Куландинской степью. А в Омской области есть соленое озеро Олжай. (Его древнее название Сортанкөл). Это название, вероятно, связано с батыром Олжаєм, предком Кошкарбай батыра. Известно, что Олжай-батыр Жамак-улы жил в конце XVI – начале XVII века, и у него было два сына-батыра по имени Сагалай и Балажайесим. Поскольку Олжай батыр возглавлял восстания против колонизации Сибири, российское правительство насильно обратило его младшего сына Балажай батыра в веру неверных. Потомки Балажай батыра известны в Сибири как знаменитый «род Полежаевых». Бывший губернатор Омска Леонид Константинович Полежаев – прямой потомок Балажай батыра. После захватнических войн России с целью колонизации, старший брат, под предводительством Олжай-батыра Жамак-улы, Сейткул-батыр был вынужден переселиться в Курымбельскую степь.

Причины выбора Жакып-моллой и его потомками этого отдаленного некрополя заставляют задуматься о том, что их предок Кошкарбай батыр, возможно, был похоронен именно здесь…

В этом древнем некрополе «Тогыз әулие» похоронены около тридцати хаджи, известные ученые своего времени и мужчины, совершившие хадж несколько раз. Один из них – старший султан Акмолинского округа Ибрагим-кажы Жайыкбай. Среди них, до сих пор неизвестные народу: Жанбатыр-хазирет, Кутан-хазирет, Алдажар-хазирет, Жантас-хазирет, Алта-хазирет, Муса-хазирет, знавший Коран наизусть Шернияз-кари, Нуртаза-хазирет, Садуакас-хазирет, Сопы-Копей-хазирет, Бакберген-хазирет и другие.

Мне посчастливилось побывать в этом некрополе «Тогыз әулие», на который снизошел священный свет Аллаха, и совершить дуа за выдающихся предков. Я считаю, что включение некрополя «Тогыз әулие» в список священных мест Казахстана будет способствовать тому, чтобы последующие поколения глубже узнали о служении своих выдающихся предков своему народу и подрастающему поколению, и оказали им должное уважение.

Салтанат Мубаракова, историк

Портал «Ұлт»

Previous Post

Обсуждены ход реализации программы «Рухани жаңғыру»

Next Post

Жаксыбеков: Составлен список учебников для перевода по гуманитарным дисциплинам

Next Post

Жаксыбеков: Составлен список учебников для перевода по гуманитарным дисциплинам

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.